Действующий
поддержание и развитие среды генерации знаний и инновационной деятельности в широком диапазоне предметных областей как базы для выбора и реализации крупномасштабных приоритетных проектов;
создание передовых технологий, имеющих коммерческое значение, для последующего применения в различных отраслях экономики.
Благодаря этому реализация Программы позволит создать предпосылки развития и повышения эффективности научно-технологического потенциала.
Реализация программных мероприятий будет способствовать развитию 100 ведущих научных школ, сохранению рабочих мест в сфере науки для 40 тыс. высококвалифицированных специалистов, привлечению к проведению исследований по приоритетным направлениям около 3 тыс. молодых специалистов. За счет сквозной системы отбора инновационных проектов на всех стадиях развития инновационной инфраструктуры, реализации мероприятий по коммерциализации и трансферу передовых технологий будут обеспечены: уровень использования результатов научных исследований для разработки технологий - не менее 10 процентов, уровень коммерциализации разрабатываемых технологий - около 50 процентов, создание 14 передовых технологий с высоким потенциалом распространения в экономике, прирост объемов производства высокотехнологичной продукции за счет внедрения разработанных передовых технологий - около 10 млрд. рублей.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных эффектов:
на макроуровне - увеличение вклада в прирост валового внутреннего продукта, повышение эффективности предприятий за счет технологического перевооружения, снижение доли сырьевого сектора в экономике страны, опережающий рост производства и продаж инновационной продукции, улучшение структуры экспорта за счет роста в нем доли продукции высокой степени переработки и повышение удельного веса наукоемкой продукции российского производства на мировом рынке, снижение энергоемкости валового внутреннего продукта;
на микроуровне - увеличение численности и удельного веса в экономике инновационно активных предприятий, рост капитализации предприятий за счет интеллектуальной собственности, повышение интереса предприятий к инновациям и рост доли негосударственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, улучшение финансового состояния и повышение эффективности деятельности организаций научно-технической сферы, сохранение и поступательное развитие их инновационного потенциала, увеличение доли нематериальных активов, находящихся в хозяйственном обороте, укрепление связей и расширение взаимовыгодного сотрудничества между наукой, образованием и производством;
в сфере инновационного развития - обеспечение разработки новых передовых технологий, сокращение сроков их освоения, активизация инновационно-технологического обмена между предприятиями, сохранение уникального научно-исследовательского оборудования, обеспечение эффективной защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;
в социально-экономической сфере, в науке и образовании - повышение спроса на квалифицированные научно-технические кадры, оптимизация их возрастной структуры, повышение уровня доходов работников научно-технической сферы, сохранение рабочих мест в этой сфере, предотвращение оттока научно-технических кадров в другие страны, сохранение и развитие системы подготовки квалифицированных научно-технических кадров, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи;
в бюджетной сфере - концентрация бюджетных ресурсов для поддержки инновационной деятельности, повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов по инновационной тематике, сокращение числа бюджетных научных организаций, повышение уровня внебюджетного софинансирования расходов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечение дополнительных налоговых поступлений.
По экспертным оценкам, могут быть достигнуты следующие показатели социально-экономической эффективности Программы:
Вклад в прирост объема производства высокотехнологичной продукции в 2006 году (процентов) | 10-15 |
Вклад в прирост числа инновационно активных организаций в 2006 году (процентов) | 25-30 |
Сохранение рабочих мест в сфере науки и образования для квалифицированных специалистов (тыс. человек) | 36-40 |
Уровень вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в 2006 году (процентов) | 40-60 |
Снижение удельного веса бюджетных учреждений среди научных организаций в 2005 - 2006 годах (процентов) | 3-5 |
Уровень внебюджетного финансирования проектов по коммерциализации технологий в 2006 году (процентов) | 60-65. |
В целом реализация Программы обеспечит повышение инновационной активности субъектов экономической деятельности, создание необходимой инновационной инфраструктуры, развитие научно-технического и технологического потенциала отечественной экономики, что позволит повысить его эффективность и создать необходимые предпосылки для дальнейшего научно-технического прогресса и улучшения структуры российской экономики.
