Действующий
Среднесрочная городская целевая программа
работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010-2011 годы
Наименование целевой Программы | Среднесрочная городская целевая программа работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010-2012 годы | |||||||
Основание для разработки Программы | Постановление Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 619-ПП "О Концепции среднесрочной городской целевой Программы работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010-2012 годы" | |||||||
Государственный заказчик-координатор Программы | Москомархитектура.Персональный руководитель Программы - председатель Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Кузьмин А.В. | |||||||
Государственные заказчики Программы | Департамент экономической политики и развития города Москвы;Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы;Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы;Комитет по культурному наследию города Москвы;Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы | |||||||
Разработчики Программы | Москомархитектура;Департамент экономической политики и развития города Москвы;Департамент земельных ресурсов города Москвы;Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы;Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы;Комитет по культурному наследию города Москвы;Государственное унитарное предприятие "Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ" (ГУП "Мосгоргеотрест"). | |||||||
Основные исполнители Программы | Москомархитектура, Государственное унитарное предприятие "Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ",другие исполнители, определяемые по результатам торгов | |||||||
Сроки и этапы реализации Программы | Первый этап - 2010 год;Второй этап - 2011 год;Третий этап - 2012 год. | |||||||
Цели Программы | 1. Совершенствование единой геоинформационной инфраструктуры, необходимой для деятельности органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций.2. Повышение качества государственного управления, государственных и иных услуг за счет более эффективного использования пространственных данных через расширение сферы оказания геоинформационных услуг.3. Развитие информационной базы для координации деятельности различных городских служб по упреждению и ликвидации негативных техногенных и природных процессов, безопасности отдельных объектов, повышения безопасности города в целом. | |||||||
Основные задачи Программы | 1. Геодезическое обеспечение единой геоинформационной инфраструктуры на основе совершенствования опорной геодезической сети города Москвы (ОГС) и спутниковых технологий с использованием системы ГЛОНАСС/GPS.2. Обеспечение пользователей актуализированными материалами дистанционного зондирования и информационными ресурсами Единой государственной картографической основы города Москвы (ИР ЕГКО).3. Создание трехмерной цифровой модели территории города Москвы.4. Инженерно-геологическое картографирование.5. Интеграция пространственных данных городских систем для обеспечения межведомственного информационного взаимодействия.6. Совершенствование нормативного, кадрового, научного и технологического обеспечений единого геоинформационного пространства города Москвы. | |||||||
Основные мероприятия Программы | 1. Мониторинг состояния ОГС и обеспечение нормативной плотности ее пунктов.2. Создание базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения города Москвы (СНГО Москвы) на основе спутниковых технологий с использованием системы ГЛОНАСС/GPS.3. Выполнение ежегодной программы работ на аэросъемку и приобретение материалов космической съемки на территорию города Москвы, обработку данных дистанционного зондирования и ведение Банка данных дистанционного зондирования по территории города Москвы.4. Реализация государственного задания по оказанию услуг на основе использования актуализированных ИР ЕГКО.5. Обеспечение однозначной пространственной привязки к соответствующим объектам ИР ЕГКО данных городских информационных ресурсов, в том числе: общемосковских классификаторов улиц, территорий и территориальных единиц города Москвы, Адресного реестра зданий и сооружений города Москвы, водных объектов, зеленых насаждений.6. Создание, ведение и использование базовых разделов трехмерной цифровой модели территории города Москвы: рельефа, зданий (в том числе в части текстуры фасадных решений градостроительных объектов) и подземных инженерных коммуникаций и сооружений.7. Обновление инженерно-геологических карт, ведение банка данных инженерно-геологических изысканий на территории города Москвы.8. Приведение действующих городских норм и правил в области картографии и смежных областей деятельности в соответствие с нормативными актами Российской Федерации. | |||||||
Финансовое обеспечение Программы | Общий объем финансирования* 1693750 млн. руб., в т.ч. по годам реализации (млн. руб.): | |||||||
Источники финансирования | 2010 г. | 2011 г. | Всего | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Расходы бюджета города Москвы на Программу: | 660005 | 777757 | 1437762 | |||||
Расходы на увеличение стоимости основных средств(761 0412 5220000) | 7763 | - | 7763 | |||||
"Работы по аэросъемке, приобретению материалов космической съемки территории города Москвы и обработке данных дистанционного зондирования"(761 0412 3401900 813) | 15000** | 23000 | 38000 | |||||
Расходы на геодезию и картографию(761 0412 5220000) | 535950 | - | 535950 | |||||
Расходы на реализацию государственных функций в области национальной экономики(761 0412 5220000) | 32600 | - | 32600 | |||||
"Эксплуатация информационных систем и ресурсов"(761 0410 3300200 822) | 1000 | - | 1000 | |||||
Расходы на геодезию и картографию(803 0412 5220000) | *** | - | *** | |||||
"Другие расходы по руководству и управлению в сфере установленных функций"(840 0114 0029900 813) | 14992 | - | 14992 | |||||
"Другие мероприятия в области архитектуры и градостроительства"(840 0412 3389900 813) | 2340 | - | 2340 | |||||
Расходы на геодезию и картографию(840 0412 5220000) | 50360 | - | 50360 | |||||
Расходы на геодезию и картографию(839 0412 5220000) | *** | - | *** | |||||
"Геодезическое и картографическое обеспечение (оказание услуг на основе актуализированных информационных ресурсов ЕГКО города Москвы)" | - | 268929 | 268929 | |||||
"Создание отраслевых картографических тематических информационных ресурсов на базе ЕГКО города Москвы" | - | 152579 | 152579 | |||||
"Обеспечение трехмерными пространственными материалами и данными" | - | 143365 | 143365 | |||||
"Создание базовой региональной системы навигационно-геодезического обеспечения города Москвы на основе ГЛОНАСС/GPS (СНГО Москвы)" | - | 57884 | 57884 | |||||
"Инженерно-геологическое обеспечение" | - | 15000 | 15000 | |||||
"Нормативное, программное и техническое обеспечение" | - | 117000 | 117000 | |||||
Внебюджетные источники: | 212657 | 43331 | 255988 | |||||
Итого по Программе: | 872662 | 821088 | 1693750 | |||||
постановление Правительства Москвы от 08.09.2009 г. N 971-ПП). *** Финансирование осуществляется за счет экономии, образующейся в результате проведения конкурсных процедур распорядителями бюджетных средств. Объем финансирования определяется по результатам и при условии указанной экономии. | * Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год и учитывают ассигнования из бюджетных и внебюджетных источников, необходимые для реализации тех мероприятий Программы, выполнение которых не предусмотрено смежными городскими целевыми программами и не осуществляется в рамках текущей деятельности участников Программы. ** Финансируется в рамках Перечня работ на аэросъемку и приобретение материалов космической съемки территории города Москвы, обработку данных дистанционного зондирования и ведения Банка данных дистанционного зондирования по территории города Москвы на 2010 год (||||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы | В результате реализации мероприятий Программы предполагается достичь следующих значений целевых показателей: | |||||||
Наименование: | Ед. изм. | 2009 г. (стартовые условия) | 2010 г. | 2011 г. | ||||
Нормативная плотность ОГС | % пунктов | 100 | 100* | 100* | ||||
Нормативная плотность геодезического мониторинга деформационных процессов земной поверхности территории города Москвы | % деф. знаков | 100 | 100 | 100 | ||||
Нормативная плотность базовых станций СНГО Москвы, введенных в эксплуатацию | % станций | 0 | 21 | 100 | ||||
Степень обеспеченности органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций материалами дистанционного зондирования | % требуемых видов данных | 85 | 59 | 100 | ||||
Уровень интеграции ИР ЕГКО и Адресного реестра зданий и сооружений | % адресных контуров | 97,5 | 97,8 | 98,2 | ||||
