Действующий
В результате институциональных изменений, произошедших в Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача развития налоговой системы, которая не соответствует экономическому развитию государства. Предпринятые ранее усилия по развитию налоговой системы в основном сводились к корректировке законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и ограничивались попытками приспособить его к текущим условиям в ущерб долгосрочным задачам построения стабильной и эффективной налоговой системы, являющейся реальным регулирующим механизмом поступательного экономического развития страны.
Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения недостатков действующей налоговой системы путем внесения отдельных изменений, не связанных единой программой. Только проведение единой налоговой политики, направленной на достижение баланса интересов государства и налогоплательщика, внесение изменений в действующее законодательство и нормативно-методические материалы, раскрывающие способ исполнения законодательных актов, модернизация системы налогового администрирования с применением новых информационных платформ и современных систем ведения технологических процессов могут обеспечить решение указанной проблемы.
Введение в действие первой части и отдельных глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации позволило решить целый ряд вопросов, связанных с взаимоотношениями налогоплательщиков и налоговых органов, определить основные инструменты, необходимые для обеспечения функционирования новой налоговой системы. Дальнейшую работу над Налоговым кодексом Российской Федерации необходимо направить на решение задач, связанных с обеспечением разумного баланса прав налогоплательщика и полномочий налоговых органов, сокращением возможности для уклонения от налогообложения со стороны налогоплательщиков.
Совершенствование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах потребует внесения значительного количества поправок в законодательство, а также подготовки новых законодательных актов. Для обеспечения этой деятельности потребуется проведение широкого спектра научно-исследовательских работ, привлечение квалифицированных работников налоговых органов, различных организаций.
Необходимость повышения эффективности функционирования системы налоговых органов, обеспечения роста налоговой грамотности и информированности населения, дополнительно возлагаемые на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам функции обусловливают необходимость совершенствования системы налогового администрирования.
Сложившаяся система, направленная на учет и контроль налогоплательщиков по отдельным видам налогов, ограничивает возможности налоговых органов при осуществлении контроля за деятельностью налогоплательщиков, не в полной мере обеспечивает ведение мониторинга и оценки их финансового состояния. Система налогового администрирования в том виде, в каком она сейчас существует, затрудняет отслеживание различных схем ухода от налогообложения. Ориентация на контроль за сбором отдельных видов налогов искажает общую картину эффективности функционирования налоговых органов и затрудняет перераспределение трудовых и материально-технических ресурсов для выполнения комплекса работ по контролю за поступлением налогов и сборов. Многообразие организационных структур, существующих в территориальных налоговых органах, ярко выраженная специализация по видам налогов, отсутствие документов, описывающих типовые процедуры и процессы, обусловили наличие недостатков, характерных для системы в целом: