Действующий
Государством сформулирована задача развития ядерного комплекса страны, которая реализуется через федеральные целевые программы.
Кадровое обеспечение атомной отрасли является одной из наиболее сложных проблем современного этапа ее развития. Прогнозируемые темпы и масштабы развития атомной энергетики требуют опережающего роста кадрового наполнения всех структур атомного энергопромышленного комплекса. Сложившаяся к настоящему времени система формирования и сохранения кадрового потенциала в атомной отрасли явно недостаточна для ее крупномасштабного развития. Необходима реализация условий, которые способны изменить ситуацию на рынке трудовых ресурсов и обеспечить наполнение отрасли квалифицированными кадрами.
Подготовка кадров должна опережать реализацию программ разработки и развития технологий, строительства ядерных объектов и ввода их в эксплуатацию. Масштабный ввод атомных электростанций и других ядерных объектов опасен без тщательной проработки и реализации кадровой политики.
Прогнозные оценки потребностей в специалистах всех комплексов атомной отрасли (ядерный энергетический комплекс, ядерный оружейный комплекс, научно-технический комплекс и комплекс по обеспечению ядерной и радиационной безопасности) свидетельствуют о необходимости подготовки преподавательского состава, способного обеспечить обучение специалистов соответствующего профиля в количестве 3500-3900 человек ежегодно до 2020 года. При этом должны быть созданы соответствующая инфраструктура и социально-психологические условия для притока требуемого количества обучающихся.
Оценка состояния и динамики развития Московского инженерно-физического института (государственного университета) в 2006-2008 годах представлена в приложении N 1.
К моменту реструктуризации в атомной отрасли сложилась неблагоприятная ситуация с кадровыми ресурсами (общая численность работающих составляет около 300 тыс. человек), которая не отвечает Программе развития атомной отрасли Российской Федерации и не может обеспечить ее выполнение. Средний возраст руководителей высшего и среднего звена составляет 55-60 лет, а специалистов - 45 лет. При общем снижении численности научных сотрудников растет их доля в численности лиц, достигших возраста, превышающего 60 лет. Существует проблема закрепления молодых специалистов на предприятиях отрасли. Доля численности молодых специалистов остается ниже удельного веса численности специалистов, достигших пенсионного возраста.
Структура ведущих вузов, готовящих кадры для атомной отрасли, не оптимальна (дублирование, ограниченные возможности стимулирования кадров для работы в региональных организациях Корпорации, непрофильные специальности и другое) и нуждается в существенном совершенствовании. Материально-техническая база и кадровый состав преподавателей вузов, созданных Корпорацией, не позволяют осуществить требуемое масштабное воспроизводство кадров отрасли.
В последние годы в экономически развитых странах наблюдаются процессы интеграции и укрупнения вузов, в результате чего повышается эффективность использования материальных и человеческих ресурсов, оптимизируются структура образовательных программ и система управления.
Выход из сложившейся ситуации с подготовкой кадров для ядерного комплекса России заключается в создании университета, интегрирующего передовые научные исследования и образовательные программы, решающего кадровые и исследовательские задачи инновационного развития высокотехнологичных отраслей в рамках единого образовательного пространства, представляющего собой совокупность взаимосвязанных систем учебного, методического и информационного обеспечения, обеспечения качества образования, управления, планирования и мониторинга образования, а также обеспечения мобильности обучающихся лиц, аспирантов, ученых и преподавателей. Именно таким и должно стать федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (далее - университет), создаваемое путем присоединения распределенных по регионам России учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для атомной отрасли, к головному вузу - государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Московский инженерно-физический институт (государственный университет)" (далее - институт). Cоздаваемый по такому принципу университет является сетевым и представляет собой регионально-распределенную сеть структурных подразделений, осуществляющих подготовку кадров в рамках единого образовательного пространства и проводящих передовые научные исследования в интересах высокотехнологичных отраслей.
