(Действующий) Постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В учредительных документах Российского акционерного общества "ЕЭС России" и федеральной сетевой компании предусматривается порядок, обеспечивающий избрание представителей государства в совет директоров федеральной сетевой компании в количестве, составляющем большинство совета, при этом назначение руководителей (членов) исполнительного органа федеральной сетевой компании осуществляется с согласия совета директоров Российского акционерного общества "ЕЭС России".
В дальнейшем, но не позднее марта 2004 г., обеспечивается непосредственное участие государства в уставном капитале федеральной сетевой компании с целью получения контрольного пакета акций путем распределения ее акционерного капитала среди собственников Российского акционерного общества "ЕЭС России" пропорционально их долям в уставном капитале этого акционерного общества. По мере осуществления реформ и выхода государства из потенциально конкурентных сфер в электроэнергетике произойдет соответствующее увеличение его доли в уставном капитале федеральной сетевой компании, в том числе путем обмена акций генерирующих компаний, принадлежащих государству, на акции федеральной сетевой компании, принадлежащие другим акционерам.
Услуги по передаче и распределению электрической энергии подлежат регулированию со стороны государства в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
В последующем предполагается создание организации по управлению электросетевым комплексом Российской Федерации, обеспечивающей в том числе контроль Российской Федерации за деятельностью территориальных сетевых организаций, созданных в процессе реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации, и за деятельностью организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Российская Федерация в целях создания организации по управлению электросетевым комплексом Российской Федерации внесет в ее уставный капитал долю своего участия в уставном капитале организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, при этом Российская Федерация сохранит свой контроль над организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью путем прямого и (или) косвенного владения долей в ее уставном капитале не менее 50 процентов плюс одна голосующая акция.
С целью ускоренного развития электрических сетей и привлечения для этого инвестиций предусматривается возможность частного строительства линий электропередачи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Создание единой системы диспетчерского управления
(системного оператора)

В процессе реформирования электроэнергетики должна быть сохранена и укреплена единая система оперативно-диспетчерского управления отраслью посредством создания системного оператора. Основными задачами системного оператора должны стать управление режимами работы Единой энергетической системы России, составление и исполнение балансов производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежности энергосистемы страны и показателей качества электроэнергии.
Системный оператор оказывает всем участникам рынка услуги по управлению режимами работы энергосистемы и организует деятельность по прогнозированию производства и потребления электроэнергии. Поскольку системный оператор является монополистом, его деятельность будет отделена от других видов коммерческой деятельности, будет находиться под контролем государства, а оплата предоставляемых системным оператором услуг - осуществляться на основе тарифов, регулируемых уполномоченным государственным органом.
На начальном этапе реформирования отрасли в срок до 1 февраля 2002 г. системный оператор создается Российским акционерным обществом "ЕЭС России" на базе центрального диспетчерского управления и объединенных диспетчерских управлений в качестве дочернего общества со 100-процентным участием в его уставном капитале.
В учредительных документах Российского акционерного общества "ЕЭС России" и системного оператора предусматривается порядок, обеспечивающий избрание представителей государства в совет директоров системного оператора в количестве, составляющем большинство совета, при этом назначение руководителей (членов) исполнительного органа системного оператора осуществляется с согласия совета директоров Российского акционерного общества "ЕЭС России".
В дальнейшем, но не позднее марта 2004 г., обеспечивается непосредственное участие государства в уставном капитале системного оператора с целью получения контрольного пакета акций путем распределения его акционерного капитала среди собственников Российского акционерного общества "ЕЭС России" пропорционально их долям в уставном капитале этого акционерного общества. По мере осуществления реформ и выхода государства из потенциально конкурентных сфер в электроэнергетике произойдет соответствующее увеличение его доли в уставном капитале системного оператора, в том числе путем обмена акций генерирующих компаний, принадлежащих государству, на акции системного оператора, принадлежащие другим акционерам.
После получения контрольных пакетов акций в уставных капиталах федеральной сетевой компании и системного оператора государство рассмотрит вопрос о целесообразности их объединения.

