(Действующий) Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Реализация Программы обеспечит сбалансированное решение двух основных задач:
поддержание и развитие среды генерации знаний и инновационной деятельности в широком диапазоне предметных областей как базы для выбора и реализации крупномасштабных приоритетных проектов;
создание передовых технологий, имеющих коммерческое значение, для последующего применения в различных отраслях экономики.
Благодаря этому реализация Программы позволит создать предпосылки развития и повышения эффективности научно-технологического потенциала.
Реализация программных мероприятий будет способствовать развитию 100 ведущих научных школ, сохранению рабочих мест в сфере науки для 40 тыс. высококвалифицированных специалистов, привлечению к проведению исследований по приоритетным направлениям около 3 тыс. молодых специалистов. За счет сквозной системы отбора инновационных проектов на всех стадиях развития инновационной инфраструктуры, реализации мероприятий по коммерциализации и трансферу передовых технологий будут обеспечены: уровень использования результатов научных исследований для разработки технологий - не менее 10 процентов, уровень коммерциализации разрабатываемых технологий - около 50 процентов, создание 14 передовых технологий с высоким потенциалом распространения в экономике, прирост объемов производства высокотехнологичной продукции за счет внедрения разработанных передовых технологий - около 10 млрд. рублей.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных эффектов:
на макроуровне - увеличение вклада в прирост валового внутреннего продукта, повышение эффективности предприятий за счет технологического перевооружения, снижение доли сырьевого сектора в экономике страны, опережающий рост производства и продаж инновационной продукции, улучшение структуры экспорта за счет роста в нем доли продукции высокой степени переработки и повышение удельного веса наукоемкой продукции российского производства на мировом рынке, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта;
на микроуровне - увеличение численности и удельного веса в экономике инновационно активных предприятий, рост капитализации предприятий за счет интеллектуальной собственности, повышение интереса предприятий к инновациям и рост доли негосударственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций научно-технической сферы, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала, увеличение доли нематериальных активов, находящихся в хозяйственном обороте, укрепление связей и расширение взаимовыгодного сотрудничества между наукой, образованием и производством;
в сфере инновационного развития - обеспечение разработки новых передовых технологий, сокращение сроков их освоения, активизация инновационно-технологического обмена между предприятиями, сохранение уникального научно-исследовательского оборудования, обеспечение эффективной защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
в социально-экономической сфере, в науке и образовании - повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, оптимизация их возрастной структуры, повышение уровня доходов работников научно-технической сферы, сохранение рабочих мест в этой сфере, предотвращение оттока научно-технических кадров в другие страны, сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
в бюджетной сфере - концентрация бюджетных ресурсов для поддержки инновационной деятельности, повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов по инновационной тематике, сокращение числа бюджетных научных организаций, повышение уровня внебюджетного софинансирования расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечение дополнительных налоговых поступлений.
По экспертным оценкам, могут быть достигнуты следующие показатели социально-экономической эффективности Программы:
Вклад в прирост объема производства высокотехнологичной продукции в 2006 году (процентов)
10-15
Вклад в прирост числа инновационно активных организаций в 2006 году (процентов)
25-30
Сохранение рабочих мест в сфере науки и образования для квалифицированных специалистов (тыс. человек)
36-40
Уровень вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2006 году (процентов)
40-60
Снижение удельного веса бюджетных учреждений среди научных организаций в 2005 - 2006 годах (процентов)
3-5
Уровень внебюджетного финансирования проектов по коммерциализации технологий в 2006 году (процентов)
60-65.
В целом реализация Программы обеспечит повышение инновационной активности субъектов экономической деятельности, создание необходимой инновационной инфраструктуры, развитие научно-технического и технологического потенциала отечественной экономики, что позволит повысить его эффективность и создать необходимые предпосылки для дальнейшего научно-технического прогресса и улучшения структуры российской экономики.
