Утративший силу
Статья 95. Хранение избирательных документов
1. Документы участковых избирательных комиссий (включая избирательные бюллетени) хранятся в охраняемых помещениях и передаются вышестоящим избирательным комиссиям в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
2. Документы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных избирательных комиссий вместе с переданными им на хранение документами участковых избирательных комиссий хранятся в течение сроков, установленных
законодательством Российской Федерации.
3. Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей и подписные листы с подписями избирателей хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.
4. Первые экземпляры протоколов избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы и сводных таблиц, отчеты избирательных комиссий о поступлении средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов, и расходовании этих средств, итоговые финансовые отчеты политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, их региональных отделений и кандидатов хранятся не менее пяти лет со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.
5. В случае рассмотрения в суде жалобы (заявления) на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы или возбуждения уголовного дела, связанного с нарушением избирательных прав граждан Российской Федерации, сроки хранения соответствующих документов продлеваются до вступления в законную силу решения суда либо до прекращения уголовного дела в соответствии с законом.
6. Ответственность за сохранность документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей избирательной комиссии до передачи указанных документов в вышестоящую избирательную комиссию или в архив либо до их уничтожения по истечении сроков хранения.
Глава 12. Замещение вакантных депутатских мандатов
Статья 96. Замещение вакантных депутатских мандатов по федеральному избирательному округу, исключение зарегистрированного кандидата из федерального списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов
1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, избранного в составе федерального списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, выдвинувшей этот список, вправе предложить Центральной избирательной комиссии Российской Федерации кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из того же федерального списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата. При этом указанная кандидатура предлагается из числа зарегистрированных кандидатов, включенных в ту же региональную группу кандидатов (общефедеральную часть) федерального списка кандидатов, в которую был включен депутат Государственной Думы, чьи полномочия прекращены досрочно. Если в соответствующей региональной группе кандидатов (общефедеральной части) федерального списка кандидатов не осталось зарегистрированных кандидатов или остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие в указанный орган политической партии о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган политической партии вправе предложить кандидатуру зарегистрированного кандидата из другой региональной группы кандидатов (общефедеральной части) данного федерального списка кандидатов. Предложение кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, предусмотренном уставом соответствующей политической партии. В этом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному указанным органом политической партии.
2. Если в течение 14 дней со дня принятия Государственной Думой решения о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы политическая партия не воспользуется своим правом, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в порядке, предусмотренном
частью 8 статьи 89 настоящего Федерального закона, передает вакантный депутатский мандат другому зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов, в составе которого был избран депутат Государственной Думы, чьи полномочия прекращены досрочно.
3. Зарегистрированный кандидат, включенный в федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, вправе участвовать в замещении (получении) депутатских мандатов не более двух раз.
4. Зарегистрированный кандидат, включенный в федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, исключается из указанного списка в случае:
1) подачи зарегистрированным кандидатом письменного заявления об исключении его из федерального списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов;
2) утраты зарегистрированным кандидатом пассивного избирательного права;
3) вступления зарегистрированного кандидата в члены иной политической партии, чем политическая партия, в федеральный список кандидатов которой он включен;
4) реализации зарегистрированным кандидатом права, предусмотренного
частью 3 настоящей статьи;
5) признания зарегистрированного кандидата безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании вступившего в законную силу решения суда;
6) смерти зарегистрированного кандидата;
7) принятия соответствующей избирательной комиссией решения в соответствии с
частью 6 статьи 92 настоящего Федерального закона о регистрации зарегистрированного кандидата депутатом Государственной Думы, в том числе по одномандатному избирательному округу.
5. Решение об исключении зарегистрированного кандидата из федерального списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, по основаниям, предусмотренным
частью 4 настоящей статьи, оформляется постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
6. Если в федеральном списке кандидатов, допущенном к распределению депутатских мандатов, не осталось зарегистрированных кандидатов, имеющих право замещать вакантный депутатский мандат, этот депутатский мандат остается вакантным до следующих выборов депутатов Государственной Думы, за исключением обстоятельств, предусмотренных
частью 10 статьи 89 настоящего Федерального закона.
Статья 97. Дополнительные выборы
1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает в этом одномандатном избирательном округе дополнительные выборы депутата Государственной Думы. Голосование на таких дополнительных выборах проводится не позднее чем через один год со дня появления вакантного депутатского мандата.
2. Дополнительные выборы депутата Государственной Думы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Государственной Думы не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума соответствующего созыва.
3. Дополнительные выборы депутата Государственной Думы должны быть назначены не позднее чем за 85 дней до дня голосования.
4. Депутат Государственной Думы не может быть выдвинут кандидатом на дополнительных выборах депутата Государственной Думы.
5. При проведении дополнительных выборов депутата Государственной Думы полномочия окружной избирательной комиссии возлагаются на избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.
6. Выдвижение кандидатов по одномандатному избирательному округу, их регистрация и иные избирательные действия при проведении дополнительных выборов депутата Государственной Думы осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Глава 13. Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы
Статья 98. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан. Осуществление избирательными комиссиями контроля за соблюдением избирательных прав граждан
1. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. По обращениям, поступившим в день голосования, ответы даются немедленно, а по обращениям, поступившим после дня голосования, но до установления итогов голосования, результатов выборов депутатов Государственной Думы, - до принятия решения об итогах голосования, о результатах выборов. Если требуется дополнительная проверка фактов, содержащихся в указанных обращениях, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении указывается на факты нарушения настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, касающейся подготовки и проведения выборов, политической партией, выдвинувшей федеральный список кандидатов, или кандидатом, представители этой политической партии или кандидат должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Указанные лица вправе давать объяснения по существу обращения.
3. В случае нарушения политической партией или кандидатом настоящего Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, окружная избирательная комиссия в пределах своей компетенции вправе вынести этой политической партии, этому кандидату предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.
Статья 99. Основания аннулирования регистрации федерального списка кандидатов, кандидата, отмены решения избирательной комиссии о регистрации федерального списка кандидатов, кандидата, об отказе в регистрации федерального списка кандидатов, кандидата, исключении кандидата из федерального списка кандидатов, отмене регистрации федерального списка кандидатов, кандидата
1. Регистрация федерального списка кандидатов аннулируется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на основании решения политической партии об отзыве федерального списка кандидатов, представленного в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии со
статьей 56 настоящего Федерального закона.
2. Регистрация федерального списка кандидатов аннулируется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, если число кандидатов, выбывших из этого списка по заявлениям кандидатов об отказе от участия в выборах депутатов Государственной Думы, по решению политической партии об исключении кандидатов из федерального списка кандидатов (кроме случаев выбытия кандидатов по вынуждающим к тому обстоятельствам), по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 50 настоящего Федерального закона и частью 7 настоящей статьи, а также в связи с исключением из федерального списка кандидатов региональных групп кандидатов, превышает 25 процентов от числа кандидатов в заверенном федеральном списке кандидатов. Регистрация федерального списка кандидатов также аннулируется в случае выбытия из него кандидатов, исключения из него региональных групп кандидатов, в результате чего в указанном списке оказалось менее 20 региональных групп кандидатов.
3. Регистрация федерального списка кандидатов аннулируется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда о приостановлении деятельности политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, либо в случае ее ликвидации.
4. Регистрация кандидата аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, представленного в указанную избирательную комиссию.
5. Регистрация кандидата аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права.
6. Первоначальная регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, аннулируется решением окружной избирательной комиссии в случае изменения в соответствии с
частью 7 статьи 40 настоящего Федерального закона одномандатного избирательного округа, по которому этот кандидат первоначально был выдвинут.
7. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата аннулируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в случае нарушения требований, предусмотренных
частью 6 статьи 51 настоящего Федерального закона. При этом аннулированию подлежат все решения о регистрации кандидата, за исключением первого.
8. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации федерального списка кандидатов, об отказе в регистрации федерального списка кандидатов может быть отменено Верховным Судом Российской Федерации по заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, политической партии, в отношении которой вынесено такое решение, или иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, если будет установлено, что решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации было принято с нарушением требований, предусмотренных
частью 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
9. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономного округа, судом автономной области, а решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата также Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, предусмотренном
статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по заявлению окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, или кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных
частью 7 статьи 51 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
10. Регистрация федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, может быть отменена Верховным Судом Российской Федерации по заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, не позднее чем за пять дней до дня голосования в случаях:
1) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием отказа в регистрации федерального списка кандидатов, предусмотренным
пунктом 1,
5,
6,
8,
9,
11,
13 или
14 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации федерального списка кандидатов, но не были и не могли быть известны Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
2) неоднократного использования руководителем политической партии преимуществ своего должностного или служебного положения;
3) установления факта подкупа избирателей политической партией, ее доверенным лицом, уполномоченным представителем, в том числе по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
4) использования политической партией, ее уполномоченным представителем по финансовым вопросам в целях достижения определенного результата на выборах помимо средств своего избирательного фонда, избирательных фондов ее региональных отделений (при наличии таких избирательных фондов) иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;
5) превышения политической партией, ее уполномоченным представителем по финансовым вопросам расходов из средств избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;