Действующий
Комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности в рамках Программы позволит сократить затраты бюджетных средств за счет исключения дублирования мероприятий, сконцентрировать усилия на решении первоочередных задач в этой области с использованием современных методов, средств анализа и прогнозирования, а также разработать долгосрочную стратегию обеспечения ядерной и радиационной безопасности государства.
Вопросы оказания социальной помощи населению, подвергшемуся радиационному воздействию в различных регионах Российской Федерации, решаются в рамках других действующих президентских и федеральных целевых программ.
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности России, направленное на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.
Чтобы определить суммарные (интегральные) риски и снизить их до социально приемлемого уровня, применяются количественные и качественные критерии оценки состояния ядерной и радиационной безопасности России.
Масштаб проблемы таков, что необходимо решать ее поэтапно, начиная с наиболее важных задач, предполагая, что проблема обеспечения ядерной и радиационной безопасности России будет становиться все более актуальной.
Обеспечение ядерной и радиационной безопасности России является приоритетной задачей социально-экономического развития государства в области обеспечения национальной безопасности и обеспечения качества жизни, здоровья населения.
Указанные в паспорте Программы задачи являются основными составляющими системного подхода к обеспечению ядерной и радиационной безопасности России.
комплексное решение проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами для предотвращения их вредного воздействия на человека и окружающую среду;
обеспечение ядерной и радиационной безопасности действующих и выводимых из эксплуатации атомных электростанций, опытных и исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов;
развитие перспективных направлений использования атомной энергии с обеспечением повышенного уровня ядерной и радиационной безопасности, в том числе для замещения более опасных в экологическом отношении технологий;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области использования атомной энергии;
разработка системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
совершенствование физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;
обеспечение ядерной и радиационной безопасности на предприятиях судостроительной промышленности при строительстве, ремонте и утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей Военно-Морского Флота с ядерными энергетическими установками, а также судов с ядерными энергетическими установками и судов атомного технологического обслуживания Министерства транспорта Российской Федерации;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к выполнению задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций радиационного характера на территории Российской Федерации;
совершенствование существующих и разработка новых технологий реабилитации территорий и промышленных объектов, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
совершенствование государственного контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
обеспечение радиационной безопасности, связанной с функционированием промышленных предприятий, использующих в своей деятельности материалы, содержащие природные радионуклиды;
развитие и совершенствование системы медико-санитарного обслуживания и охраны труда работников ядерно опасных и радиационно опасных объектов и групп риска населения, подверженных повышенным уровням радиационного воздействия;
ведение информационно-аналитических баз данных в области охраны здоровья населения и работников объектов использования атомной энергии при воздействии различных источников ионизирующего излучения;
развитие методов и средств долгосрочного прогнозирования безопасного функционирования объектов использования атомной энергии для человека и окружающей среды;
разработка и введение в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ядерной безопасности и радиационной безопасности (технические и санитарно-гигиенические аспекты), физической защите, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Решение этих задач осуществляется в соответствии с федеральными законами "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности населения", "Об охране окружающей среды", "О техническом регулировании", а также в соответствии с "Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и другими нормативными правовыми актами с учетом следующих принципов обеспечения радиационной безопасности:
непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (принцип нормирования);
запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением (принцип обоснования);
поддержание на возможно более низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения (принцип оптимизации).
На I этапе (2000 - 2001 годы) предусмотрено определение наиболее эффективных путей и мер преодоления негативных последствий использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. Запланирована разработка научных, нормативных, методических и организационных основ для дальнейшей реализации мероприятий Программы.
На II этапе (2002 - 2003 годы) планируется обеспечить согласованное и взаимоувязанное выполнение мероприятий Программы по всем подпрограммам.
На III этапе (2004 - 2006 годы) предусматривается обеспечить реализацию основных положений Программы и определить дальнейшие мероприятия в соответствии с рекомендациями "Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", утвержденных Президентом Российской Федерации.
Из основных целей и задач Программы вытекает логическое построение системы целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программных мероприятий.
Целевым индикатором 1 является соответствие состояния ядерной и радиационной безопасности социально приемлемому уровню.
Целевым индикатором 2 является снижение риска возникновения нештатных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах.
Значения целевых индикаторов, рассчитанные по методике оценки эффективности реализации мероприятий Программы с помощью целевых показателей, применяются согласно приложению N 1.
охват ядерно опасных и радиационно опасных объектов системой учета ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
обеспеченность автоматизированной системой контроля радиационной обстановки районов расположения ядерно опасных и радиационно опасных объектов;
готовность отраслевой системы к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ядерно опасных и радиационно опасных объектах;
отношение удельной величины автоматических внеплановых остановов реакторов на атомных электростанциях России к соответствующей величине остановов на атомных электростанциях мира;