Приложение N 1
"Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития науки
и техники" на 2002 - 2006 годы

Перечень
мероприятий на 2005 - 2006 годы федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы и объемы финансирования (без учета капитальных вложений)

(млн. рублей)
2005 год
2006 год
Ожидаемые результаты
объем финансирования за счет средств федерального бюджета
объем внебюджетного финансирования
объем финансирования за счет средств федерального бюджета
объем внебюджетного финансирования
1. Блок "Генерация знаний"
1.1. Осуществление выбора ограниченного числа приоритетов в развитии проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладных разработок на основе независимой экспертизы и технологического прогноза
10
-
10
-
разработка технологического прогноза и уточнение приоритетов в развитии проблемно-ориентированных поисковых исследований и прикладных разработок
1.2. Проблемно-ориентированные поисковые исследования фундаментального характера
390
-
415
-
финансирование за счет средств федерального бюджета около 130 проектов с объемом около 3 млн. рублей в год
1.3. Прикладные разработки в рамках приоритетных направлений
550
-
590
-
финансирование за счет средств федерального бюджета около 110 проектов с объемом около 5 млн. рублей в год
1.4. Научно-организационное и научно-методическое обеспечение реструктуризации системы бюджетных научных организаций государственного сектора, проведение анализа и мониторинга эффективности финансирования научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета
40
-
42
-
оптимизация структуры государственного сектора науки
1.5. Создание информационной инфраструктуры для хранения и передачи новых знаний (создание электронных библиотек, баз данных, оплата подписки и т.д.)
50
-
55
45
финансирование около 50 проектов с объемом около 1 млн.рублей в год
1.6. Научно-организационное и методическое обеспечение интеграции научной и образовательной деятельности. Разработка моделей интегрированных научно-образовательных структур и поддержка пилотных проектов по их созданию
160
-
170
-
финансирование около 20 проектов в год, направленных на организацию и поддержку научно-образовательных центров.Объем финансирования одного проекта - около 3 млн. рублей в год. Предполагается реализовать крупные пилотные проекты научно-образовательных центров, обеспечивающих реализацию единого инновационного цикла "Ориентированные фундаментальные исследования - новые технологии - высокотехнологичное производство", и кадровое обеспечение национальной инновационной системы.Планируется проводить ежегодный конкурс, на котором будут представлены 5 проектов, объем финансирования - около 20 млн. рублей в год
1.7. Развитие приборной базы научных организаций и вузов в целях опережающего развития материальной базы научных исследований
590
177
630
315
развитие приборной базы науки, в том числе с использованием внебюджетных средств
1.8. Научно-организационное и научно-методическое обеспечение подготовки научных кадров по приоритетным направлениям науки и высоких технологий. Анализ и мониторинг потребности в научных кадрах. Проведение исследований и мероприятий, направленных на повышение престижа профессии исследователя
35
-
35
-
разработка требований и номенклатуры научных специальностей, а также содержания программ и экзаменационных требований к вступительным и итоговым испытаниям для аспирантуры и магистратуры. Планируются организация конкурсов на лучшую научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую работу студентов, а также студенческие научные конференции в базовых вузах и научных организациях.Планируется проведение конкурса проектов (до 20 проектов), объем финансирования - около 2 млн. рублей, предполагается осуществлять переподготовку по отобранным программам около 500 магистров и специалистов и около 100 аспирантов в год начиная с 2006 года.Планируется также проведение мониторинга потребности в научных кадрах