Перечень
мероприятий на 2005 - 2006 годы федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы и объемы финансирования (без учета капитальных вложений)
2005 год | 2006 год | Ожидаемые результаты | ||||
объем финансирования за счет средств федерального бюджета | объем внебюджетного финансирования | объем финансирования за счет средств федерального бюджета | объем внебюджетного финансирования | |||
1. Блок "Генерация знаний" | ||||||
1.1. Осуществление выбора ограниченного числа приоритетов в развитии проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладных разработок на основе независимой экспертизы и технологического прогноза | 10 | - | 10 | - | разработка технологического прогноза и уточнение приоритетов в развитии проблемно-ориентированных поисковых исследований и прикладных разработок | |
1.2. Проблемно-ориентированные поисковые исследования фундаментального характера | 390 | - | 415 | - | финансирование за счет средств федерального бюджета около 130 проектов с объемом около 3 млн. рублей в год | |
1.3. Прикладные разработки в рамках приоритетных направлений | 550 | - | 590 | - | финансирование за счет средств федерального бюджета около 110 проектов с объемом около 5 млн. рублей в год | |
1.4. Научно-организационное и научно-методическое обеспечение реструктуризации системы бюджетных научных организаций государственного сектора, проведение анализа и мониторинга эффективности финансирования научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета | 40 | - | 42 | - | оптимизация структуры государственного сектора науки | |
1.5. Создание информационной инфраструктуры для хранения и передачи новых знаний (создание электронных библиотек, баз данных, оплата подписки и т.д.) | 50 | - | 55 | 45 | финансирование около 50 проектов с объемом около 1 млн.рублей в год | |
1.6. Научно-организационное и методическое обеспечение интеграции научной и образовательной деятельности. Разработка моделей интегрированных научно-образовательных структур и поддержка пилотных проектов по их созданию | 160 | - | 170 | - | финансирование около 20 проектов в год, направленных на организацию и поддержку научно-образовательных центров.Объем финансирования одного проекта - около 3 млн. рублей в год. Предполагается реализовать крупные пилотные проекты научно-образовательных центров, обеспечивающих реализацию единого инновационного цикла "Ориентированные фундаментальные исследования - новые технологии - высокотехнологичное производство", и кадровое обеспечение национальной инновационной системы.Планируется проводить ежегодный конкурс, на котором будут представлены 5 проектов, объем финансирования - около 20 млн. рублей в год | |
1.7. Развитие приборной базы научных организаций и вузов в целях опережающего развития материальной базы научных исследований | 590 | 177 | 630 | 315 | развитие приборной базы науки, в том числе с использованием внебюджетных средств | |
1.8. Научно-организационное и научно-методическое обеспечение подготовки научных кадров по приоритетным направлениям науки и высоких технологий. Анализ и мониторинг потребности в научных кадрах. Проведение исследований и мероприятий, направленных на повышение престижа профессии исследователя | 35 | - | 35 | - | разработка требований и номенклатуры научных специальностей, а также содержания программ и экзаменационных требований к вступительным и итоговым испытаниям для аспирантуры и магистратуры. Планируются организация конкурсов на лучшую научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую работу студентов, а также студенческие научные конференции в базовых вузах и научных организациях.Планируется проведение конкурса проектов (до 20 проектов), объем финансирования - около 2 млн. рублей, предполагается осуществлять переподготовку по отобранным программам около 500 магистров и специалистов и около 100 аспирантов в год начиная с 2006 года.Планируется также проведение мониторинга потребности в научных кадрах | |
1.9. Проведение молодыми учеными научных исследований по приоритетным направлениям науки, высоких технологий и образования | 290 | - | 310 | - | поддержка научных проектов, выполняемых молодыми учеными - кандидатами и докторами наук (около 500 проектов в год для кандидатов и 200 проектов для докторов наук) | |
1.10. Развитие системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и студентов в ведущих научно-образовательных центрах | 80 | - | 85 | - | поддержка научных проектов аспирантов и студентов старших курсов (около 1000 проектов для аспирантов и около 500 проектов для студентов - победителей конкурсов научно-исследовательских работ и учебно-исследовательских работ по различным предметным областям) | |
1.11. Развитие системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах (включая зарубежные) и участие в конференциях, симпозиумах, семинарах, школах (в том числе за рубежом) | 80 | - | 85 | - | повышение уровня подготовки научных и педагогических кадров высшей квалификации, в том числе за счет стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, включая зарубежные, и участие в конференциях, симпозиумах, семинарах, школах.Планируется проведение ежегодных конкурсов проектов (около 400 проектов в год, включая около 300 проектов, предусматривающих стажировки в ведущих российских научно-образовательных центрах со средней продолжительностью 3 месяца, объем финансирования проекта - около 100 тыс. рублей, и 100 проектов, предусматривающих стажировки в ведущих международных научно-образовательных центрах со средней продолжительностью 6 месяцев, объем финансирования проекта - около 400 тыс. рублей | |
1.12. Развитие системы ведущих научных школ как среды генерации знаний и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации | 300 | - | 320 | - | поддержка 200 - 250 научных проектов ведущих научных школ со средним объемом финансирования проекта до 1,5 млн. рублей | |
В сумме по блоку | 2575 | 177 | 2747 | 360 | ||
2. Блок "Разработка технологий" | ||||||
2.1. Разработка технологического прогноза с целью определения приоритетов технологического развития на средне- и долгосрочную перспективу на основе независимых экспертных оценок с учетом мнения научного сообщества и предпринимателей | 20 | - | 20 | - | определение приоритетных направлений, способных существенно ускорить экономический рост в наукоемких секторах экономики | |
2.2. Проведение опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок по приоритетным направлениям развития научно-технической сферы (в том числе на долевой основе с хозяйствующими субъектами) | 1200 | 475 | 1285 | 415 | отбор проектов в рамках приоритетных направлений и реализации около 120 проектов, объем финансирования - около 10 млн. рублей. Уровень внебюджетного финансирования - около 25 процентов общего объема финансирования проекта | |
2.3. Разработка бизнес-планов коммерциализации новых технологий | 25 | - | 30 | - | поддержка разработки бизнес-планов для создания благоприятного инвестиционного климата. Предполагается финансировать разработку около 100 бизнес-планов, объем финансирования - около 250 тыс. рублей | |
2.4. Развитие системы центров трансфера технологий | 50 | - | 50 | - | финансирование проектов, направленных на поддержание инфраструктуры (около 20 проектов в год), объем финансирования - около 2,5 млн. рублей в год | |
2.5. Содействие развитию сети центров коллективного пользования научным оборудованием | 980 | - | 1050 | - | концентрация ресурсов для оснащения научно-технической сферы современным дорогостоящим научным оборудованием и обеспечение режима коллективного доступа к этому оборудованию.Планируется финансировать около 10 проектов, объем финансирования - около 80 млн. рублей в год.Предполагается провести конкурс на обеспечение текущего содержания научного оборудования, существующего в крупных центрах коллективного пользования (около 20 проектов), объем финансирования - около 9 млн. рублей в год | |
2.6. Обеспечение функционирования уникальных стендов и установок научных и образовательных организаций, а также уникальных объектов инфраструктуры науки и образования (включая обсерватории, ботанические сады, научные музеи и др.) | 270 | - | 280 | - | обеспечение функционирования уникальных стендов и установок в рамках сформированной системы приоритетов научно-технологического развития.В ходе реализации мероприятия предполагается провести переориентацию значительной части уникальных стендов и установок на использование в режиме коллективного пользования | |
2.7. Стимулирование создания научных, технологических и инновационных международных лабораторий, центров, научно-образовательных интегрированных структур с целью повышения международной академической и научной мобильности и развития международного научно-технического информационного обмена | 100 | 75 | 110 | 80 | повышение уровня науки и образования за счет международной кооперации. Предполагается провести конкурс около 10 проектов, объем финансирования - около 10 млн. рублей в год, продолжительность 2 года. Предусматривается поддержка создания международных научных лабораторий, центров, научно-образовательных интегрированных структур.Уровень внебюджетного финансирования мероприятия за счет средств международных источников - до 50 процентов | |
2.8. Развитие национальной и международной информационно-выставочной деятельности | 50 | - | 50 | - | целевое информирование потенциальных инвесторов о перспективных результатах НИОКР, созданных в рамках Программы. Планируется проведение конкурса проектов на финансирование национальных и международных выставок (около 50 проектов), объем финансирования - около 1 млн. рублей в год | |
