Действующий
Социальные последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими изменение исходной демографической ситуации, здоровья и трудоспособности населения в зоне реализации программного мероприятия, а также перечень и масштабы работ по социальной реабилитации населения.
Экологические последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими ущерб исходному состоянию окружающей среды (включая природные угодья), а также перечень и объем восстановительных и рекультивационных работ.
Экономические последствия выражаются качественными и количественными параметрами, характеризующими снижение экономического и финансового потенциалов территории, находящейся в зоне реализации программного мероприятия, возможный экономический ущерб от наступления и развития чрезвычайных ситуаций из-за непринятия предлагаемого программного мероприятия, а также вероятный размер средств из бюджетов всех уровней, необходимый для ликвидации социальных и экологических последствий наступления чрезвычайной ситуации.
При оценке результатов программных мероприятий, ориентированных на ликвидацию (смягчение) последствий наступившей чрезвычайной ситуации, следует отдельно выделить преимущества этих мероприятий в части ускорения спасательных работ, реабилитации (нормализации) состояния окружающей среды и объектов жизнеобеспечения, ликвидации наиболее активных источников опасности, а также обеспечения безопасности спасателей.
Каждое программное мероприятие должно соответствовать законодательству Российской Федерации и иметь правовое обоснование.
При подготовке правовых обоснований предлагаемых мероприятий разработчикам следует иметь в виду, что приняты и вступили в действие федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", "Об экологической экспертизе", "О гражданской обороне" и ряд других.
В тех случаях, когда необходимость реализации мероприятия обоснована, но для его реализации нет соответствующей нормативно-правовой базы или имеются препятствия в виде действующих правовых норм, разработчик должен обязательно указать на это обстоятельство в обосновании и включить в структуру программного мероприятия соответствующие предложения.
Результативность программного мероприятия понимается как мера соответствия его ожидаемых результатов поставленной цели, степень приближения к этой цели и позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию в зоне реализации программного мероприятия, а также на определяющие параметры экономического развития этой зоны.
Цель каждого программного мероприятия вне зависимости от его ориентации должна предполагать достижение конкретных измеряемых результатов.
По каждому мероприятию разработчики должны дать 2 экспертные оценки достижения цели. Первая оценка должна определить, насколько предлагаемое мероприятие исчерпывает поставленную цель и как достигается поставленная цель по годам (этапам) реализации Программы. Вторая оценка должна определить как (в какой степени) влияет это мероприятие на достижение общей цели Программы. Такая оценка должна производиться государственным заказчиком при наличии первой оценки и использоваться для отбора приоритетных программных мероприятий.
Ожидаемые результаты программного мероприятия должны выражаться в конкретном и измеряемом виде по направлениям (социальные, экологические, экономические).
Экономическая эффективность программных мероприятий в связи со спецификой решаемых проблем может быть представлена как экономическая эффективность снижения риска или предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций и как прямая экономическая эффективность.
Экономическая эффективность программных мероприятий, обеспечивающих смягчение (ликвидацию) последствий наступившей чрезвычайной ситуации, оценивается только путем сравнения затрат на реализацию такого программного мероприятия с затратами на реализацию альтернативных мероприятий (технических средств, организацию спасательных работ и т.д.), гарантирующих проведение спасательных работ в нормативные сроки.
Экономическая эффективность снижения риска или предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации определяется как соотношение возможного ущерба от социальных, экологических и экономических последствий чрезвычайной ситуации и затрат на реализацию мероприятия. При этом необходимо четко вычленить роль именно предлагаемого мероприятия в сокращении ущерба (чаще всего снижение риска или предупреждение чрезвычайной ситуации является результатом реализации целого комплекса мер).
Результаты расчета экономической эффективности предупреждения или снижения риска возникновения чрезвычайной ситуации представляются в виде совокупности следующих показателей:
расчетная величина предотвращенного в результате реализации программного мероприятия экономического ущерба;
отношение величины предотвращенного ущерба к размеру затрат на реализацию программного мероприятия (процентов).
Прямая экономическая эффективность программных мероприятий определяется как соотношение экономии (прямого эффекта) от реализации программного мероприятия и затрат на его реализацию.
