(Действующий) Приказ Минтранса РФ от 14 октября 2002 г. N 129 "Об утверждении Правил...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
110. Когда судно, терпящее бедствие, просит о помощи, оно подает сигналы посредством повторяющихся ударов в колокол или продолжительных звуков.
111. Не нарушая других положений настоящих Правил, каждое судно должно в случае необходимости подать сигналы, приведенные в приложении N 4 к настоящим Правилам.
112. Подача сигналов в крупных населенных пунктах и на отдельных участках пути (кроме сигналов бедствия и сигналов для предотвращения аварийной ситуации) может быть ограничена документами, определяющими особенности движения судов в бассейне.
113. Запрещается пользоваться звуковыми сигналами иными, чем те, которые указаны в настоящих Правилах, или пользоваться указанными сигналами в условиях иных, чем те, которые предписаны или допущены в настоящих Правилах.
114. Все самоходные суда, а также береговые пункты управления движением флота должны быть оснащены установками радиотелефонной связи.
Установки радиотелефонной связи на судах и их количество должны соответствовать предписаниям органов Российского Речного Регистра.
115. Порядок использования радиотелефонных установок определяется правилами радиосвязи на внутренних водных путях и указанием по организации судовой радиосвязи в бассейне (регионе), которые должны быть на каждом судне.
116. Судовые радиотелефонные станции должны быть постоянно включены на канале межсудовой радиосвязи и обеспечивать надежную связь во время движения и маневрирования судов, при стоянке на якоре, а также в условиях ограниченной видимости, при наступлении штормовой погоды и использоваться во всех случаях, требующих заблаговременного согласования взаимных действий. Использование этого канала связи для других переговоров запрещается.
117. Переговоры по радиотелефонной связи не фиксируются, за исключением распоряжений и случаев приема информации, заносимой в судовой журнал.
118. Перед расхождением судов (составов) вызов на радиосвязь осуществляет судоводитель идущего снизу судна, а перед обгоном - судоводитель обгоняющего судна. Во время согласования этих действий между судами судоводители других судов не должны мешать их разговорам. Согласование судами взаимных действий по радиотелефонной связи в случаях, когда настоящими Правилами требуется обмен звуковыми или световыми сигналами, должно производиться до подачи этих сигналов.
119. Когда суда согласовали свои действия по радиотелефонной связи, звуковые сигналы, предусмотренные настоящими Правилами для этих случаев, могут не подаваться.
120. Судоводитель судна, не получивший ответ на свой вызов по радиотелефонной связи, должен считать, что на другом судне она неисправна или не работает, и действовать с учетом этого обстоятельства.
Если судоводитель судна, вызываемого на радиотелефонную связь, не отвечает, то для его вызова подается установленный настоящими Правилами звуковой сигнал.
121. В границах гидроузлов судоводители должны вести переговоры по радиотелефонной связи на канале радиостанции гидроузла.
122. При подходе судна к непросматриваемым или затруднительным нерегулируемым участкам водного пути и движении по ним, при плавании в условиях ограниченной видимости судоводитель должен информировать другие суда о своем местонахождении и своих действиях, подавая также предусмотренные для данных случаев звуковые и световые сигналы.
123. Судоводитель судна, следующего с опасным грузом или с его остатками, при согласовании по радиотелефонной связи взаимных действий с другими судами должен информировать их о наличии такого груза или его остатков.
124. Движение самоходных судов с неисправными радиотелефонными установками допускается как исключение до ближайшего пункта ремонта.

IX. Сигнализация и навигационное оборудование водного пути

125. В приложении N 5 к настоящим Правилам определены запрещающие, предписывающие и указательные знаки и даны их значения.
126. В приложении N 6 к настоящим Правилам определены сигнальные знаки и огни, которые устанавливаются для указания положения судового хода на водном пути и упорядочения движения судов.

X. Движение судов по внутренним водным путям

127. Судно, идущее вверх, - судно, осуществляющее движение в направлении:
- на реках и водохранилищах - от устья к истоку реки, включая участки, где с отливом и приливом направление течения меняется;
- на каналах:
имени Москвы - от г. Москва к п. Большая Волга;
Беломорско-Балтийском - от г. Беломорск к г. Павенец;
Волго-Балтийском - от г. Череповец к г. Вытегра;
Волго-Донском - от р. Дон к р. Волга;
- на дополнительных судовых ходах, которые отходят от основного и не соединяются с ним, - от основного хода к берегу;
- на озерах - в соответствии с документами, определяющими особенности движения судов в бассейне.
128. Под судном, идущим вниз, понимается судно, осуществляющее движение в направлении противоположном, чем указано в пункте 127 настоящих Правил.
129. Основной судовой ход - судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе;
- дополнительный судовой ход - судовой ход, отходящий от основного, а затем соединяющийся с ним, а также судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, причалам, затонам и т.п.;
- основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки, в которую этот приток впадает;
- полоса движения - часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой судового хода;
- ось судового хода - условная линия, проходящая в средней части судового хода, или линия, обозначенная навигационными знаками;
- кромка судового хода - условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине;
- встречное плавание - движение двух судов, двигающихся навстречу друг другу;
- расхождение - маневр, связанный с прохождением одного судна относительно другого при встречном плавании;
- обгон - приближение обгоняющего судна к другому (обгоняемому) в направлении под углом более 22,5° позади траверза обгоняемого судна и обгон его;
- пересекающиеся курсы - пересечение курсов двух судов таким образом, что может возникнуть опасность столкновения;
- пропуск - частный случай расхождения или обгона.
130. Расхождение и обгон разрешаются лишь в тех случаях, когда ширина судового хода достаточна для одновременного прохода.
131. Участки судоходных путей, на которых по условиям плавания запрещается расхождение и обгон судов, указываются в документах, определяющих особенности движения судов в бассейне, навигационных картах и обозначаются на местности информационными знаками.
132. Судам запрещается:
движение самоходных судов, ошвартованных бортами, за исключением аварийных случаев и случаев комплексного обслуживания, но не более чем двух. При буксировке под бортом буксируемое судно находится с правой стороны буксирующего судна. При этом управлять движением и маневрированием и обеспечивать подачу сигналов должно судно, у которого свободен левый борт;
обгон и расхождение с одновременным нахождением на траверзе трех судов при ширине судового хода менее 200 м;
пересечение судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий, при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому;
расхождение и обгон судов в зоне аварийно-ремонтных, заградительных ворот каналов, переправ (при ширине судового хода менее 200 м), в пролете мостов, а также расхождение судов (кроме скоростных) в пределах 500 м выше и ниже мостов, если движение осуществляется через один пролет.
133. Судно на участке с двухсторонним движением должно следовать правой по ходу полосой движения, а там, где это затруднено (по путевым, гидрометеорологическим или иным условиям), - придерживаясь оси судового хода и обеспечивая готовность к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами. При этом каждое судно своевременно уклоняется вправо, насколько это необходимо и безопасно, и следует так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади.