(Действующий) Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
стимулирование энергосбережения во всех сферах экономики;
создание благоприятных условий для строительства и эксплуатации новых мощностей по производству (генерации) и передаче электроэнергии;
поэтапная ликвидация перекрестного субсидирования различных регионов страны и групп потребителей электроэнергии;
создание системы поддержки малообеспеченных слоев населения;
сохранение и развитие единой инфраструктуры электроэнергетики, включающей в себя магистральные сети и диспетчерское управление;
демонополизация рынка топлива для тепловых электростанций;
создание нормативной правовой базы реформирования отрасли, регулирующей ее функционирование в новых экономических условиях;
реформирование системы государственного регулирования, управления и надзора в электроэнергетике;
уточнение статуса, компетенции и порядка работы уполномоченного государственного органа.

II. Направления реформирования электроэнергетики

1. Совершенствование рынков электроэнергии

Одним из основных итогов реформирования электроэнергетики станет преобразование существующего федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей.

Оптовый рынок электроэнергии

В ходе трансформации существующей системы хозяйственных отношений в электроэнергетике должны быть обеспечены коммерчески непротиворечивые и технически реализуемые взаимоотношения между продавцами и покупателями электроэнергии. Эти отношения должны быть основаны как на конкурентном ценообразовании в тех секторах, где созданы достаточные условия для конкуренции, так и на устанавливаемых уполномоченным государственным органом тарифах в тех случаях, когда введение конкуренции невозможно по объективным технологическим условиям. Конкурентный оптовый рынок электроэнергии должен складываться на основе свободного коммерческого взаимодействия его участников, действующих по установленным правилам функционирования рынка.
На оптовый рынок будет поставляться электроэнергия, вырабатываемая генерирующими компаниями, сформированными на базе существующих тепловых, атомных и гидравлических электростанций, а также электроэнергия, вырабатываемая электростанциями региональных энергокомпаний и других производителей независимо от организационно-правовой формы.
На первом этапе каждому поставщику, за исключением независимых, обеспечивается равное право продажи на торгах определенной, одинаковой для всех, доли электроэнергии (5-15 процентов выработки) с целью отработки конкурентных механизмов, формирования инфраструктуры рынка, определения с помощью рыночных механизмов реальной стоимости энергии. На всю остальную электрическую энергию сохраняется государственное регулирование тарифов. Независимые производители поставляют всю произведенную электроэнергию по нерегулируемым государством тарифам с использованием механизма коммерческой диспетчеризации.
Формирование рыночных цен будет осуществляться на основании сопоставления ценовых заявок покупателей и продавцов по фактору минимальных цен (коммерческая диспетчеризация) в соответствии с порядком установления равновесных цен оптового рынка.
С целью снижения финансовых рисков на последующих этапах становления оптового рынка электроэнергии участникам рынка должна быть предоставлена возможность заключения контрактов на будущие поставки электроэнергии (мощности) и на покупку или продажу фиксированного объема электрической энергии (мощности) для поставки в оговоренную дату в будущем по согласованной цене (форвардных и фьючерсных контрактов), которые обеспечиваются страхованием (хеджированием) рисков резкого изменения рыночных цен.
Всем продавцам и покупателям электроэнергии, соблюдающим установленные правила и удовлетворяющим требованиям по минимальному объему производства (для производителей) или оборота электроэнергии (для прочих участников рынка), будет обеспечена возможность свободного выхода на рынок.
Взаимодействие участников конкурентного оптового рынка электроэнергии должно осуществляться на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины.
Для участников рынка, которые до их реформирования осуществляют одновременно деятельность в естественно-монопольных и конкурентных сферах, обязательным будет являться введение раздельного финансового учета по видам деятельности. В целях создания равных конкурентных условий деятельность по передаче и распределению электроэнергии будет отделена от других видов деятельности путем образования отдельного юридического лица.

Розничные рынки электроэнергии

В сфере поставок электроэнергии конечным потребителям необходимо сформировать эффективные розничные рынки электроэнергии, обеспечивающие надежное энергоснабжение потребителей при поэтапном развитии конкуренции.
Важным условием эффективности розничных рынков станет создание устойчивых и прозрачных в финансовом отношении региональных энергетических компаний, в том числе на основе реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации и государственного унитарного предприятия "Татэнерго" путем создания региональных сетевых дочерних акционерных обществ со 100-процентным участием материнских компаний в их уставном капитале или путем их разделения (выделения) на региональные генерирующие и региональные сетевые акционерные общества с пропорциональным распределением уставного капитала, имея в виду, что деятельность по передаче и распределению электрической энергии будет осуществляться региональными сетевыми компаниями.
Акционерным обществам энергетики и электрификации после их реформирования и передачи соответствующей деятельности в ведение региональных сетевых компаний будет присвоен статус гарантирующих поставщиков, обязанных заключить с любым обратившимся к ним потребителем договор на энергоснабжение в закрепленной за ними зоне. Гарантирующие поставщики будут осуществлять поставку электроэнергии на основе регулируемых тарифов, величина которых должна своевременно пересматриваться, с тем чтобы соответствовать реальной стоимости электроэнергии.
Розничная цена должна определяться как сумма оптовой цены электроэнергии, затрат по оплате услуг за передачу, распределение электроэнергии и регулируемой сбытовой надбавки. Деятельность сбытовых компаний на начальных этапах реформирования будет осуществляться в условиях государственного регулирования, минимизирующего возможность недобросовестного поведения в отношении потребителей.
На втором этапе реформы любая коммерческая организация, удовлетворяющая установленным требованиям и условиям, получит право осуществлять сбытовую деятельность. При этом потребителям, обслуживаемым любой сбытовой организацией, должен быть обеспечен равный доступ к распределительным сетям. Независимые сбытовые организации будут поставлять электроэнергию потребителям по договорным ценам. Любой потребитель, удовлетворяющий требованиям по минимальному объему потребления и оснащенный необходимыми системами коммерческого учета электроэнергии, имеет право на покупку электроэнергии у независимой сбытовой организации.
На розничных рынках электроэнергии допускается совмещение сбытовой деятельности с производством электрической энергии на собственных электростанциях.
Организации любой формы собственности, осуществляющие коммерческую деятельность по передаче и распределению электрической энергии (в том числе при введении в эксплуатацию новых распределительных сетей), обязаны организационно обособить эти виды деятельности путем создания отдельного юридического лица и обеспечить равный доступ к сетям всем заинтересованным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На начальном этапе необходимо учитывать региональную специфику розничного рынка электроэнергии. Темпы и особенности его создания и функционирования должны согласовываться с техническими особенностями поставки, передачи и распределения электроэнергии, а также с уровнем развития экономики регионов.
В регионах, где по техническим причинам временно невозможно развитие конкуренции, сохраняется государственное регулирование.

2. Реформирование электроэнергетической отрасли

В результате реформирования электроэнергетики и реализации мер по формированию оптового и розничных рынков электроэнергии должны быть созданы:
инфраструктура рынков электроэнергии, включающая в себя системного оператора, администратора торговой системы, федеральную и региональные сетевые компании;
коммерчески эффективные, привлекательные в инвестиционном отношении организации электроэнергетики.
Процесс реформирования охватит Российское акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России" (далее именуется - Российское акционерное общество "ЕЭС России"), его дочерние и зависимые общества, предприятия коммунальной энергетики и иные организации, являющиеся владельцами электрических сетей и оказывающие услуги по передаче и распределению электроэнергии, включая реформирование федеральных государственных унитарных предприятий атомной энергетики.

Создание федеральной сетевой компании

В процессе развития электроэнергетики была создана Единая энергетическая система России, являющаяся общенациональным достоянием и гарантией энергетической безопасности. Основной частью Единой энергетической системы России является единая национальная энергетическая сеть, включающая в себя систему магистральных линий электропередачи, объединяющих большинство регионов страны, и представляющая собой один из элементов гарантии целостности государства. С целью ее сохранения и укрепления, обеспечения единства технологического управления и реализации государственной политики в электроэнергетике создается федеральная сетевая компания. В ее состав должны быть включены существующие магистральные сети, являющиеся составными частями единой национальной энергетической сети и обеспечивающие в том числе объединение электростанций Российского акционерного общества "ЕЭС России" и региональных энергосистем, перетоки электроэнергии между ними, ее транзит, экспорт и импорт. Критерии (предельный уровень напряжения, объемы передаваемой энергии, изменение направления передачи мощности и т.п.), по которым линии электропередачи будут относиться к магистральным, определяются Правительством Российской Федерации.
Создание федеральной сетевой компании позволит:
укрепить интегрирующую роль Единой энергетической системы России и обеспечить взаимодействие производителей и потребителей электроэнергии на конкурентном оптовом рынке электроэнергии;
обеспечить непосредственное подключение всех регионов России к единой национальной электрической сети;
гарантировать равный доступ продавцов и покупателей на оптовый рынок электроэнергии;
осуществлять эффективное государственное регулирование тарифов на передачу электроэнергии;
повысить энергетическую безопасность государства;
способствовать проведению эффективной государственной внешнеэкономической политики в сфере электроэнергетики.
Уполномоченный государственный орган по согласованию с федеральной сетевой компанией совместно с системным оператором будет определять условия присоединения и режимы работы магистральных электрических сетей, сооружаемых за счет привлечения средств инвесторов и включаемых в единую национальную энергетическую сеть, но не входящих в состав федеральной сетевой компании.
На начальном этапе реформирования отрасли в срок до 1 февраля 2002 г. федеральная сетевая компания создается Российским акционерным обществом "ЕЭС России" на базе всех принадлежащих этому акционерному обществу магистральных сетей в качестве дочернего общества со 100-процентным участием в его уставном капитале. Федеральная сетевая компания приобретает магистральные сети, принадлежащие акционерным обществам энергетики и электрификации и иным организациям, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В учредительных документах Российского акционерного общества "ЕЭС России" и федеральной сетевой компании предусматривается порядок, обеспечивающий избрание представителей государства в совет директоров федеральной сетевой компании в количестве, составляющем большинство совета, при этом назначение руководителей (членов) исполнительного органа федеральной сетевой компании осуществляется с согласия совета директоров Российского акционерного общества "ЕЭС России".
В дальнейшем, но не позднее марта 2004 г., обеспечивается непосредственное участие государства в уставном капитале федеральной сетевой компании с целью получения контрольного пакета акций путем распределения ее акционерного капитала среди собственников Российского акционерного общества "ЕЭС России" пропорционально их долям в уставном капитале этого акционерного общества. По мере осуществления реформ и выхода государства из потенциально конкурентных сфер в электроэнергетике произойдет соответствующее увеличение его доли в уставном капитале федеральной сетевой компании, в том числе путем обмена акций генерирующих компаний, принадлежащих государству, на акции федеральной сетевой компании, принадлежащие другим акционерам.
Услуги по передаче и распределению электрической энергии подлежат регулированию со стороны государства в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.