Прямой экономический эффект программного мероприятия может возникнуть в связи с использованием более выгодных (более дешевых) по сравнению с используемыми в настоящее время или по сравнению с предложенными в других программах технических, организационных и финансовых решений, обеспечивающих достижение одного и того же результата.
Результаты расчета прямой экономической эффективности программных мероприятий представляются в виде совокупности следующих показателей:
отношение размера экономии (прямого эффекта) от реализации программного мероприятия к размеру затрат на это мероприятие (процентов).
Содержание показателя | Методика расчета показателя | ||
1. | Снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателю 2004 года, процентов) | снижение: | |
количества гибели людей (П_ПОГЧС) | П_ПОГЧС = N_ПОГОТЧ/N_ПОГБАЗ х 100%,где:N_ПОГОТЧ - количество погибших в чрезвычайных ситуациях за отчетный год;N_ПОГБАЗ - количество погибших в чрезвычайных ситуациях за 2004 год.Количество погибших в чрезвычайных ситуациях принимается по данным государственной статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях | ||
количества пострадавшего населения (П_ПОСЧС) | П_ПОСЧС = N_ПОСОТЧ/N_ПОСБАЗ х 100%,где:N_ПОСОТЧ - количество пострадавших в чрезвычайных ситуациях за отчетный год;N_ПОСБАЗ - количество пострадавших в чрезвычайных ситуациях за 2004 год.Количество пострадавших в чрезвычайных ситуациях принимается по данным государственной статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях | ||
экономического ущерба (П_УЧС) | П_УЧС = У_ОТЧ/У_БАЗ х 100%,где:У_ОТЧ - экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций за отчетный год;У_БАЗ - экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций за 2004 год.Размер экономического ущерба принимается по данным ежегодных государственных докладов о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | ||
2. | Повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателю 2004 года, процентов) | повышение: | |
полноты мониторинга (П_М) | П_М = К_ВЦМП х К_РЦМП х К_ТЦМП х К_ЦМПФО х К_МПОО х 100%,где:К_ВЦМП - коэффициент эффективности работы Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (ежеквартально определяется экспертным путем (<=1);К_РЦМП - коэффициент эффективности работы центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций региональных центров МЧС России (ежеквартально определяется экспертным путем (<=1);К_ТЦМП = N_ТЦМП/N_РФ - отношение количества территориальных (субъектов Российской Федерации) центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (N_ТЦМП) к общему количеству субъектов Российской Федерации (N_РФ);К_ЦМПФО = N_ЦМПФО/N_ФО - отношение количества центров мониторинга и прогнозирования федеральных органов исполнительной власти (N_ЦМПФО) к количеству федеральных органов исполнительной власти, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (N_ФО);К_МПОО = N_МПОО/N_ПОО - отношение количества потенциально опасных объектов, оснащенных системами мониторинга (N_МПОО), к общему количеству потенциально опасных объектов (N_ПОО) | ||
достоверности прогноза(П_ПРОЧС) | П_ПРОЧС = N_ПРОЧС/N_ЧС х 100%,где:N_ПРОЧС - прогнозируемое количество чрезвычайных ситуаций;N_ЧС - количество чрезвычайных ситуаций, произошедших за истекший период | ||
3. | Повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций | соотношение размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба(П_ПРЕД.УЩЕРБ) | П_ПРЕД.УЩЕРБ = С_ПРЕДЧС/(У_ПРОГНОЗ - У_ОТЧ),где:С_ПРЕДЧС - затраты на предупреждение чрезвычайных ситуаций за отчетный год;У_ПРОГНОЗ - прогнозируемый экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций за отчетный год (без учета мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций);У_ОТЧ - экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций за отчетный год;У_ПРОГНОЗ - У_ОТЧ - предотвращенный ущерб за отчетный год.Размер прогнозируемого экономического ущерба рассчитывается по методике, утверждаемой МЧС России |
к федеральной целевой программе
"Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
в Российской Федерации до 2010 года"
Распределение объемов финансирования федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" за счет средств федерального бюджета между государственными заказчиками в 2009 и 2010 годах
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет) | ||||||||
2009 год | 2010 год | |||||||
всего | НИОКР | капитальные вложения | прочие нужды | всего | НИОКР | капитальные вложения | прочие нужды | |
МЧС России | 922,8476 | 117,0195 | 657,9281 | 147,9 | 1149,07 | 110,23 | 794,94 | 243,9 |
Росгидромет | 219,963 | 11,9 | 159,613 | 48,45 | 242,6 | 17 | 119,1 | 106,5 |
Российская академия наук | 51,84 | 14,095 | 30,515 | 7,23 | 96,13 | 17,77 | 68,36 | 10 |
Росводресурсы | 2,55 | 2,55 | - | - | 3 | 3 | - | - |
Рослесхоз | 4,675 | 4,675 | - | - | 4,5 | 4,5 | - | - |
Ростехнадзор | 3,4 | 3,4 | - | - | - | - | - | - |
Итого по Программе | 1205,2756 | 153,6395 | 848,0561 | 203,58 | 1495,3 | 152,5 | 982,4 | 360,4 |
к федеральной целевой программе
"Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
в Российской Федерации до 2010 года"
Распределение объемов финансирования федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" по направлениям за счет средств федерального бюджета между государственными заказчиками в 2009 и 2010 годах
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет) | ||||||||
Государственный заказчик | 2009 год | 2010 год | ||||||
всего | НИОКР | капитальные вложения | прочие нужды | всего | НИОКР | капитальные вложения | прочие нужды | |
I. Системные исследования и совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера | ||||||||
МЧС России | 23,4765 | 23,4765 | - | - | 26 | 26 | - | - |
Российская академия наук | 10,485 | 10,485 | - | - | 12,77 | 12,77 | - | - |
Всего по направлению | 33,9615 | 33,9615 | - | - | 38,77 | 38,77 | - | - |
в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами | II. Совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, ||||||||
МЧС России | 59,225 | 13,95 | - | 45,275 | 118,5 | 17 | - | 101,5 |
Росгидромет | 219,963 | 11,9 | 159,613 | 48,45 | 242,6 | 17 | 119,1 | 106,5 |
Российская академия наук | 41,355 | 3,61 | 30,515 | 7,23 | 83,36 | 5 | 68,36 | 10 |
Росводресурсы | 2,55 | 2,55 | - | - | 3 | 3 | - | - |
Рослесхоз | 2,55 | 2,55 | - | - | 2 | 2 | - | - |
Ростехнадзор | 3,4 | 3,4 | - | - | - | - | - | - |
Всего по направлению | 329,043 | 37,96 | 190,128 | 100,955 | 449,46 | 44 | 187,46 | 218 |
в местах массового пребывания людей | III. Создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения ||||||||
МЧС России | 255,05 | 4,75 | 225,3 | 25 | 356,7 | 5 | 332,2 | 19,5 |
Всего по направлению | 255,05 | 4,75 | 225,3 | 25 | 356,7 | 5 | 332,2 | 19,5 |
и защищенности критически важных объектов | IV. Разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения ||||||||
МЧС России | 110,345 | 19,72 | 56,9 | 33,725 | 329,51 | 11,5 | 280,01 | 38 |
Всего по направлению | 110,345 | 19,72 | 56,9 | 33,725 | 329,51 | 11,5 | 280,01 | 38 |
от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций | V. Развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий ||||||||
МЧС России | 77,708 | 18,108 | 42,5 | 17,1 | 10,36 | 15,53 | 46,93 | 37,9 |
Рослесхоз | 2,125 | 2,125 | - | - | 2,5 | 2,5 | - | - |
Всего по направлению | 79,833 | 20,233 | 42,5 | 17,1 | 102,86# | 18,03 | 46,93 | 37,9 |
рисков чрезвычайных ситуаций | VI. Развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа ||||||||
МЧС России | 297,8081 | 26,46 | 261,1481 | 10,2 | 55,5 | 24,5 | 12 | 19 |
Всего по направлению | 297,8081 | 26,46 | 261,1481 | 10,2 | 55,5 | 24,5 | 12 | 19 |
спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях | VII. Развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, ||||||||
МЧС России | 99,235 | 10,555 | 72,08 | 16,6 | 162,5 | 10,7 | 123,8 | 28 |
Всего по направлению | 99,235 | 10,555 | 72,08 | 16,6 | 162,5 | 10,7 | 123,8 | 28 |
Всего по Программе | 1205,2756 | 153,6395 | 848,0561 | 203,58 | 1495,3 | 152,5 | 982,4 | 360,4 |