Степень готовности трехмерной цифровой модели территории города Москвы | % зданий в рельефе | 0 | 90 | 100 | ||||
Степень готовности банка данных инженерно-геологических изысканий | % геолог, скважин | 0 | 30** | 0 | ||||
*С учетом обеспечения нормативной плотности пунктов ОГС вследствие утраты порядка 5-10% пунктов в результате строительства и реконструкции объектов городской инфраструктуры. ** За счет внебюджетных источников | ||||||||
Система организации управления и контроля за выполнением Программы | Текущий контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы, государственные заказчики Программы по своим мероприятиям, Координационный совет по Программе развития единого геоинформационного пространства города Москвы, Совет по картографическому обеспечению города Москвы (по техническим требованиям). Внешний контроль за выполнением Программы осуществляют Департамент финансов города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы, Контрольно-счетная палата Москвы.Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы государственные заказчики по своим направлениям представляют Москомархитектуре отчеты в срок: до 15 февраля - о выполнении Программы за отчетный год, до 31 октября - о фактическом выполнении программы за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за текущий год.Москомархитектура представляет сводные отчеты Департаменту экономической политики и развития города Москвы: до 1 марта - о выполнении Программы за отчетный год, до 15 ноября - о фактическом выполнении Программы за 9 месяцев и об ожидаемом выполнении за текущий год. Возможная корректировка Программы осуществляется по итогам выполнения ее отдельных мероприятий путем внесения в установленном порядке изменений в постановление Правительства Москвы, которым утверждена Программа. |
Использование пространственной информации в различных отраслях городского хозяйства и органах исполнительной власти города Москвы обеспечивает принятие решений при выполнении законодательных, технических, управленческих, экологических мероприятий, долгосрочном и оперативном планировании, включая работы по разработке и уточнению Генерального плана города Москвы, задач социально-экономического развития города, ряда других задач, связанных с ведением городского хозяйства, в том числе задач по эксплуатации городских объектов.
- существующие пространственные данные со временем теряют свою актуальность и нуждаются в постоянном поддержании в современном состоянии;
- отсутствие отдельных видов пространственных данных влечет за собой недостаточную оперативность в принятии управленческих решений, в том числе, связанных с обеспечением безопасности города и его жителей, приводит к снижению качества информационных услуг;
- недостаточный уровень нормативного обеспечения тормозит развитие процессов, связанных с использованием пространственных данных и оказанием на их основе государственных и иных услуг;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры пространственных данных города Москвы тормозит процессы межведомственного информационного взаимодействия, а также оптимизации расходов на создание и эксплуатацию пространственных данных.
Комплекс задач, предусмотренный Программой, направлен на повышение эффективности использования существующих пространственных данных за счет их постоянной актуализации и совместного использования, развития нормативного обеспечения в данной области деятельности, а также создания новых видов данных, потребность в которых постоянно нарастает (таких, как трехмерные пространственные данные, включая данные о подземном, наземном и надземном пространстве города Москвы, данные о геологическом строении городской территории и др.), и оказания на их основе информационных услуг.
Основным принципом Программы является системный (комплексный) подход к реализации мероприятий по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы. Такой подход позволит сократить часть затрат при решении межведомственных задач. Он позволит в полной мере использовать взаимоувязанность, преемственность, интегрированность информационных ресурсов, возможность использования одной и той же исходной информации для реализации нескольких задач.
Настоящая Программа, являясь началом следующего этапа информационного обеспечения единого геоинформационного пространства города Москвы, направлена на качественно новый уровень информационного развития и представления пространственных данных.
