Действующий
Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе.
В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.
Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы информатизации образования.
Все более полно проявляются в мировой практике тенденции широкого использования дистанционных технологий обучения как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования.
На этом фоне состояние информатизации российской школы можно оценить как неудовлетворительное. Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа.
Большую часть компьютерного парка в общеобразовательных школах составляют установленные в 1985 - 1992 годах компьютеры первого поколения, которые не дают возможности ввести типовую операционную среду Windows 95/98, используемую подавляющим числом пользователей персональных компьютеров в России. В последние 7-8 лет централизованные поставки компьютерного оборудования в школу практически не осуществлялись.
Россия является единственной страной в мире, в которой (по данным исследований IEA в 1999 году) количество компьютеров в школах сокращается. Один компьютер с современным интерфейсом приходится более чем на 500 учащихся, в то время как во многих европейских странах - на 10-15 учащихся.
Менее 2 процентов общеобразовательных учреждений имеют в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия и только 1,5 процента имеют выход в глобальную сеть.
Разработка русскоязычных образовательных ресурсов идет крайне медленно. В силу отсутствия национальной политики в разработке образовательных ресурсов сети Интернет появляющиеся образовательные сайты часто имеют невысокое качество.
На сегодняшний день менее 20 процентов школ имеют в штате специалиста в области информатики, а на одного специалиста (которым чаще всего является учитель информатики) приходится примерно 1000 учащихся.
Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии.
Не получают широкого распространения Интернет-технологии в российской общеобразовательной школе в связи с устаревшей и слабо развитой материальной базой, отсутствием в русскоязычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс традиционной школы, неподготовленностью учителей к использованию информационных технологий. Использование Интернет-технологий в учебном процессе требует создания электронных учебных материалов нового поколения, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки учительских кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в школе как средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества.
В системе дополнительного образования детей на начало 2000/2001 учебного года насчитывалось 8,7 тыс. учреждений, в которых обучается более 7 млн. человек. Необходимость подключения значительной части данных учреждений к Интернету диктуется задачами развития сферы дистанционного обучения по различным видам детского и юношеского творчества, внедрением новых информационных технологий в сферу дополнительного образования детей. Имеющаяся на сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования сетевая база и учебно-методическое оснащение явно недостаточны для решения этих задач и требуют значительного обновления.
Особое положение в процессе построения единой образовательной информационной среды занимают сельские школы, в которых обучается примерно треть школьников страны. В систему образования страны входят 31480 сельских школ основного общего образования и около 15 тыс. начальных малокомплектных школ. В сельской школе остро не хватает учебной и методической литературы, наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Даже по действующим нормативам сельские школы на конец 2000 года оснащены компьютерной техникой всего лишь на 5 процентов. Отсутствие во многих селах телефонной связи не дает возможности обеспечить школы обычной электронной почтой - наиболее распространенным и простым телекоммуникационным средством.
Специфика обучения и большинство проблем, с которыми сталкиваются ведомственные школы в закрытых военных городках, схожи с теми, которые характерны для сельских школ. Это информационная изолированность обучающихся и преподавательского состава, ограничения по применению наглядных, демонстрационных пособий и лабораторного оборудования. Все школы находятся в удалении от методических центров.
Состояние сельских школ и школ в закрытых военных городках приводит к определенной информационной изолированности школьников, создает неравные условия для получения качественного образования.
Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации инженерно-педагогических и руководящих работников учебных заведений профессионального образования. Однако в настоящее время лишь около 25 процентов из них имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовки в области информатики.
Большинство вузов России в настоящее время имеют доступ к компьютерным сетям. Однако уровень информатизации учебной и научной деятельности в абсолютном большинстве из них еще низок. В связи с этим к первоочередным задачам относятся создание учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие существующей сетевой инфраструктуры и увеличение пропускной способности используемых каналов. Для вузов, в частности, необходимо постоянное высокоскоростное соединение с пропускной способностью 256 Кбит/с - 2 Мбит/с. В этом случае они могут стать важными источниками информационных и телекоммуникационных услуг для учреждений среднего общего и профессионального образования.
Тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий. Информатизация предполагает изменение содержания, методов и организационных форм образования. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.
Необходимость разработки и принятия Федеральной целевой программы развития единой образовательной информационной среды обусловлена коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования, принятием Федеральной программы развития образования и Национальной доктрины образования, развитием информатизации образования в мире, необходимостью координации программ по информатизации образования, проводимых в отдельных регионах России.
Целями Программы являются создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:
создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
создание федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования;
предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, средств технического обслуживания.
создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств его поддержки и развития;
обеспечение качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса на основе их стандартизации и сертификации;
подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Система программных мероприятий представлена в приложении N 1. Она направлена на обеспечение комплексного решения поставленных задач.
На первом этапе (2001 год) предусматривается поставка аппаратно-программного обеспечения в сельские школы, отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период, организация подготовки учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании.
На втором этапе (2002-2003 годы) - разработка стратегии и методологии реализации Программы, организация федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования, обеспечение учебных заведений средствами информатизации и доступа к информационно-образовательным ресурсам, разработка современных электронных учебных материалов и их экспериментальное апробирование, разработка программ, учебных планов и материалов, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров.