Действующий
2.1. Настоящие Санитарные правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, занятых проектированием, изготовлением, реконструкцией формирований железнодорожного транспорта специального назначения.
2.2. Проектная документация на изготовление новых образцов подвижного состава формирований специального назначения, а также на модернизацию существующих типов, изготовление отдельных элементов внутреннего оборудования должна иметь
санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное в установленном порядке (
ст.42. п.2 Закона).
2.3. Для продукции, отделочных и конструкционных материалов, используемых при строительстве формирований железнодорожного транспорта специального назначения, обязательно наличие санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту - заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (заместителем Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту) на основании экспертных заключений испытательных лабораторных центров при центрах госсанэпиднадзора МПС России согласно области их аккредитации (
ст.43,
ст.51 Закона).
2.4. Контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил осуществляется органами госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте.
3. Требования к территории, планировке стационарных помещений, оборудованию и организации рабочих мест
3.1.1. Территория расположения РСП, ВП и ПП должна быть оборудована:
железнодорожными подъездными путями, обеспечивающими передвижение подвижного состава и связью с железной дорогой общего назначения;
безопасными в эксплуатации электроустановками со светильниками, обеспечивающими освещение железнодорожных и автомобильных подъездных путей и территории;
асфальтированными подъездными путями и асфальтированными дорожками для прохода работников и проезда транспортных средств;
водозаправочными колонками, снабженными стационарно закрепленными на них шлангами с устройствами, предохраняющими от возможного загрязнения воды;
специально оборудованной площадкой для практических занятий.
3.1.2. Состав стационарных помещений РСП определяется установленным объемом выпускаемой продукции, технологией производства сварочно-наплавочных работ и используемым оборудованием в соответствии с регламентом технической оснащенности рельсосварочных поездов.
3.1.3. Размещение стационарных объектов РСП и ВП, а также стационарной базы участков дефектоскопии дистанций пути должно соответствовать требованиям строительных норм и правил.
3.1.4. Планировка стационарных объектов РСП и ВП, а также стационарной базы участков дефектоскопии дистанций пути должна предусматривать следующие отдельные группы помещений:
3.1.5. Аккумуляторные отделения следует оборудовать в отдельных помещениях. Пол в аккумуляторном отделении должен быть выстлан кислото- и щелочеустойчивыми материалами.
3.2. Требования к территории, планировке помещений, размещению оборудования и организации рабочих мест рельсосварочных поездов.
3.2.1. Производственные здания РСП должны иметь следующие производственные участки (отделения):
3.2.2. Производственные участки, размещенные по ходу технологической производственной линии сварки новых и старогодных рельсов, должны быть пространственно отделены друг от друга, в необходимых случаях иметь ограждения либо располагаться в обособленных помещениях.
3.2.3. Используемое силовое сварочное, прессовое и иное производственное оборудование, машины, агрегаты и инструмент, эксплуатация и использование которого связано с возможностью производственных травм и иных поражений организма работников, должно иметь защитные ограждения, оборудоваться средствами и устройствами удаления вредных выбросов.
3.2.4. Рабочее место шлифовщика по обработке торцов поступивших в обработку рельсов должно быть укомплектовано подставкой для размещения используемого электрошлифовального инструмента (типа МРШЗ) на время технологических перерывов и креслом, обеспечивающим возможность изменения постоянной рабочей позы "стоя" в указанные паузы.
3.2.5. Работа оборудования для обрезки рельсов под сварку (станок модели ГД-174) при отсутствии защитных устройств (кожухов, щитков), неисправности заземляющих устройств, с некачественным или выкрошенным абразивным диском, а также при неисправной вытяжной вентиляционной системе запрещается.
3.2.6. При выполнении операций сварки рельсов на машине для контактной сварки типа К-1000 (К-190) обслуживающий персонал должен находиться вне зоны распространения искр и брызг расплавленного металла.
Пол в зоне размещения контактно-сварочной машины должен быть нескользким, плотным, огнестойким и малотеплопроводным.
3.2.7. Операции по грубой и чистовой шлифовке сварных стыков рельсов должны выполняться с применением исправного абразивного инструмента.
3.2.8. Рабочее место дефектоскописта, осуществляющего контроль сварных швов, должно быть организовано в отдельном специально обустроенном помещении.
3.3. Требования к размещению оборудования и организации рабочих мест участков дефектоскопии дистанций пути.
3.3.1. Участок дефектоскопии дистанции пути должен размещаться в помещениях общей площадью не менее 150 м2.
3.3.2. Кабинет для проведения технической учебы, компьютерный класс, кабинет мастера участка дефектоскопии, кабинет наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) и комната приема пищи не должны располагаться рядом с мастерской и аккумуляторным отделением.
3.3.3. Компьютерный класс, оборудованный видеодисплейными терминалами и персональными электронно-вычислительными машинами, должен соответствовать
требованиям санитарным# нормам# и правилам# по работе с видеодисплейными терминалами.
3.3.4. Аккумуляторное отделение следует располагать в отдельном помещении. Полы и стены в аккумуляторном отделении должны быть отделаны щелочеустойчивыми материалами. Аккумуляторное отделение должно быть оборудовано умывальником с подводкой воды.
3.3.5. Ангар для хранения и технического обслуживания дефектоскопных автомотрисс необходимо оборудовать осмотровыми канавами, которые должны быть защищены от грунтовых вод, стены их облицованы светлой глазурованной плиткой, оборудованы нишами для размещения осветительного оборудования и запчастей; пол должен иметь уклон в сторону трапа.
При ремонте дефектоскопных автомотрис вне осмотровых канав необходимо обеспечивать работающих лежаками.
3.3.6. Рабочие места мастера участка дефектоскопии и наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) должны отвечать современным эргономическим требованиям.
3.3.7. В помещении для проведения ремонта и наладки дефектоскопов рабочее место наладчика путевых машин и механизмов (по дефектоскопии) должно быть оборудовано двухтумбовым рабочим столом, обеспечивающим оптимальное расположение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, и рабочим стулом (креслом).
3.3.8. Требования к ультразвуковым дефектоскопам.
Характеристики и допустимые уровни ультразвуковых колебаний, воздействующие на работника, должны соответствовать требованиям государственного стандарта по общим требованиям безопасности для ультразвука.
При проектировании новых двухниточных съемных дефектоскопов и модернизации дефектоскопов существующих марок должны предусматриваться меры по максимальному ограничению ультразвука, воздействующего контактным путем, в том числе:
применение виброизоляционных покрытий для ультразвуковых искателей в зоне захвата их пальцами рук;
ультразвуковые искатели должны иметь форму, обеспечивающую минимальное напряжение мышц при удержании их руками, а также удобное их положение при выполнении работы.
При проектировании новых двухниточных съемных дефектоскопов следует предусматривать снижение общей массы дефектоскопа в рабочем состоянии (в том числе и за счет создания облегченных складных дефектоскопных тележек) до 60 кг при обслуживании дефектоскопа операторами-мужчинами и до 20 кг при обслуживании дефектоскопа операторами-женщинами.
Детали дефектоскопов в зонах, контактирующих с руками оператора, должны иметь коэффициент теплопроводности не более 0,5 Вт/м град, что снижает возможность охлаждения рук и является существенной профилактической мерой от воздействия контактного ультразвука.
4. Требования к параметрам среды в стационарных помещениях и системам их обеспечения
4.1. Концентрации химических веществ, промышленных аэрозолей и пыли в воздухе рабочей зоны производственных помещений различного назначения не должны превышать максимально разовых и среднесменных значений ПДК.
4.2. Параметры микроклимата в производственных помещениях должны соответствовать требованиям
санитарных правил и норм в зависимости от категории работ по уровню энергозатрат или физической тяжести работ.