(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2007 г. N 1700-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
"соискатель лицензии" - юридическое лицо, обратившееся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
"спутниковая непосредственная телерадиотрансляция" - эфирная телерадиотрансляция, осуществляемая с использованием радиоэлектронных средств, размещаемых на космических аппаратах для непосредственного приема сигналов пользовательским (оконечным) оборудованием;
"средство массовой информации (СМИ)" - периодическое печатное или электронное издание, телевизионный канал, радиоканал, теле- или радиопрограмма, иная форма распространения массовой информации, имеющая постоянное наименование и установленную периодичность распространения;
"стандарт телевизионного вещания, радиовещания" - совокупность требований к техническим параметрам и характеристикам телевизионного вещания, радиовещания;
"теле- или радиопрограмма" - средство массовой информации, представляющее собой совокупность аудиовизуальных или звуковых сообщений и материалов;
"телевизионное вещание, радиовещание (телерадиовещание)" - формирование и распространение продукции электронных средств массовой информации (телевизионного канала, радиоканала, теле- или радиопрограммы, а равно аудио- или аудиовизуальных сообщений и материалов);
"телевизионный канал свободного доступа" - телевизионный канал, распространяемый для неопределенного круга лиц без взимания платы с потребителей (телезрителей) за право просмотра;
"телевизионный канал" - электронное средство массовой информации, представляющее собой совокупность телевизионных программ и (или) иных аудиовизуальных сообщений и материалов, сформированных в соответствии с сеткой вещания для последующего распространения;
"телевизионный канал, радиоканал, теле- или радиопрограмма, иные произведения, сообщения (материалы) условного доступа" - телевизионный канал, радиоканал, теле- или радиопрограмма, иные произведения, сообщения (материалы), доставляемые потребителям за плату за право просмотра (прослушивания) на основании договора;
"телерадиовещательная организация (вещатель)" - юридическое лицо, осуществляющее телерадиовещание на основании лицензии на вещание;
"трансляция" - передача сигнала телевизионного канала, радиоканала, теле- или радиопрограммы (аудио- и аудиовизуальных произведений, сообщений и материалов) для непосредственного приема пользователями, в том числе абонентами;
"услуга связи по трансляции" - деятельность оператора связи по передаче сигнала телевизионного канала, радиоканала для его непосредственного приема пользователями, в том числе абонентами;
"цифровая телевизионная приставка к аналоговому телевизору" - пользовательское (оконечное) оборудование, представляющее собой отдельное техническое средство, предназначенное для приема и преобразования цифрового телевизионного сигнала в аналоговый;
"эфирная аналоговая наземная телерадиотрансляция" - эфирная телерадиотрансляция, осуществляемая посредством методов аналоговой обработки сигнала с использованием наземных радиоэлектронных средств;
"эфирная телерадиотрансляция" - трансляция, осуществляемая с использованием средств, предназначенных для передачи и (или) приема радиоволн (радиоэлектронные средства);
"эфирная цифровая наземная телерадиотрансляция" - эфирная телерадиотрансляция, осуществляемая посредством методов цифровой обработки сигнала с использованием наземных радиоэлектронных средств.

