(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 19 октября 1999 г. N 1683-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
целесообразность размещения, типологии, номенклатуры, числа, мощности и структуры лечебно-профилактических учреждений.
Планированию сети ЛПУ предшествует анализ:
медико-демографической ситуации;
уровня и структуры заболеваемости населения;
системы оказания медицинской помощи;
климатогеографических параметров;
сформировавшейся градостроительной структуры и перспективных систем расселения.
Минимально допустимым размером основной функциональной единицы для стационара следует считать отделение, для амбулаторно-поликлинического отделения - врачебную должность, обеспечивающую объем помощи в соответствии с функцией. Определение минимального размера функциональной лечебной единицы следует также проводить по каждой специальности с учетом этапов организации медицинской помощи.
Минимально допустимым размером отделения стационара местности при большом радиусе обслуживания и низкой плотности населения следует считать отделение на 20 - 30 однопрофильных коек, что соответствует величине больничной секции, принятой в практике проектирования больниц.
По ряду узкоспециализированных видов помощи минимальной функциональной лечебной единицей целесообразно считать не отделение, а специализированное учреждение определенной мощности или типовой корпус.
Создание специализированных отделений в стационарах определяется наличием необходимого контингента больных. Если контингенты больных недостаточны для создания самостоятельных специализированных подразделений, оптимальной мощностью на 60 коек или минимально допустимой на 25 - 30 коек, то может быть принято одно из следующих решений:
планирование данного вида специализированной помощи на вышестоящем уровне обслуживания;
организация единых узкоспециализированных отделений для обслуживания детского и взрослого населения, а также единых подразделений для жителей города и приезжего населения;
функциональное объединение близких специальностей и профилей коек.
Структура больниц должна предусматривать целесообразное сочетание в каждом конкретном учреждении различных профилей отделений, исключающих необоснованное дублирование небольших по мощности отделений стационара.
Существующая сеть ЛПУ должна являться составной частью перспективной сети после проведения необходимой реконструкции, модернизации и исключения, непригодных для дальнейшей эксплуатации зданий.
Формирование сети стационарных учреждений в городах имеет свои особенности в зависимости от их административного статуса, числа жителей, планировочной структуры и т.п.
Перспективная сеть лечебно-профилактических учреждений в городах должна учитывать планировочную структуру города и может быть также построена на основе ступенчатости в оказании медицинской помощи в больничных учреждениях различных иерархических уровней.
Для нескольких жилых районов или планировочного района в крупных городах создаются городские больницы общего профиля и многопрофильные больницы для взрослого и детского населения, объединенные с поликлиниками, городские родильные дома и диспансеры.

Этапы
определения потребности в объектах здравоохранения и формирования сети ЛПУ в субъекте Российской Федерации

1. Аналитический

На данном этапе следует оценить существующую систему оказания медицинской помощи населению и эффективность функционирования существующей сети ЛПУ.
При оценке системы оказания медицинской помощи населению учитывается ее доступность для населения, включая финансовую, транспортную, наличие очередности, качество медицинской помощи по видам, профилям, уровням оказания, соответствие (отклонение) фактических территориальных показателей территориальным нормативам, загруженность существующих мощностей по видам, профилям и уровням медицинской помощи, в том числе в разрезе муниципальных образований.
Строительство новых лечебно-профилактических учреждений должно осуществляться с учетом схем перспективной застройки конкретной территории (области, края).

2. Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи

Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи возможно осуществить методом прямого счета и на основе федеральных нормативов.
2.1. Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи методом прямого расчета
Применение данного метода возможно при наличии обоснованных данных о потребности населения в медицинской помощи.
2.2. Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи на основе федеральных нормативов
Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи проводится на основании рекомендуемых федеральных нормативов с учетом территориальных особенностей. Расчеты следует проводить в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и экономическому обоснованию территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
Расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи может быть проведен в точном соответствии с Методическими рекомендациями по формированию и экономическому обоснованию территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
Кроме того, данный расчет может быть проведен с использованием метода аналогий (опосредованного).
В качестве примера приведем расчет уровня госпитализации населения с использованием данного метода.
Рассчитываются соответствующие показатели частоты госпитализации детей, взрослых и всего населения по факту за отчетный период, и данные вносятся в макеты так называемых сопоставительных таблиц (макет таблицы 1), по которым рассчитываются коэффициенты отклонений (или соответствия) от нормативов по Российской Федерации, принятых по Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, к "Методическим рекомендациям по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью".
Коэффициенты отклонений (в долях единицы) находятся путем деления показателей территорий на показатели по Российской Федерации.
Такие расчеты желательно провести по всем уровням организации медицинской помощи (клиническому, городскому и уровню ЦРБ). Кроме того, важно определить "средневзвешенную" величину отклонения по всем профилям отделений, для чего необходимо знать удельный вес данного профиля госпитализаций в общем числе госпитализированных, принимаемых за 100% или единицу. Путем умножения удельного веса данного профиля (в % или долях) на коэффициент отклонения с последовательным суммированием результатов этого умножения находим суммарное "средневзвешенное отклонение" территориального показателя.
Результатом такого анализа должна стать таблица региональных коэффициентов, характеризующих отношение региона к среднероссийскому уровню или нормативу по Российской Федерации.
Следует провести анализ отклонений по всем видам помощи: скорой медицинской помощи; амбулаторно-поликлинической; стационарной и стационарозамещающей помощи по всем показателям, характеризующим как уровень объема, так и структуру оказанной медицинской помощи.
Макет таблицы 1
Расчет уровня госпитализации населения
┌────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Профиль │ Все уровни оказания медицинской помощи │
│отделения (коек)│ │
│ ├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ Число госпитализаций (на 1000 соответствующего населения) │
│ ├──────────────────────────┬───────────────────────────┬──────────────────────────┤
│ │ детей │ взрослых │ всего жителей │
│ ├───────┬───────┬──────────┼───────┬────────┬──────────┼───────┬───────┬──────────┤
│ │терри- │Россий-│коэффици- │терри- │Российс-│коэффици- │терри- │Россий-│коэффици- │
│ │ тория │ ская │ ент │ тория │ кая │ ент │ тория │ ская │ ент │
│ │ │Федера-│отклонения│ │Федера- │отклонения│ │Федера-│отклонения│
│ │ │ ция │ в долях │ │ ция │ в долях │ │ ция │ в долях │
│ │ │ │ единицы │ │ │ единицы │ │ │ единицы │
├────────────────┼───────┼───────┼──────────┼───────┼────────┼──────────┼───────┼───────┼──────────┤
│Кардиология │ 1,3 │ 1,41 │ 0,92 │ 5,90 │ 5,83 │ 1,01 │ 4,57 │ 4,86 │ 0,94 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Ревматология │ 0,2 │ 0,31 │ 0,94 │ 1,31 │ 1,28 │ 1,02 │ 1,01 │ 1,07 │ 0,94 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Гастроэнтероло- │ 3,6 │ 3,77 │ 0,96 │ 4,40 │ 4,34 │ 1,01 │ 4,17 │ 4,22 │ 0,99 │
│гия │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Всего │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└────────────────┴───────┴───────┴──────────┴───────┴────────┴──────────┴───────┴───────┴──────────┘
┌────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
Соответствующим образом следует провести анализ заболеваемости населения и представить данные в виде макета таблицы 2.
Макет таблицы 2
┌──────────────┬──────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование │ Перечень │ Число заболеваний на 1000 соответствующего населения территория │
│классов, групп│ профилей ├─────────────────────────┬─────────────────────────┬────────────────────────┤
│заболеваний и │отделений │ детей │ взрослых │ всего жителей │
│ состояний* │ │ │ │ │
│ │ ├──────┬───────┬──────────┼──────┬───────┬──────────┼──────┬───────┬─────────┤
│ │ │терри-│Россий-│коэффици- │терри-│Россий-│коэффици- │терри-│Россий-│коэффици-│
│ │ │тория │ ская │ ент │тория │ ская │ ент │тория │ ская │ ент │
│ │ │ │Федера-│отклонений│ │Федера-│отклонений│ │Федера-│отклоне- │
│ │ │ │ ция │+/(в долях│ │ ция │+/(в долях│ │ ция │ний +/(в │
│ │ │ │ │ единицы) │ │ │ единицы) │ │ │ долях │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │единицы) │
├──────────────┼──────────┼──────┼───────┼──────────┼──────┼───────┼──────────┼──────┼───────┼─────────┤
│1. │Инфекцион-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Инфекционные и│ ное │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│паразитарные │Педиатри- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│болезни │ ческое │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │Терапевти-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ ческое │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┼──────────┼──────┼───────┼──────────┼──────┼───────┼──────────┼──────┼───────┼─────────┤
│2. │Венероло- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Венерические │ гическое │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│болезни │Инфекцион-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ ное │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└──────────────┴──────────┴──────┴───────┴──────────┴──────┴───────┴──────────┴──────┴───────┴─────────┘
┌──────────────┬──────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
______________________________
* Перечень берется из "Методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью" по формированию Территориальных программ Государственных гарантий. Возможна и более детальная группировка в соответствии с МКБ-10, однако в дальнейшем потребуется агрегирование (свертывание) этих показателей применительно к профилю медицинских специальностей в поликлинике и отделений в стационаре. Для полноты анализа младенческой смертности.
Показатели уровня госпитализации и уровня заболеваемости сопоставляются по профилям во избежание ошибок при планировании сети ЛПУ.
Показатели уровня госпитализации, находящиеся длительный период времени в пределах +/- 10% от федеральных нормативов, принятых по Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, являются зоной внимания; от 10% до 20% - зоной управленческих воздействий, более 20% - зоной активных плановых приоритетов.