Создание администратора торговой системы

В процессе реформирования отрасли создается администратор торговой системы, выполняющий задачи по организации торговли на оптовом рынке электроэнергии, обеспечению расчетов за поставляемую электроэнергию и услуги, оказываемые участникам оптового рынка, по обеспечению равных условий для всех участников оптового рынка электроэнергии, разработке правил оптового рынка и контроля за их соблюдением, организации системы досудебного урегулирования споров между участниками оптового рынка и контроля за действиями системного оператора, влияющими на экономическую эффективность оптового рынка.
Администратор торговой системы образуется участниками оптового рынка электроэнергии в форме некоммерческой организации. В целях обеспечения баланса интересов продавцов и покупателей электроэнергии и предотвращения злоупотребления монопольным положением в учредительных документах администратора торговой системы предусматриваются:
ограничение участия одного юридического лица или группы аффилированных лиц в органах управления и имуществе администратора торговой системы;
равное представительство поставщиков и покупателей (включая крупных потребителей) электрической энергии в органах управления администратора торговой системы;
обеспечение действенного государственного контроля за деятельностью администратора торговой системы;
порядок учета интересов всех субъектов рынка при принятии решений администратором торговой системы.
Администратор торговой системы разрабатывает и внедряет систему гарантий и расчетов на оптовом рынке электроэнергии, обеспечивающую возможность его функционирования.
Деятельность администратора торговой системы регулируется уполномоченным государственным органом в целях обеспечения равных условий для всех участников рынка в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами оптового рынка электроэнергии, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В отношении отдельных энергетических зон с недостаточной пропускной способностью линий связи с Единой энергетической системой России, для которых правила оптового рынка электроэнергии могут иметь региональные особенности, допускается создание зональных структурных подразделений администратора торговой системы.

Создание генерирующих компаний

На базе электростанций Российского акционерного общества "ЕЭС России" будут созданы крупные генерирующие компании, являющиеся самостоятельными участниками оптового рынка электроэнергии. При создании таких генерирующих компаний необходимо избежать появления монополистов в сфере производства электроэнергии и обеспечить максимально возможное выравнивание стартовых условий хозяйствования этих компаний (в первую очередь в отношении себестоимости генерации электроэнергии), а также прозрачность процесса формирования генерирующих компаний.
Гидроэлектростанции, обеспечивающие регулирование показателей качества электроэнергии в Единой энергетической системе России, включаются в состав генерирующих компаний на основе каскадного принципа, в соответствии с которым гидроэлектростанции одного каскада (при условии их существенной технологической зависимости друг от друга) принадлежат одной генерирующей компании.
На начальном этапе реформирования отрасли генерирующие компании создаются Российским акционерным обществом "ЕЭС России" в качестве дочерних обществ со 100-процентным участием в их уставных капиталах. Порядок формирования генерирующих компаний определяется Правительством Российской Федерации и обеспечивается через представителей государства в совете директоров Российского акционерного общества "ЕЭС России". Указанные генерирующие компании могут приобретать в соответствии с законодательством Российской Федерации электростанции, преобладающим видом деятельности которых является производство электроэнергии.
В процессе реформирования будет проводиться демонополизация сферы производства электроэнергии путем постепенного выделения генерирующих компаний из Российского акционерного общества "ЕЭС России" с пропорциональным распределением их акций (долей) между акционерами этого акционерного общества.
В целях увеличения доли государства в уставных капиталах федеральной сетевой компании и системного оператора, а также для привлечения частных инвесторов в сферу производства электроэнергии наряду с другими формами могут использоваться варианты обмена или продажи принадлежащих государству пакетов акций в уставных капиталах генерирующих компаний.
Для стимулирования конкуренции должны разрабатываться механизмы, ограничивающие доминирующее положение генерирующих компаний на оптовом рынке электроэнергии. В случае превышения устанавливаемого предела выработки электроэнергии генерирующая компания обязана либо продать избыточные мощности, либо разделиться на несколько компаний, либо в отношении этой компании будет применяться государственное регулирование цен, объемов производства и т.д.
Создаваемые генерирующие компании должны нести предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за сохранение, использование, реконструкцию, модернизацию или вывод из эксплуатации генерирующих мощностей.
Неэффективные с коммерческой точки зрения генерирующие мощности под влиянием рыночных факторов будут выводиться из эксплуатации с дальнейшей консервацией или реконструкцией в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом. Социальные гарантии работникам, задействованным на таких мощностях, должны обеспечиваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Реформирование акционерных обществ энергетики и электрификации

Реформирование акционерных обществ энергетики и электрификации будет направлено на повышение прозрачности и эффективности их деятельности, условием чего является разделенный финансовый учет деятельности по производству и сбыту электрической энергии и по создаваемым дочерним сетевым компаниям, в собственность которых передаются сетевые активы (линии электропередачи, подстанции и т.п.). Разделение деятельности явится одним из факторов формирования условий для равного доступа к сетевой инфраструктуре в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под влиянием рыночных условий допускается укрупнение акционерных обществ энергетики и электрификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, потому уже на первом этапе реформ будут сформированы финансово устойчивые и инвестиционно привлекательные региональные организации в сфере энергетики с высокой степенью прозрачности их деятельности.
После образования региональных сетевых компаний акционерным обществам энергетики и электрификации будет присвоен статус гарантирующих поставщиков, порядок деятельности которых разрабатывается и утверждается уполномоченным государственным органом.
По мере становления рынка статус гарантирующего поставщика может быть присвоен любой сбытовой компании на конкурсной основе. Порядок проведения конкурсов устанавливается Правительством Российской Федерации. Количество гарантирующих поставщиков и границы зон обслуживания будут определены на первом этапе реформирования, при этом в каждой зоне обслуживания в качестве гарантирующего будет выступать только один поставщик. Допускается укрупнение гарантирующих поставщиков на межрегиональной основе.

III. Нормативное правовое обеспечение реформирования
электроэнергетики Российской Федерации и системы
государственного регулирования

Реформа электроэнергетики может основываться только на прочной нормативной правовой базе, формирование которой должно иметь опережающий характер и осуществляться при непосредственном участии и контроле государства.
Принятие решений по отдельным направлениям реформирования отрасли должно обеспечиваться Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, а также представителями государства в органах управления акционерных обществ.
При разработке нормативной правовой базы приоритетными являются проекты федеральных законов об электроэнергетике, о внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации, в федеральные законы "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и "О естественных монополиях" и другие.
При реализации основных направлений реформирования электроэнергетики необходимо разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие основы функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии, а также уточнить структуру, полномочия и порядок работы органов, регулирующих отношения на оптовом и розничных рынках электроэнергии.
В период реформирования следует изменить принцип осуществления тарифного регулирования в целях:
обеспечения единства принципов и методики установления тарифов на всей территории страны;
установления тарифов, гарантирующих инвестиционную привлекательность соответствующих секторов за счет включения в тариф норм возврата капитала с учетом его доходности;
установления тарифов на тепловую энергию, учитывающих доход от продажи на конкурентном оптовом рынке электроэнергии, производимой за счет комбинированной выработки;
обеспечения равных условий работы на оптовом и розничных рынках электроэнергии и поэтапный отказ от перекрестного субсидирования тарифов на все виды продукции и услуг, в первую очередь в отношении тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
Особое значение для инвестиционной привлекательности электроэнергетики будет иметь обеспечение прозрачности, стабильности и предсказуемости тарифной политики, проводимой государством.

IV. Обеспечение прав инвесторов, кредиторов и акционеров при реформировании электроэнергетики Российской Федерации

Важнейшим направлением реформирования электроэнергетики является обеспечение прав и интересов российских и иностранных инвесторов, кредиторов и акционеров. Решения о реформировании организаций отрасли должны приниматься в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В ходе реформирования электроэнергетики должны обеспечиваться: