(Действующий) Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР"...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
решает вопросы реорганизации и прекращения деятельности кооператива, вхождения его в союзы (объединения) и выхода из них.
Решения по указанным вопросам относятся к исключительной компетенции общего собрания кооператива. В соответствии с уставом кооператива или решением общего собрания к его исключительной компетенции могут быть отнесены и другие вопросы организационной, хозяйственной и общественной деятельности кооператива.
В крупных кооперативах для решения вопросов, относящихся к ведению общего собрания, могут созываться собрания уполномоченных.
4. Правление кооператива (председатель кооператива, в котором нет правления) осуществляет руководство текущими делами кооператива и принимает решения по вопросам, которые не отнесены к исключительной компетенции общего собрания (собрания уполномоченных). Председателем правления является председатель кооператива.
Председатель кооператива обеспечивает выполнение решений общего собрания (собрания уполномоченных) и правления, представляет кооператив в отношениях с государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями и другими кооперативами заключает договоры, совершает иные действия.
Ревизионная комиссия (ревизор) проверяет финансовую и хозяйственную деятельность правления.

Статья 15. Прекращение деятельности кооператива

1. Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) и прекращение деятельности (ликвидации) кооператива производятся по решению его общего собрания.
2. Деятельность кооператива может быть прекращена также по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, зарегистрировавшего кооператив, в следующих случаях:
а) когда кооператив в течение одного года с момента регистрации не приступил к производственно-хозяйственной деятельности или не возобновил фактически прекращенную деятельность по истечение одного года после подачи последней декларации о доходах;
б) при длительной (более шести месяцев) неплатежеспособности кооператива;
в) когда, несмотря на вынесенное исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов, зарегистрировавшим кооператив, предупреждение, кооператив неоднократно или грубо нарушает законодательство, регулирующее деятельность кооператива, финансовую дисциплину, установленный порядок осуществления внешнеторговых операций или устав данного кооператива.
Решение исполнительного комитета местного Совета народных депутатов о прекращении деятельности кооператива может быть обжаловано в суд в течение месячного срока со дня его вручения кооперативу. Решение о прекращении деятельности кооператива вступает в силу по истечении указанного срока, а в случае, когда оно обжаловано, - после вступления в законную силу решения суда.
3. При ликвидации кооператива имущество, оставшееся после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами, распределяется между членами кооператива.

Статья 16. Союзы (объединения) кооперативов

1. Кооперативы могут на строго добровольных началах объединяться в союзы (объединения) по видам деятельности и территориальные союзы (объединения) в районах, областях (краях), автономных и союзных республиках и в стране в целом.
2. Основные задачи союзов (объединений) кооперативов состоят:
в развитии кооперативной демократии, коллективном обсуждении наиболее важных вопросов деятельности кооперативов, обобщении опыта и выработке рекомендаций по наиболее полному использованию имеющихся резервов и возможностей, пропаганде кооперативного движения;
в содействии улучшению специализации производства, координации деятельности кооперативов, организации кооперационных связей и материально-технического снабжения, переработки, хранения и сбыта продукции;
в изучении состояния и перспектив развития рынка товаров (работ, услуг), на производстве и продаже которых специализируются кооперативы;
в обеспечении защиты прав кооперативов и оказании им юридической помощи, представлении их интересов в соответствующих государственных и иных органах, а также в международных организациях;
в оказании необходимого содействия кооперативам в совершенствовании производства, внедрении достижений научно-технического прогресса, рекламе их продукции (работ, услуг), подготовке и повышении квалификации кадров.
По решению съездов, собраний делегатов (уполномоченных) кооперативов на союзы (объединения) кооперативов может быть возложено централизованное выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций.
3. Союзы (объединения) кооперативов образуются на съездах, собраниях делегатов (уполномоченных) кооперативов, периодичность проведения которых определяется этими съездами и собраниями.
Союзы (объединения) кооперативов действуют на основании своих уставов, принимаемых съездами, собраниями делегатов (уполномоченных) кооперативов. Союз (объединение) кооперативов считается созданным, признается юридическим лицом и может осуществлять хозяйственную и иную деятельность с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством союзных и автономных республик.
Съезды, собрания делегатов (уполномоченных) кооперативов могут принимать примерные уставы кооперативов.
Союзы (объединения) могут иметь имущество, необходимое им для выполнения своих уставных задач и осуществления других видов деятельности.
Расходы на содержание союзов (объединений) и их аппаратов управления осуществляется за счет отчислений от доходов соответствующих кооперативов, а также за счет доходов от хозяйственной деятельности этих союзов (объединений).

III. Экономические основы хозяйственного механизма в системе кооперации

Статья 17. Основы хозяйственной деятельности кооператива

1. Деятельность кооперации в СССР строится на основе принципов социалистического хозяйствования и самофинансирования, широкого использования товарно-денежных отношений. При этом кооперативная форма производства и распределения произведенного продукта, а также доходов обусловливает особенности хозяйственного механизма в кооперации: в планировании, ценообразовании, оплате труда, взаимоотношениях с государственным бюджетом, банками, в материально-техническом обеспечении.
2. Производственный кооператив является экономически самостоятельным коллективным социалистическим товаропроизводителем. Действуя на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, он определяет направления своей деятельности, объем и структуру производства; осуществляет его планирование, организацию, реализует продукцию (работы, услуги).
Кооператив не вправе осуществлять деятельность, не соответствующую предмету и целям, предусмотренным его уставом, а в случаях, установленных законодательством, - и выданным лицензиям.
Потребительский кооператив обладает полной хозяйственной самостоятельностью в осуществлении своей деятельности и покрывает свои издержки за счет взносов членов кооператива и доходов от его хозяйственной деятельности.
3. Хозяйственно-производственные взаимоотношения кооператива с государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, организациями и гражданами - потребителями его продукции (работ, услуг), поставщиками материально-технических ресурсов, все его хозяйственные операции осуществляются только на договорных началах. Договор - единственный правовой и экономический документ, регулирующий все указанные хозяйственно-производственные взаимоотношения кооператива.
Соблюдение договорных обязательств, полный учет интересов потребителей являются важнейшим требованием к деятельности кооператива, основным критерием оценки качества и эффективности его работы. При несоблюдении договорных обязательств кооператив в установленном порядке несет имущественную ответственность, возмещает ущерб, нанесенный потребителю. Государственные, кооперативные и иные общественные предприятия, организации и граждане при несоблюдении договорных обязательств перед кооперативом несут в установленном порядке имущественную ответственность и возмещают нанесенный кооперативу ущерб.
Заключение договоров, включая выбор партнеров по договорам, является исключительной компетенцией кооператива и соответствующих предприятий, организаций и граждан. Вмешательство государственных и кооперативных органов управления и должностных лиц в установление и осуществление договорных отношений между кооперативом и другими предприятиями, организациями и гражданами не допускается.

Статья 18. Планирование

1. Кооператив самостоятельно планирует свою производственно-финансовую деятельность и социальное развитие коллектива. Планы (или сметы доходов и расходов) утверждаются общим собранием членов кооператива.
Кооператив при разработке планов (или смет доходов и расходов) исходит из платежеспособного спроса на свою продукцию, товары, работы и услуги, возможностей получения дохода, необходимого для производственного и социального развития и оплаты труда. При этом предусматривается эффективное использование земли и других природных ресурсов, действующих мощностей, применение прогрессивных технологий, экономное расходование сырья и материалов, энергии и топлива, изыскание и вовлечение в хозяйственный оборот местных и вторичных ресурсов, снижение издержек производства и обращения, рост производительности труда.
Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками материально-технических ресурсов.
2. Кооператив имеет право добровольно принимать на себя исполнение государственных заказов, в том числе на условиях конкурса с государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями и организациями. Для исполнения государственного заказа заключаются хозяйственные договоры с соответствующими потребителями продукции (работ, услуг) и с поставщиками материально-технических ресурсов.
Кооперативы активно участвуют в экономическом соревновании с государственными и иными предприятиями и организациями за получение государственных заказов, добиваясь повышения качества продукции (работ, услуг), снижения себестоимости, цен (тарифов).
Кооперативы и их союзы (объединения) могут принимать участие в оптовых ярмарках и заключать договоры с потребителями на поставку продукции и с поставщиками - на закупку материально-технических ресурсов.
3. При разработке своих планов кооператив использует установленные государством долговременные экономические нормативы: уровни цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги), производимую и реализуемую по договорам на исполнение государственного заказа, ставки налоговых платежей, проценты по ссудам банков, нормативы платы за природные ресурсы, платы за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативы отчислений в государственный фонд социального страхования. Какие-либо другие экономические нормативы или иные исходные данные для планирования кооперативам не устанавливаются.
По вопросам природопользования и охраны окружающей среды кооперативы согласовывают свои планы с исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов.
4. В целях обеспечения комплексности при разработке планов производства продукции (работ, услуг), координации деятельности кооперативов с другими предприятиями и организациями на территории или в отрасли кооператив сообщает соответствующему органу управления или предприятию (организации, учреждению), при котором он создан, намечаемые им объемы производства и реализации продукции (работ, услуг), размеры доходов и расходов.
При этом кооператив может решать с соответствующими органами управления, предприятиями и организациями вопросы обеспечения производства продукции (работ, услуг) материально-техническими ресурсами и подрядными строительно-монтажными работами. Орган управления совместно с кооперативами, действующими на данной территории (в отрасли), обеспечивает комплексную увязку предложений кооперативов и учитывает их в планах экономического и социального развития соответствующего региона (отрасли).
5. Для повышения научной обоснованности и сбалансированности планов центральные экономические органы и их органы в республиках, министерства и ведомства, Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов по запросам кооперативов оказывают им всемерное содействие в использовании необходимых нормативных документов по организации производства и труда, капитального строительства, осуществлению мероприятий по экономному использованию материальных и финансовых ресурсов и по другим направлениям деятельности кооперативов.

Статья 19. Цены и ценообразование