1. Текущая ситуация и предпосылки перехода к цифровому телерадиовещанию

В настоящее время вклад медиаотрасли в ВВП составляет 1,4 процента и сопоставим с вкладом таких отраслей, как промышленность строительных материалов, легкая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Однако с учетом опыта развитых стран ее доля в ВВП может составить 2,5 - 4,5 процента.
Согласно прогнозу к 2015 году оборот отрасли может превысить 1250 млрд. рублей, из которых на долю телерадиовещания будет приходиться не менее 30 процентов. Кроме того, Россия имеет ряд предпосылок для успешной конкуренции на мировом медиарынке и может занять одну из лидирующих позиций в экспорте продукции электронных СМИ.
В то же время в различных регионах и населенных пунктах Российской Федерации доступность для населения телевизионных каналов значительно дифференцирована.
В силу географических, социальных и экономических причин для 88,5 процента населения страны единственным источником получения программ телевизионных каналов и радиоканалов является аналоговое эфирное вещание. Возможность получить программы одновременно через эфирные и кабельные сети имеют 11 процентов и через системы спутниковой непосредственной трансляции - около 0,9 процента зрителей страны. В ближайшее десятилетие эфирное телевидение и радио сохранят свои позиции основного источника социально значимой информации для населения.
В крупных (более 500 тыс. жителей) городах количество эфирных телевизионных программ варьируется от 8 до 19. При этом около 1,5 млн. человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктах Российской Федерации, вообще не охвачены телевизионным вещанием, а  3,7 млн. человек имеют возможность принимать лишь одну телевизионную программу.
В соответствии с данными Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям по состоянию на 1 января 2006 г. население России охвачено эфирным аналоговым телевизионным вещанием в следующих объемах:
одна программа - 98,8 процента;
две программы - 96,2 процента;
три программы - 73,2 процента;
четыре программы - 56,1 процента;
пять и более программ - 33 процента.
Таким образом, разрыв в обеспечении доступа населения страны к наиболее массовому источнику информации различается на порядок и не может считаться удовлетворительным. Более того, экстенсивный метод развития телерадиовещания в стране на основе аналоговых технологий потребует значительных капитальных затрат на строительство новых приемо-передающих комплексов, что является экономически неоправданным, особенно в условиях малонаселенных регионов.
Дальнейшее развитие аналогового вещания за счет увеличения количества каналов невозможно не только по экономическим причинам, но и по причине ограниченности радиочастотного ресурса. С 2015 года международная правовая защита радиочастотных присвоений для аналогового телевизионного вещания будет осуществляться по остаточному принципу. В этих условиях единственным вариантом обеспечения всего населения телевидением является модернизация сетей наземного эфирного вещания путем перехода на цифровые технологии.
Внедрение цифрового вещания окажет стимулирующее воздействие на развитие рынков СМИ, связи и производства отечественного телевизионного оборудования и радиооборудования, развертывание сетей производственно-внедренческих, сбытовых и сервисных организаций, дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства и развитие конкуренции в данной сфере. Таким образом, решение ключевых проблем развития телерадиовещания согласуется с существующей экономической политикой и приоритетами Российской Федерации в среднесрочной перспективе.

2. Цели и задачи государства в сфере телерадиовещания до 2015 года

Основной целью развития телерадиовещания до 2015 года является обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества, что позволит государству реализовать функции по обеспечению конституционного права граждан на получение информации.
Для достижения указанной цели государство реализует следующие основные функции:
создание условий для обеспечения граждан России социально значимой информацией;
определение технической политики вещания;
обеспечение функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вещания до полного перехода на цифровые технологии;
конверсия радиочастотного спектра и частотно-территориальное планирование;
создание условий для развития новых видов телевизионной и радиотрансляции, включая трансляцию мобильного и интернет-телевидения, телеканалов высокой четкости и спутниковую непосредственную телерадиотрансляцию;
определение этапов и сроков перехода на цифровой формат вещания;
разработка механизмов управления реализацией Концепции;
совершенствование нормативной правовой базы, в том числе:
определение единых правил лицензирования вещания независимо от способов и технологий трансляции;
определение правил лицензирования деятельности в области оказания услуг связи для целей телерадиовещания.
Принятие государством четких правил развития цифрового вещания, включая введение механизма государственного финансирования распространения обязательных общедоступных телевизионных и радиоканалов, позволит вещателям и операторам связи за счет собственных средств максимально быстро создать необходимую инфраструктуру для цифрового телерадиовещания.

3. Модель функционирования рынка телерадиовещания

Концепция базируется на приведенной ниже модели функционирования рынка электронных СМИ в современных условиях, где под электронными СМИ понимаются электронное издание, телевизионный канал, радиоканал, теле- или радиопрограмма, иная форма распространения массовой информации, имеющая постоянное название и установленную периодичность распространения.
Все субъекты рынка телерадиовещания функционально разделяются на 4 основные группы:
производители аудиовизуальной продукции, например зарегистрированные СМИ, авторы и правообладатели (далее  - производители);