Развитые страны мира признают необходимость приоритетного и опережающего обеспечения ядерной энергетики квалифицированными кадрами прежде всего по причине осознания необходимости масштабного развития атомной энергетики как гаранта энергетической безопасности страны и понимания особых требований, предъявляемых к работникам атомной отрасли. В связи с решением многих стран мира развивать атомную энергетику правительства этих стран опережающими темпами развертывают подготовку необходимых специалистов. В США, Китае, Корее, Японии и странах, входящих в Евросоюз, приняты государственные программы, направленные на привлечение молодежи к получению образования в области ядерных технологий и развитие национальной системы ядерного образования.
Важными аспектами развития национальных систем ядерного образования являются быстрый отклик на потребности рынка, гибкая кадровая структура и развитие индивидуального подхода к обучению.
Наиболее отчетливо просматриваются 2 направления государственной политики в области ядерного образования - поддержка лидирующих университетов и усиление сотрудничества и кооперации между университетами на национальном и международном уровнях, что позволяет более эффективно осуществлять управление, передачу и сохранение знаний в области ядерной науки и технологий.
В мире существует целый ряд примеров объединения ядерных университетов на национальном уровне. Чаще всего это такие ассоциативные объединения, как Российский ядерный инновационный консорциум и Европейская сеть ядерного образования.
Ключевыми факторами при таком объединении ядерных университетов в передовых странах являются глубокая интеграция и взаимодействие образовательных учреждений, исследовательских центров и объектов ядерной промышленности. Международный опыт показывает, что исследовательские программы в коммерческих компаниях эффективны при решении кратковременных и ближайших задач, а университеты имеют неоспоримое преимущество при решении долгосрочных проблем и являются постоянным источником инноваций. Сотрудничество отраслевых предприятий с вузами рассматривается как важнейший фактор кадровой и научно-технической политики этих предприятий. В объединенных межуниверситетских консорциумах, как правило, осуществляется ротация и обеспечивается мобильность студентов, преподавателей и исследователей, что рассматривается как эффективный путь для передачи и распространения знаний, навыков и умений.
Ввиду специфики ядерных технологий во всех странах государственная поддержка рассматривается как один из ключевых факторов в построении современной развитой системы ядерного образования даже при условии, что атомная отрасль является объединением частных фирм. Только государственная поддержка (в США это гранты Министерства энергетики Соединенных Штатов Америки) позволяет осуществить соответствующее финансовое обеспечение работ по поддержанию и модернизации учебно-научной базы вузов, направить исследования в сторону необходимых перспектив развития отрасли.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в России созданы предпосылки для возникновения университетов высокого уровня. Создание университета, одинаково эффективно осуществляющего образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования, полностью соответствует мировым тенденциям в области ядерного образования и является логическим развитием результатов, достигнутых в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Университет будет обладать следующими конкурентными преимуществами на мировом рынке образовательных услуг:
охват всех уровней подготовки среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, а также дополнительного и послевузовского профессионального образования;
полный спектр образовательных программ, отвечающих требованиям всех комплексов атомной отрасли (ядерного энергетического комплекса, ядерного оружейного комплекса, научно-технического комплекса и комплекса по обеспечению ядерной и радиационной безопасности);
научно-педагогические связи с ведущими организациями, прежде всего атомной отрасли, а также эффективное использование интеллектуального потенциала российских ученых;
гарантированный спрос на специалистов в области высоких технологий, особенно в атомной отрасли, и масштабный запрос на экспорт образовательных услуг в области ядерного образования и высоких технологий со стороны стран дальнего и ближнего зарубежья в связи с принятием национальных программ развития атомной энергетики.
Вместе с тем интеграция образования и науки позволит использовать уникальную научно-технологическую базу высокотехнологичных наукоемких предприятий и интеллектуальный потенциал ученых для образовательных и научных целей.
тесная интеграция науки и образования и обеспечение на ее основе эффективной образовательной и научно-исследовательской деятельности;
проведение фундаментальных и прикладных исследований по широкому спектру приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и критических технологий в Российской Федерации;
наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации кадров;
максимальное сближение производственных и образовательных целей, эффективное использование кадрового и научно-технического потенциала регионов (прежде всего закрытых административно-территориальных образований и городов с градообразующими предприятиями атомной отрасли), ориентация системы образования на подготовку магистров, специалистов, бакалавров, техников для предприятий атомной отрасли - партнеров университета (в первую очередь в регионах), реализация особого алгоритма обучения студентов внутри единого образовательного пространства с целью обеспечения высокого уровня качества образования и эффективного закрепления выпускников на предприятиях отрасли.
Реализация инновационного сценария развития страны приводит к интенсивным структурным сдвигам в пользу высокотехнологичных отраслей. Это повышает требования к выпускникам, которые должны быть восприимчивы к инновациям, иметь современную профессиональную подготовку, обладать компетенциями в сферах информационных технологий, экономики и менеджмента. Именно такие выпускники университета будут способствовать существенному повышению эффективности развития высокотехнологичных отраслей и создавать тот ресурсный потенциал, который необходим для актуальных структурных преобразований атомной отрасли. Одновременно требуется опережающая подготовка и переподготовка кадров новой формации для инновационных отраслей регионов, что особенно существенно для реализации региональных программ социально-экономического развития. Комплексное решение этих задач соответствует долгосрочным интересам России в области создания инновационной экономики, конкурентоспособной на мировом рынке, и позволит, в частности, российскому атомному энергопромышленному комплексу развиться до уровня "глобального игрока" в области энергетики и ядерного бизнеса, обеспечивающего потребности мирового и российского рынка конкурентоспособной продукцией и услугами с высокой добавленной стоимостью при соблюдении всех требований экологии и безопасности.
Существенное влияние на реализацию Программы оказывают качественные преобразования и структурирование регионального рынка образовательных услуг. Несмотря на кажущуюся насыщенность, он характеризуется делением на локальные сегменты, в которых действуют отдельные вузы с отчетливыми структурными диспропорциями по отношению к реальному спросу на специалистов.
Одной из основных задач университета является обеспечение социально-экономического развития регионов, на территории которых расположены градообразующие предприятия Корпорации и образовательные учреждения университета (12 субъектов Российской Федерации и 9 закрытых административно-территориальных образований, входящих в состав 5 из 12 субъектов Российской Федерации и оказывающих значительное влияние на их развитие).
В рамках создания университета предусмотрен комплекс мер по повышению конкурентоспособности и ускорению инновационного развития регионов путем реализации программ воспроизводства кадров для градообразующих предприятий, интеграции науки, образования и производства, внедрения новых инновационных технологий.
Развитие инфраструктуры университета предполагает строительство научно-учебных корпусов и социально значимых объектов, модернизацию зданий и сооружений, совершенствование и приобретение учебного и научного оборудования. Это будет способствовать повышению качества подготовки специалистов, сокращению разрыва между уровнями образования в центральных и региональных учебных заведениях и, как следствие, закреплению специалистов на предприятиях регионов Российской Федерации.
реализацию инновационных образовательных программ различного уровня, интегрированных с международным образовательным пространством;
Эффективность деятельности университета характеризуется достижением интегральных целевых индикаторов, а также индикаторов по каждому из мероприятий Программы, которые необходимы для мониторинга успешности образовательной, научной и инновационной деятельности, развития кадрового потенциала, роста международного признания и финансовой устойчивости университета.
Университет - высшее учебное заведение, предметом деятельности которого является подготовка специалистов по образовательным программам среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и по дополнительным профессиональным образовательным программам, а также ведение научной деятельности.
Целью создания университета является кадровое и научно-инновационное обеспечение атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей по профильным специальностям университета на основе системной модернизации многоуровневого профессионального образования университета, обеспечения интеграции науки, образования и производства.