(Действующий) Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 31 декабря 2009 г. N 197 "Об утверждении Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство"

В целях повышения качества экспертизы и повышения надежности правовой охраны обозначений, охраняемых в качестве товарных знаков, и во исполнение пункта 1.6.4 Плана деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам на 2009 год, утвержденного Министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко (приложение N 1 к приказу Роспатента от 28.01.2009 N 10), и пункта 1.2.2.5 мероприятий Комплексного плана развития системы Роспатента на 2009 год, утвержденных приказом Роспатента от 13.02.2009 N 22, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство (далее - Рекомендации).
2. ФГУ ФИПС (Барбашин А.В.) обеспечить использование в работе Рекомендаций.
3. Отменить приказ Российского агентства по патентам и товарным знакам от 27.03.1997 N 26 "О методических рекомендациях по отдельным вопросам экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков" в части Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
Б.П. Симонов
Приложение
к приказу Федеральной службы
по интеллектуальной собственности,
патентам и товарным знакам
от 31 декабря 2009 г. N 197

Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство

1. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство (далее - Рекомендации) направлены на обеспечение реализации положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающихся права на товарный знак и права на знак обслуживания. В Рекомендациях рассматриваются вопросы, связанные с определением тождества или сходства до степени смешения обозначений, заявленных на государственную регистрацию в качестве товарных знаков (знаков обслуживания), с товарными знаками и знаками обслуживания (далее - товарные знаки) других лиц, заявленными на государственную регистрацию или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также признанными в установленном Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками.
Рекомендации разработаны для экспертов и специалистов Роспатента и подведомственных ему организаций с целью их применения при экспертизе обозначения, заявленного на государственную регистрацию в качестве товарного знака, при рассмотрении возражения на решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в государственной регистрации товарного знака, а также при рассмотрении возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку.
Рекомендации могут быть использованы также при решении вопросов о тождестве и сходстве товарных знаков, возникающих в ходе рассмотрения судебными, антимонопольными, правоохранительными органами дел, связанных с нарушением исключительного права на товарный знак.
Предлагаемые в Рекомендациях методические подходы, включающие признаки тождества и сходства до степени смешения товарных знаков, определены исходя из положений раздела VII части четвертой Кодекса.
При определении методических подходов были также учтены применявшиеся в предыдущие годы в системе Роспатента разработки, включая научно-исследовательские работы, по этой проблеме и опыт их практического применения.

2. Правовые основания проверки заявленных обозначений на тождество и сходство до степени смешения

В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:
1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;
2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;
3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.
Согласно пункту 1 статьи 1499 Кодекса одной из задач экспертизы обозначения, заявленного в качестве товарного знака (далее - экспертиза заявленного обозначения), является проверка соответствия заявленного обозначения перечисленным выше требованиям.
При проверке на тождество и сходство осуществляются следующие действия:
- проводится поиск тождественных и сходных обозначений;
- определяется степень сходства заявленного и выявленных при проведении поиска обозначений;
- определяется однородность товаров, в отношении которых заявлено обозначение, товарам, для которых ранее зарегистрированы (заявлены) выявленные тождественные или сходные товарные знаки (обозначения).
В Рекомендациях изложены методические подходы, касающиеся только первых двух из перечисленных выше действий.

3. Понятие тождества и сходства до степени смешения

Административный регламент содержит определения понятий тождественного обозначения и обозначения, сходного до степени смешения, при экспертизе заявленных обозначений.
Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах.
Следовательно, сравниваемые обозначения признаются тождественными, если они полностью совпадают, т.е. являются одинаковыми.
Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого, в том числе с учетом неохраняемых элементов. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного и цветографического решения и др. Исходя из разновидности обозначения (словесное, изобразительное, звуковое и т.д.) и/или способа его использования, общее впечатление может быть зрительным и/или слуховым.
Сходство обозначений связано с однородностью товаров (услуг), в отношении которых обозначения заявлены (зарегистрированы). При идентичности товаров (услуг), а также при их однородности, близкой к идентичности - больше вероятность смешения обозначений, используемых для индивидуализации товаров (услуг).
Вопросы определения сходства различных видов обозначений рассматриваются ниже.

4. Определение сходства словесных обозначений

4.1. Словесные обозначения сравниваются:
- со словесными обозначениями;
- с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
4.2. Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим).
Перечисленные ниже признаки сходства словесных обозначений могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
4.2.1. Звуковое (фонетическое) сходство.
4.2.1.1. Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков:
- наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях;
- близость звуков, составляющих обозначения;
- расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу;
- наличие совпадающих слогов и их расположение;
- число слогов в обозначениях;
- место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений;
- близость состава гласных;