(Действующий) Постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 г. N 728 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
преодоление технологического отставания российской авиационной промышленности, обеспечение ее эффективного участия в международной технологической интеграции;
формирование научно-технического задела в области летательных аппаратов, двигателей, авионики, авиационных агрегатов и систем для обеспечения конкурентоспособности авиационной промышленности после 2015 года;
создание современной научно-исследовательской инфраструктуры организаций авиационной промышленности России для обеспечения передового уровня научных разработок и технологий, в том числе поставляемых на мировой рынок;
создание комплексных универсальных тренажеров нового поколения по основным типам гражданских воздушных судов.
Абзацы одиннадцатый и двенадцатый исключены.
С учетом сложности продвижения российской авиационной техники на мировые рынки с высоким уровнем конкуренции необходимо с максимальной эффективностью использовать потенциал российской авиационной промышленности в области создания специализированной авиационной техники (ориентированной на относительно узкие секторы рынка) и модификаций серийно производимых самолетов. Таким образом, одним из направлений решения задачи является усовершенствование конструкции самолетов Ил-96-300, Ту-204-300 в целях обеспечения повышения надежности систем и агрегатов, улучшения эксплуатационных характеристик в соответствии с современными международными требованиями, поддержка использования созданного задела в области уникальной авиационной техники, не выпускаемой другими мировыми производителями (самолетов Ан-124 и Бе-200), производство модификаций на базе гражданских самолетов Ту-204 и Ил-96, а также доработка и сертификация вертолета Ми-38 и разработка вертолета Ка-62.
Ввиду того, что в современных условиях рыночный успех коммерческой авиационной техники в значительной мере определяется качеством ее обслуживания на стадии эксплуатации, государство в рамках Программы окажет содействие в становлении систем технического обслуживания и ремонта.
Решение задачи реализации потенциала российской авиационной промышленности как головного разработчика и производителя востребованной на мировом рынке гражданской авиационной техники подразумевает государственную поддержку и финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по созданию авиационной техники нового поколения. При этом в отличие от первого этапа реализации Программы такая поддержка будет преимущественно сконцентрирована на двух приоритетных самолетостроительных проектах. Критериями выбора таких проектов в период 2006 - 2008 годов являются востребованность на внутреннем и мировом рынках, высокая по сравнению с другими проектами степень готовности, современная организационно-технологическая схема создания (то есть наличие частных инвестиций, а также международной и внутренней кооперации на условиях разделения рисков). В качестве такого проекта целесообразно определить проект нового регионального самолета RRJ (SSJ-100), а с 2008 года - проект создания нового семейства ближне-среднемагистральных самолетов.
Более 60 процентов территории России составляют районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, где авиация является единственным средством обеспечения транспортной доступности. Учитывая необходимость удовлетворения растущих потребностей в перевозках пассажиров и грузов на значительные расстояния, в том числе из труднодоступных местностей, особую актуальность приобрела задача коренного обновления парка устаревших и выработавших свой ресурс воздушных судов, эксплуатируемых на местных и региональных линиях. В рамках реализации Программы предполагается проведение поисковых и прикладных научных исследований и разработок, обеспечивающих формирование научно-технического задела в области создания перспективных воздушных судов для местных и региональных авиаперевозок.
Для решения задачи преодоления технологического отставания российской авиационной промышленности объектом целенаправленной государственной поддержки станет международное кооперационное сотрудничество. Целесообразность государственной поддержки этого направления определяется двумя факторами. С одной стороны, рынок кооперационных поставок в современных условиях международного разделения труда является очень емким, но фактически не освоенным отечественными производителями рыночным сегментом. С другой стороны, это способ освоения российскими производителями методологии, культуры, а также технологий проектирования, производства и управления современными самолетостроительными проектами. Предполагается, что авиационная промышленность России, начав с нижнего уровня кооперации, к концу срока реализации Программы станет разработчиком и поставщиком крупных элементов конструкций воздушных судов, работающим с крупнейшими мировыми производителями авиационной техники в качестве разделяющего риски партнера. Государственная поддержка этого направления предусматривается в формах организации проектных и производственных работ (в том числе через создание элементов инфраструктуры международного сотрудничества), развития проектного потенциала участников международных программ, их технологического перевооружения, а также поддержки выставочной и рекламной деятельности.
Задача формирования научно-технического задела в области летательных аппаратов, двигателей, авионики, авиационных агрегатов и систем предусматривает создание основы для обеспечения будущей конкурентоспособности отрасли. В Программе предусмотрена разработка перспективной авиационной техники, в проектах которой российский авиапромышленный комплекс мог бы выступить в качестве головного разработчика и производителя при создании воздушных судов нового поколения, превышающих технико-экономические показатели современных летательных аппаратов на 20 - 25 процентов. Однако реализации таких проектов должна предшествовать соответствующая подготовка по разработке новых конструкторских и технологических решений в отношении воздушных судов, двигателей, бортового радиоэлектронного оборудования, агрегатов и систем. Параллельно будут проведены подготовительные мероприятия по разработке концепции перспективной авиационной техники. Только после завершения указанных работ появится возможность приступить к разработке проекта. Предполагается, что такой проект будет реализовываться в классе ближне-среднемагистральных самолетов. На всех стадиях государство окажет содействие в виде бюджетного финансирования прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, причем на стадии реализации проекта - на долевой основе с его исполнителем.
Решение задачи создания современной научно-исследовательской инфраструктуры организаций авиационной промышленности России необходимо для обеспечения передового уровня научных разработок и технологий, в том числе поставляемых на мировой рынок. Повышение конкурентоспособности продукции невозможно без поддержки со стороны отраслевых научных центров и научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и создаваемых на их базе инженерных центров. Для этого государство будет обновлять их материально-техническую базу, а также финансировать научные исследования авиационного направления.
Целевые индикаторы Программы приведены в приложении N 1 для контроля за ее реализацией на II этапе.
При разработке индикаторов учитывался прогноз состояния российского авиапромышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынках авиационной техники.
Предполагается, что внутренний рынок будет оставаться основным рынком сбыта российской авиационной техники, по крайней мере, до 2010 - 2012 годов. В этот период на рынок будет поступать в основном уже запущенная в серийное производство и находящаяся на завершающей стадии разработки авиационная техника.
Анализ совместного влияния роста потребности в авиационных перевозках и ожидаемой динамики списания эксплуатируемого авиационного парка показывает, что в 2015 году пассажирооборот на вновь введенной в эксплуатацию авиационной технике составит около 130 млрд. пассажиро-километров.
Для удовлетворения потребностей российских авиакомпаний в широкофюзеляжных воздушных судах на внутренний рынок авиационной техники будут поставляться самолеты Ил-96 в различных модификациях.
В классе узкофюзеляжных магистральных самолетов российская авиационная промышленность будет поставлять различные модификации самолета Ту-204 (Ту-204СМ). Начало поставок нового ближне-среднемагистрального самолета будет реализовано уже после 2015 года.
Для повышения конкурентоспособности выпускаемой авиационной техники планируется проведение комплекса работ по модернизации самолетов семейства Ил-96 и Ту-204 (в первую очередь Ту-204СМ), повышению их надежности и улучшению технико-экономических характеристик, расширению условий эксплуатации, обеспечению соответствия экологическим нормам и требованиям безопасности.
Основные перспективы продвижения на внутренний рынок гражданской авиационной техники в период действия Программы связаны с развертыванием продаж региональных самолетов, из которых основным является проект RRJ (SSJ-100), а также продаж среднемагистральных самолетов Ту-204СМ. Объем поставок на внутренний рынок двух модификаций самолетов RRJ (SSJ-100) в рамках Программы оценен в 100 - 150 самолетов. Наряду с самолетами RRJ (SSJ-100) на внутренний рынок будут поставляться региональные самолеты Ан-148.
Поставки на внешний рынок находящейся в серийном производстве продукции будут осуществляться в ограниченный круг государств. Сколько-нибудь значительные поставки возможны только при осуществлении глубокой модернизации самолета Ту-204, однако и в этом случае требуется государственное содействие в его продвижении на внешний рынок.
В прогнозе предполагается, что возврат на внешний рынок гражданской авиационной техники российского производства произойдет главным образом благодаря поставкам самолета RRJ в зарубежные авиакомпании, поскольку этот самолет в отличие от своих конкурентов имеет реальную перспективу массового спроса со стороны зарубежных эксплуатантов. В расчетах доходов принято, что до 2015 года на внешний рынок должно быть поставлено более 300 самолетов RRJ (SSJ-100).