1.9. Проведение молодыми учеными научных исследований по приоритетным направлениям науки, высоких технологий и образования
290
-
310
-
поддержка научных проектов, выполняемых молодыми учеными - кандидатами и докторами наук (около 500 проектов в год для кандидатов и 200 проектов для докторов наук)
1.10. Развитие системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и студентов в ведущих научно-образовательных центрах
80
-
85
-
поддержка научных проектов аспирантов и студентов старших курсов (около 1000 проектов для аспирантов и около 500 проектов для студентов - победителей конкурсов научно-исследовательских работ и учебно-исследовательских работ по различным предметным областям)
1.11. Развитие системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах (включая зарубежные) и участие в конференциях, симпозиумах, семинарах, школах (в том числе за рубежом)
80
-
85
-
повышение уровня подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации, в том числе за счет стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, включая зарубежные, и участие в конференциях, симпозиумах, семинарах, школах.Планируется проведение ежегодных конкурсов проектов (около 400 проектов в год, включая около 300 проектов, предусматривающих стажировки в ведущих российских научно-образовательных центрах со средней продолжительностью 3 месяца, объем финансирования проекта - около 100 тыс. рублей, и 100 проектов, предусматривающих стажировки в ведущих международных научно-образовательных центрах со средней продолжительностью 6 месяцев, объем финансирования проекта - около 400 тыс. рублей
1.12. Развитие системы ведущих научных школ как среды генерации знаний и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации
300
-
320
-
поддержка 200 - 250 научных проектов ведущих научных школ со средним объемом финансирования проекта до 1,5 млн. рублей
В сумме по блоку
2575
177
2747
360
2. Блок "Разработка технологий"
2.1. Разработка технологического прогноза с целью определения приоритетов технологического развития на средне- и долгосрочную перспективу на основе независимых экспертных оценок с учетом мнения научного сообщества и предпринимателей
20
-
20
-
определение приоритетных направлений, способных существенно ускорить экономический рост в наукоемких секторах экономики
2.2. Проведение опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок по приоритетным направлениям развития научно-технической сферы (в том числе на долевой основе с хозяйствующими субъектами)
1200
475
1285
415
отбор проектов в рамках приоритетных направлений и реализации около 120 проектов, объем финансирования - около 10 млн. рублей. Уровень внебюджетного финансирования - около 25 процентов общего объема финансирования проекта
2.3. Разработка бизнес-планов коммерциализации новых технологий
25
-
30
-
поддержка разработки бизнес-планов для создания благоприятного инвестиционного климата. Предполагается финансировать разработку около 100 бизнес-планов, объем финансирования - около 250 тыс. рублей
2.4. Развитие системы центров трансфера технологий
50
-
50
-
финансирование проектов, направленных на поддержание инфраструктуры (около 20 проектов в год), объем финансирования - около 2,5 млн. рублей в год
2.5. Содействие развитию сети центров коллективного пользования научным оборудованием
980
-
1050
-
концентрация ресурсов для оснащения научно-технической сферы современным дорогостоящим научным оборудованием и обеспечение режима коллективного доступа к этому оборудованию.Планируется финансировать около 10 проектов, объем финансирования - около 80 млн. рублей в год.Предполагается провести конкурс на обеспечение текущего содержания научного оборудования, существующего в крупных центрах коллективного пользования (около 20 проектов), объем финансирования - около 9 млн. рублей в год
2.6. Обеспечение функционирования уникальных стендов и установок научных и образовательных организаций, а также уникальных объектов инфраструктуры науки и образования (включая обсерватории, ботанические сады, научные музеи и др.)