- повышение эффективности при принятии управленческих решений и контроле их исполнения за счет использования актуальных (достоверных) пространственных данных, их интеграции в различные городские информационные системы и межведомственном взаимодействии;
- проведение единой технической политики при решении задач с использованием единого геоинформационного пространства для обеспечения социально-экономического развития города;
- сокращения эксплуатационных затрат в результате использования единого информационного обеспечения;
- внедрения в процессы планирования и управления городского хозяйства существующих и новых пространственных данных и информационных технологий;
- снижение социальной напряженности, основанной на непроверенных сведениях о деформациях земной поверхности города Москвы, вызванных интенсивным хозяйственным освоением его территорий, за счет публикации обоснованных заключений о характере деформаций потенциально опасных оползневых и карстовых участков;
- совершенствование механизмов регулирования управления имуществом города Москвы, рационального использования земель города;
- повышение социально-экономической эффективности от внедрения новых технологий и новых видов пространственных данных;
- повышение качества и сокращение сроков разработки проектной и рабочей документации по объектам строительства, в том числе подземного, сокращение неэффективно используемых территорий, в том числе подземного пространства города;
- повышение эффективности оценки влияния природных и техногенных факторов на стоимость строительства и уменьшение затрат при реализации инвестиционных проектов;
- обеспечение интеграционного взаимодействия с инфраструктурой пространственных данных Российской Федерации;
В результате реализации настоящей Программы будут решены задачи обеспечения органов исполнительной власти, организаций города Москвы, органов правопорядка и обеспечения мероприятий гражданской защиты города Москвы, Главного управления МЧС России по г. Москве, а также жителей города Москвы комплексными пространственными данными о территории города Москвы, включая данными о подземном пространстве, материалами и данными дистанционного зондирования, геологическими данными, отраслевыми пространственными (картографическими) ресурсами.
Программой предусмотрено решение серьезной экологической задачи - продолжение ведения мониторинга деформаций земной поверхности на участках развития оползневых и карстово-суффозионных процессов, создание пространственной базы для ведения различных видов тематических данных, включая экологических.
Совершенствование нормативного обеспечения создаст условия проведения единой технической политики при создании и использовании городских информационных ресурсов, обеспечивающих развитие единого геоинформационного пространства города Москвы.
Одним из вариантов решения поставленных Программой задач является экстенсивный (консервативный) вариант. В основу его заложено сохранение в несколько модифицированном виде принципов, характерных для стадии создания пространственных данных, формирующих единое геоинформационное пространство. В рамках этого варианта при реализации мероприятий приоритетным является создание и актуализация информационных ресурсов для поддержки, в основном, сначала отраслевых интересов в объемах собственных потребностей (за исключением отдельных видов данных, наиболее востребованных пользователями), а потом общегородских при соответственном отставании нормативного обеспечения. Реализация такого подхода связана с риском усугубления отставания информационного развития города Москвы от постоянно возрастающих потребностей в использовании пространственных данных.
В рамках второго (интенсивного) варианта предлагается использовать комплексный (системный) подход, в котором повышение качества государственных и иных услуг выступает в качестве основной цели. При этом выполнение мероприятий Программы должно носить взаимоувязанный характер, даже по отдельным видам работ разной тематики. Максимальное использование имеющихся пространственных данных в качестве исходных для формирования других данных является основным принципом реализации мероприятий Программы. Такой подход позволяет более эффективно и согласованно определять последовательность действий при реализации Программы.
Главным условием этого варианта является обязательное функционирование на основе данных единого геоинформационного пространства города Москвы эксплуатируемых и вновь создаваемых городских информационных систем, связанных с использованием пространственных данных для решения информационно-справочных, кадастровых, организационно-управленческих и других задач.
Так, например, переход на единое геоинформационное пространство города Москвы позволит снизить затраты на финансирование работ по эксплуатации подземных инженерных коммуникаций, выведет на новый уровень решение задач по проектированию, создаст условия для эффективного применения спутниковых методов определения координат при развитии геодезической основы, в производстве землеустроительных и кадастровых работ, инженерных изысканиях, геодезическом обеспечении строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, мониторинга деформационных процессов, навигации транспорта и других видов деятельности, требующих определения координат объектов.