Реализация планов по продвижению на рынки готовой к серийному выпуску продукции будет осуществляться на основе использования механизмов лизинга. Предполагается, что участие государства в программах лизинга способно в значительной мере стимулировать сбыт авиационной техники по приоритетным проектам российской авиационной промышленности.
Планируется также резкое увеличение экспортных продаж в части кооперационных поставок комплектующих авиационной техники. Мероприятия Программы нацелены на развитие экспорта комплектующих - от сравнительно простых элементов конструкции самолета до полноценного партнерства на условиях разделения рисков. Планируется уже на рубеже 2012 - 2015 годов выйти на уровень полномасштабного партнерства на условиях разделения рисков, по крайней мере, с одним из мировых производителей.
Формирование в рамках мероприятий Программы инфраструктуры международного сотрудничества и технологическое перевооружение готовящихся к участию в кооперационных проектах конструкторских и производственных организаций дадут возможность российской авиационной промышленности радикально поднять доходы от кооперационных работ с нынешнего уровня примерно в 700 млн. рублей до уровня 7200 млн. рублей к 2015 году.
В настоящее время российская авиационная промышленность имеет возможность продвижения на рынок авиационной техники, не имеющей зарубежных аналогов, такой, как самолеты Ан-124 и Бе-200. Объем продаж такой специализированной авиационной техники планируется довести примерно до 4800 млн. рублей к 2015 году.
Коммерциализация деятельности научно-исследовательского и конструкторского секторов авиационной промышленности представляет еще одну статью рыночных доходов отрасли, используемую не в полной мере. В рамках Программы предусмотрено создание условий для расширения объема продаж результатов интеллектуальной деятельности в объеме до 3000 млн. рублей.
Таким образом, в результате реализации Программы структура рыночных доходов российской авиационной промышленности в 2015 году оценочно будет выглядеть следующим образом:
объем продаж самолетов и вертолетов (финальной продукции) - 75217 млн. рублей;
объем продаж в рамках кооперационного сотрудничества - 11300 млн. рублей;
объем продаж авиационных двигателей - 13500 млн. рублей;
объем оказанных услуг системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники - 7100 млн. рублей;
объем коммерческих сделок по экспорту технологий и услуг технического характера - 1500 млн. рублей.
Динамичное развитие гражданского сектора авиационной промышленности России, на обеспечение которого направлены мероприятия Программы, осуществляется в рыночных условиях хозяйствования и сопряжено с наличием большого количества факторов технического, экономического и политического характера, способных негативно воздействовать на ход реализации проектов и программ отрасли.
Риски реализации Программы в значительной мере определяются:
конъюнктурой мирового рынка авиационных перевозок и авиационной техники, влияющей на объем и доходность продаж авиационной техники;
развитием конкурирующих научно-исследовательских работ и технологий за рубежом, влияющим на возможность патентования и продажи лицензий на результаты интеллектуальной деятельности;
внешнеполитической конъюнктурой, влияющей на объемы международного кооперационного сотрудничества;
инвестиционным климатом, влияющим на возможности привлечения инвестиций.
Сопутствующие развитию авиационной промышленности риски способны в значительной мере повлиять на результативность и эффективность реализации Программы, а их устранение может потребовать усилий органов государственного управления вне рамок мероприятий Программы.
Программа может быть досрочно прекращена в следующих случаях:
несоответствие результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности, предусмотренным Программой (по заключению специализированной и независимой экспертизы хода реализации Программы, организованной Министерством экономического развития Российской Федерации);
непредставление Министерству экономического развития Российской Федерации государственным заказчиком отчетности в надлежащей форме и в установленные сроки.
Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в установленном порядке по предложению Министерства экономического развития Российской Федерации, подготовленному с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

III. Перечень мероприятий Программы

Достижение цели и решение задач Программы до 2015 года осуществляются путем выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий.
Мероприятия Программы распределяются по следующим группам:
текущие проекты;
поддержка международного кооперационного сотрудничества;
перспективная авиационная техника;