Действующий
В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Первоочередность решения данной проблемы напрямую связана с национальными приоритетами социально-экономического развития страны. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. особо отмечена необходимость создания безопасных условий жизни, снижения уровня преступности в стране, улучшения состояния здоровья российской нации и прекращения распространения наркомании как основ для раскрытия потенциала страны.
В настоящее время проблемы, связанные с предупреждением распространения наркотиков, противодействием их незаконному обороту, лечением больных наркоманией и их социальной реабилитацией на общегосударственном уровне, решаются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В связи с этим надлежащая координация деятельности указанных органов, а также негосударственных организаций и общественных объединений становится непременным условием решения проблемы противодействия распространению наркомании.
Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их увязка с реальными возможностями федерального бюджета.
Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблемы:
Сосредоточение усилий исключительно на одном из этих направлений не позволит получить устойчивый положительный эффект, на который рассчитана Программа. При этом реализация каждого отдельно взятого направления окажется значительно более затратной по сравнению с комплексным решением проблемы. Так, предпринимаемые на протяжении последних десятилетий попытки решения проблемы преимущественно силовыми методами оказались несостоятельными. Несмотря на значительное количество (более 100 тысяч в год) лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, в том числе к лишению свободы, наркоситуация в стране в лучшую сторону не менялась, расходы на деятельность правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков, а также на содержание осужденных в пенитенциарных учреждениях возрастали. Вследствие подобного одностороннего воздействия на проблему спрос на наркотики не уменьшался, цены на нелегальном рынке росли, что приводило к ухудшению общей криминогенной ситуации в стране.
Программа разработана в целях координации усилий и повышения эффективности мер по противодействию наркоугрозе и ориентирована на совершенствование профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, усиление борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Основные положения Программы учитывают результаты реализации федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы", решения органов государственной власти Российской Федерации и направлены на выполнение задач федерального уровня.
В связи с тем, что основные направления государственной политики в сфере оборота наркотиков и в области противодействия их незаконному обороту определены пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", а также учитывая специфику и многоаспектность характера противодействия незаконному потреблению и незаконному обороту наркотиков, рассмотрение альтернативных вариантов решения проблемы не требуется.
Существует вероятность временного повышения в период реализации Программы спроса на наркотики, которое явится реакцией части подростково-молодежного контингента на проведение в средствах массовой информации социальной рекламы антинаркотической направленности. Возможно также увеличение количества совершаемых преступлений, обусловленное прогнозируемым ростом цен на наркотики, находящиеся в незаконном обороте. Однако данные явления не будут носить длительного характера, и их последствия будут устранены в период реализации Программы как в результате выполнения программных мероприятий, так и в процессе осуществления государственными заказчиками Программы своих полномочий в рамках основной деятельности.
При разработке Программы учитывались российский и зарубежный опыт противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, предложения федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, научных и практических работников.
Программа разрабатывалась в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Целью Программы является сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации на 16-20 процентов по сравнению с 2004 годом.
Согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, проведенного в рамках федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы", количество лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, на 1 января 2005 г. составило 5,99 млн. человек.
Достижение указанной цели имеет стратегическое значение для решения актуальных задач обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, создания условий для успешной реализации социальной, экономической, оборонной, научно-технической политики Российской Федерации.
Целевым показателем реализации Программы является масштаб незаконного потребления наркотиков по отношению к уровню 2004 года (в процентах).
степень доступности наркотиков для незаконного потребления (отношение среднемесячного дохода на душу населения к средней стоимости одного грамма героина, находящегося в незаконном обороте);
частью второй статьи 228, статьей 228.1, статьей 229, частями второй и третьей статьи 230, частью второй статьи 231, частью второй статьи 232 и частью третьей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также частями второй-четвертой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в части преступлений, по которым предметом преступного посягательства или незаконного оборота являлись наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, сильнодействующие вещества;
отношение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, тяжких и особо тяжких преступлений, уголовные дела и материалы о которых окончены расследованием либо разрешены, тяжких и особо тяжких преступлений, уголовные дела о которых направлены в суд, а также числа выявленных лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, соответственно к количеству зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, уголовные дела и материалы о которых окончены расследованием либо разрешены, преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, уголовные дела о которых направлены в суд, а также к числу выявленных лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (в процентах). К тяжким и особо тяжким преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков относятся преступления, предусмотренные
отношение количества изъятых из незаконного оборота наркотиков к количественной оценке годового незаконного оборота наркотиков (в процентах);
отношение количества потребляющих наркотики лиц, выявленных в рамках медицинских обследований, связанных с призывом в армию, к общему количеству обследованных (в процентах). Сведения будут представляться к 1 июня года, следующего за отчетным;
степень соответствия данных, полученных в результате проведения общероссийского мониторинга наркоситуации, о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, данным официальной статистики Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели реализация мероприятий Программы будет направлена на решение следующих задач:
проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией;
концентрация усилий правоохранительных органов на борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков;
осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации.
В соответствии с поставленными задачами, решение которых будет способствовать сокращению масштабов незаконного потребления наркотиков, предполагается достижение целевых показателей реализации Программы согласно приложению N 1.
Вследствие динамичности наркоситуации, необходимости постоянного совершенствования форм и методов противодействия распространению наркотиков, а также с учетом наличия в Программе значительного количества долгосрочных мероприятий ее реализация рассчитана на 5-летний период с 2005 по 2009 год и осуществляется в один этап.
Специфика проблемы требует осуществления постоянного контроля наркоситуации в стране, поэтому досрочное прекращение реализации Программы не предусматривается.
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач Программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведены в приложении N 2.
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных источников, в том числе фондов, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распределение ассигнований по государственным заказчикам Программы осуществляется согласно приложению N 4.