2.9. Научно-методическое обеспечение нормативно-правовой базы научно-технической деятельности, в том числе в целях развития системы защиты интеллектуальной собственности и стимулирования вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот | 20 | - | 25 | - | разработка предложений о внесении изменений, касающихся определения дополнительных обязательств, включаемых в государственные контракты, при закреплении прав на результаты научно-технической деятельности за исполнителем. Изменения вносятся в законодательную базу о науке и государственной научно-технической политике и в нормативную правовую базу по государственным заказам на закупку и поставку товаров (работ, услуг) для федеральных государственных нужд | |
2.10. Научно-организационное и методическое сопровождение патентования результатов интеллектуальной деятельности, полученных с привлечением средств федерального бюджета в рамках Программы | 50 | 25 | 60 | 50 | сопровождение патентования результатов интеллектуальной деятельности, полученных в рамках Программы.Планируется осуществить финансирование около 200 проектов по сопровождению патентования, объем финансирования - около 0,25 млн. рублей в год | |
Всего по блоку | 2765 | 575 | 2960 | 545 | ||
3. Блок "Коммерциализация технологий" | ||||||
3.1. Определение приоритетных направлений коммерциализации технологий, создание нормативно-правовой и методической базы | 15 | - | 15 | - | определение приоритетных направлений, которые являются основой для отбора важнейших инновационных и венчурных проектов государственного значения | |
3.2. Научно-организационное сопровождение важнейших предметно-ориентированных инновационных проектов государственного значения | 700 | 1610 | 750 | 1825 | реализация важнейших предметно-ориентированных инновационных проектов государственного значения, предусматривающих разработку и адаптацию нового поколения базовых технологий для производства широкого класса различных видов продукции | |
3.3. Научно-организационное сопровождение важнейших объектно-ориентированных инновационных проектов государственного значения | 420 | 840 | 450 | 945 | реализация важнейших объектно-ориентированных инновационных проектов государственного значения, предусматривающих переход на новый уровень технологий изготовления отдельных сложных видов продукции | |
3.4. Научно-организационное сопровождение крупных венчурных проектов | 353,1 | 780 | 504,4 | 810 | государственное инициирование и участие в финансировании потенциально высокодоходных венчурных проектов, способных обеспечить значимые макроэкономические эффекты | |
3.5. Формирование нормативно-правовой и методической базы создания и функционирования венчурных фондов, а также системы фондов, предоставляющих финансовые ресурсы организациям на стадии научно-исследовательских разработок | 20 | - | 20 | - | разработка нормативно-правовой и методической базы венчурного финансирования, а также финансирование организаций на стадии научно-исследовательских разработок. Предполагается разработка бизнес-планов создания пилотных проектов венчурных фондов с привлечением государственных и частных средств и осуществить нормативно-правовое обеспечение их деятельности | |
3.6. Разработка нормативно-правовой и методической базы функционирования электронных бирж высоких технологий и реализация пилотных проектов | 35 | - | 40 | 50 | создание правовых условий для организации торгов опционами на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также торгов пакетами акций высокотехнологичных венчурных фирм и реализация 5 пилотных проектов электронных бирж высоких технологий | |
3.7. Создание сети национальных информационно-аналитических центров по передовым направлениям науки для мониторинга мирового и российского научно-технического потенциала в этих областях | 30 | - | 32 | - | мониторинг мирового и российского научно-технического потенциала в приоритетных областях. Предполагается создание в 2005 году около 10 центров, объем финансирования - около 3 млн. рублей в год | |
В сумме по блоку | 1573,1 | 3980 | 1811,4 | 4560 | ||
4. Управление Программой | ||||||
4.1. Содержание дирекции Программы | 20 | - | 20 | - | финансирование деятельности дирекции Программы по выполнению возложенных на нее задач | |
4.2. Разработка методов и процедур осуществления мониторинга состояния субъектов научной, технологической и инновационной деятельности и контроля за реализацией Программы (включая необходимые нормативные правовые и методические документы) и проведение такого мониторинга | 45 | - | 30 | - | поддержка управленческих решений по отбору организаций - исполнителей проектов путем постоянного мониторинга деятельности субъектов научной и инновационной деятельности на основе анализа и прогноза кадрового потенциала организаций, анализа оснащенности оборудованием, общей оценки возможности выполнения организацией исследований на требуемом уровне | |
4.3. Разработка и функционирование системы независимой экспертизы для принятия управленческих решений в рамках Программы (включая экспертизу проектов в рамках всех мероприятий, а также отдельных проектов вне рамок Программы) | 70 | - | 20 | - | создание системы независимой экспертизы для обеспечения объективной оценки конкурсных заявок и окончательных результатов постоянного мониторинга плановых показателей проекта в ходе его выполнения | |
4.4. Постоянный мониторинг выполнения проектов в рамках Программы на соответствие численным индикаторам, оценка их влияния на развитие экономики и общества | 60 | - | 20 | - | анализ реализации проектов в рамках всех блоков Программы на соответствие индикаторам выполнения мероприятий | |
4.5. Технологическая и экономическая оценка результатов выполнения научных и научно-технических проектов, финансируемых в рамках трех блоков Программы на основе вероятностных оценок их рыночного потенциала | 20 | - | 20 | - | обеспечение непрерывности инновационного цикла по разработанным методикам на основе анализа ценности результатов проектов для создания на основе этих методик технологий с высоким коммерческим эффектом | |
4.6. Создание и поддержка системы информирования потенциальных инвесторов и общественности о перспективных технологиях, создаваемых и внедряемых в рамках Программы | 20 | - | 20 | - | создание системы национальных и региональных информационных центров, основанных на современных информационных технологиях для хранения и распространения информации о результатах НИОКР и инновационных проектах | |
Всего на управление Программой | 235 | - | 130 | - | ||
Итого по Программе | 7148,1 | 4732 | 7648,4 | 5465 |
Примечания: 1. Порядок проведения конкурсов, условия и необходимые критерии определяются государственным заказчиком-координатором совместно с государственными заказчиками Программы.
2. Объемы финансирования, необходимые для реализации каждого программного мероприятия, уточняются в соответствии со сметой расходов при заключении государственного контракта.
Перечень
инвестиционных объектов, предусмотренных федеральной целевой научно-технической программой "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы
(мероприятия по обеспечению функционирования уникальных стендов и установок научных и образовательных организаций, а также уникальных объектов инфраструктуры, науки и образования и объемы капитальных вложений)
Наименование объекта | 2005 год | 2006 год |
в том числе: | Роснаука - всего93 | 100,8 |
филиал федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский физико-химический институт имени Л.Я. Карпова" (реконструкция ядерного реактора ВВР-Ц), г. Обнинск, Калужская область | 21 | 28,8 |
федеральное государственное учреждение "Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов" (реконструкция лабораторного корпуса), г. Троицк, Московская область | 2,4 | - |
федеральное государственное учреждение "Российский научный центр "Курчатовский институт" (комплекс объектов термоядерного синтеза и ядерной энергетики), г. Москва | 58,2 | 60 |
федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (реконструкция и техническое перевооружение опытного производства, реконструкция административно-лабораторного корпуса), г. Москва | 11,4 | 12 |
в том числе: | Рособразование - всего33,2 | 63,2 |
государственное научное учреждение "Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете" (реабилитационный восстановительный центр, стендовая база робототехники для экстремальных условий и технической кибернетики), г. Санкт-Петербург | 6,2 | 30 |
государственное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева" (пристройка к учебному корпусу), г. Самара | 27 | 33,2 |
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносовацентр экономических технологий (3-й гуманитарный корпус экономического факультета), г. Москва | 37,2 | 44 |
в том числе: | Росатом - всего73,5 | 70 |
федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научный центр Российской Федерации - Институт физики высоких энергий" (ускорительно-накопительный комплекс протонов), г. Протвино, Московская область | 65 | 60 |
федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научный центр Российской Федерации - Троицкий институт инновационных и термоядерных исследований" (комплекс термоядерной установки ТСП), г. Троицк, Московская область | 8,5 | 10 |
Ростехрегулирование | ||
федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" (реконструкция производственно-технологической базы акустооптической измерительной аппаратуры в корпусе N 68), пос. Менделеево, Солнечногорский район Московской области | 2,5 | 6,8 |
Росздрав | ||
государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор", пос. Кольцово, Новосибирская область | 12,6 | 40 |
Итого | 252 | 324,8 |