270
-
280
-
обеспечение функционирования уникальных стендов и установок в рамках сформированной системы приоритетов научно-технологического развития.В ходе реализации мероприятия предполагается провести переориентацию значительной части уникальных стендов и установок на использование в режиме коллективного пользования
2.7. Стимулирование создания научных, технологических и инновационных международных лабораторий, центров, научно-образовательных интегрированных структур с целью повышения международной академической и научной мобильности и развития международного научно-технического информационного обмена
100
75
110
80
повышение уровня науки и образования за счет международной кооперации. Предполагается провести конкурс около 10 проектов, объем финансирования - около 10 млн. рублей в год, продолжительность 2 года. Предусматривается поддержка создания международных научных лабораторий, центров, научно-образовательных интегрированных структур.Уровень внебюджетного финансирования мероприятия за счет средств международных источников - до 50 процентов
2.8. Развитие национальной и международной информационно-выставочной деятельности
50
-
50
-
целевое информирование потенциальных инвесторов о перспективных результатах НИОКР, созданных в рамках Программы. Планируется проведение конкурса проектов на финансирование национальных и международных выставок (около 50 проектов), объем финансирования - около 1 млн. рублей в год
2.9. Научно-методическое обеспечение нормативно-правовой базы научно-технической деятельности, в том числе в целях развития системы защиты интеллектуальной собственности и стимулирования вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот
20
-
25
-
разработка предложений о внесении изменений, касающихся определения дополнительных обязательств, включаемых в государственные контракты, при закреплении прав на результаты научно-технической деятельности за исполнителем. Изменения вносятся в законодательную базу о науке и государственной научно-технической политике и в нормативную правовую базу по государственным заказам на закупку и поставку товаров (работ, услуг) для федеральных государственных нужд
2.10. Научно-организационное и методическое сопровождение патентования результатов интеллектуальной деятельности, полученных с привлечением средств федерального бюджета в рамках Программы
50
25
60
50
сопровождение патентования результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках Программы.Планируется осуществить финансирование около 200 проектов по сопровождению патентования, объем финансирования - около 0,25 млн. рублей в год
Всего по блоку
2765
575
2960
545
3. Блок "Коммерциализация технологий"
3.1. Определение приоритетных направлений коммерциализации технологий, создание нормативно-правовой и методической базы
15
-
15
-
определение приоритетных направлений, которые являются основой для отбора важнейших инновационных и венчурных проектов государственного значения
3.2. Научно-организационное сопровождение важнейших предметно-ориентированных инновационных проектов государственного значения
700
1610
750
1825
реализация важнейших предметно-ориентированных инновационных проектов государственного значения, предусматривающих разработку и адаптацию нового поколения базовых технологий для производства широкого класса различных видов продукции
3.3. Научно-организационное сопровождение важнейших объектно-ориентированных инновационных проектов государственного значения
420
840
450
945
реализация важнейших объектно-ориентированных инновационных проектов государственного значения, предусматривающих переход на новый уровень технологий изготовления отдельных сложных видов продукции
3.4. Научно-организационное сопровождение крупных венчурных проектов
353,1
780
504,4
810
государственное инициирование и участие в финансировании потенциально высокодоходных венчурных проектов, способных обеспечить значимые макроэкономические эффекты
3.5. Формирование нормативно-правовой и методической базы создания и функционирования венчурных фондов, а также системы фондов, предоставляющих финансовые ресурсы организациям на стадии научно-исследовательских разработок
20
-
20
-
разработка нормативно-правовой и методической базы венчурного финансирования, а также финансирование организаций на стадии научно-исследовательских разработок. Предполагается разработка бизнес-планов создания пилотных проектов венчурных фондов с привлечением государственных и частных средств и осуществить нормативно-правовое обеспечение их деятельности
3.6. Разработка нормативно-правовой и методической базы функционирования электронных бирж высоких технологий и реализация пилотных проектов
35
-
40
50
создание правовых условий для организации торгов опционами на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также торгов пакетами акций высокотехнологичных венчурных фирм и реализация 5 пилотных проектов электронных бирж высоких технологий
3.7. Создание сети национальных информационно-аналитических центров по передовым направлениям науки для мониторинга мирового и российского научно-технического потенциала в этих областях
30
-
32
-
мониторинг мирового и российского научно-технического потенциала в приоритетных областях. Предполагается создание в 2005 году около 10 центров, объем финансирования - около 3 млн. рублей в год
В сумме по блоку
1573,1
3980
1811,4
4560
4. Управление Программой
4.1. Содержание дирекции Программы
20
-
20
-
финансирование деятельности дирекции Программы по выполнению возложенных на нее задач
4.2. Разработка методов и процедур осуществления мониторинга состояния субъектов научной, технологической и инновационной деятельности и контроля за реализацией Программы (включая необходимые нормативные правовые и методические документы) и проведение такого мониторинга
45
-
30
-
поддержка управленческих решений по отбору организаций - исполнителей проектов путем постоянного мониторинга деятельности субъектов научной и инновационной деятельности на основе анализа и прогноза кадрового потенциала организаций, анализа оснащенности оборудованием, общей оценки возможности выполнения организацией исследований на требуемом уровне
4.3. Разработка и функционирование системы независимой экспертизы для принятия управленческих решений в рамках Программы (включая экспертизу проектов в рамках всех мероприятий, а также отдельных проектов вне рамок Программы)
70
-
20
-
создание системы независимой экспертизы для обеспечения объективной оценки конкурсных заявок и окончательных результатов постоянного мониторинга плановых показателей проекта в ходе его выполнения
4.4. Постоянный мониторинг выполнения проектов в рамках Программы на соответствие численным индикаторам, оценка их влияния на развитие экономики и общества
60
-
20
-
анализ реализации проектов в рамках всех блоков Программы на соответствие индикаторам выполнения мероприятий
4.5. Технологическая и экономическая оценка результатов выполнения научных и научно-технических проектов, финансируемых в рамках трех блоков Программы на основе вероятностных оценок их рыночного потенциала
20
-
20
-
обеспечение непрерывности инновационного цикла по разработанным методикам на основе анализа ценности результатов проектов для создания на основе этих методик технологий с высоким коммерческим эффектом
4.6. Создание и поддержка системы информирования потенциальных инвесторов и общественности о перспективных технологиях, создаваемых и внедряемых в рамках Программы
20
-
20
-
создание системы национальных и региональных информационных центров, основанных на современных информационных технологиях для хранения и распространения информации о результатах НИОКР и инновационных проектах
Всего на управление Программой
235
-
130
-
Итого по Программе
7148,1
4732
7648,4
5465
Примечания: 1. Порядок проведения конкурсов, условия и необходимые критерии определяются государственным заказчиком-координатором совместно с государственными заказчиками Программы.
2. Объемы финансирования, необходимые для реализации каждого программного мероприятия, уточняются в соответствии со сметой расходов при заключении государственного контракта.
Приложение N 2
"Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития науки
и техники" на 2002 - 2006 годы

Перечень
инвестиционных объектов, предусмотренных федеральной целевой научно-технической программой "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы
(мероприятия по обеспечению функционирования уникальных стендов и установок научных и образовательных организаций, а также уникальных объектов инфраструктуры, науки и образования и объемы капитальных вложений)

(млн. рублей)
Наименование объекта
2005 год
2006 год
Роснаука - всего
в том числе:
93
100,8
филиал федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова" (реконструкция ядерного реактора ВВР-Ц), г. Обнинск, Калужская область
21
28,8
федеральное государственное учреждение "Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов" (реконструкция лабораторного корпуса), г. Троицк, Московская область
2,4
-
федеральное государственное учреждение "Российский научный центр "Курчатовский институт" (комплекс объектов термоядерного синтеза и ядерной энергетики), г. Москва
58,2
60
федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (реконструкция и техническое перевооружение опытного производства, реконструкция административно-лабораторного корпуса), г. Москва
11,4
12
Рособразование - всего
в том числе:
33,2
63,2
государственное научное учреждение "Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете" (реабилитационный восстановительный центр, стендовая база робототехники для экстремальных условий и технической кибернетики), г. Санкт-Петербург
6,2
30
государственное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева" (пристройка к учебному корпусу), г. Самара
27
33,2
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносовацентр экономических технологий (3-й гуманитарный корпус экономического факультета), г. Москва
37,2
44
Росатом - всего
в том числе:
73,5
70
федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научный центр Российской Федерации - Институт физики высоких энергий" (ускорительно-накопительный комплекс протонов), г. Протвино, Московская область
65
60
федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научный центр Российской Федерации - Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований" (комплекс термоядерной установки ТСП), г. Троицк, Московская область
8,5
10
Ростехрегулирование
федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" (реконструкция производственно-технологической базы акустооптической измерительной аппаратуры в корпусе N 68), пос. Менделеево, Солнечногорский район Московской области
2,5
6,8
Росздрав
государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор", пос. Кольцово, Новосибирская область
12,6
40
Итого
252
324,8