(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 2146-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Мероприятия Программы сгруппированы по следующим видам деятельности Государственной компании:
деятельность по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании;
деятельность по доверительному управлению автомобильными дорогами Государственной компании;
иная деятельность, направленная на достижение целей создания Государственной компании.
Мероприятия по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании предусматривают обеспечение подготовки документации по планировке территории и проведение земельно-кадастровых работ, разработку проектной документации, резервирование земель и изъятие земельных участков для размещения автомобильных дорог, проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов, проведение работ по строительству, реконструкции и комплексному обустройству автомобильных дорог Государственной компании, в том числе в рамках реализации инвестиционных и концессионных соглашений. При реализации проектов строительства (реконструкции, комплексного обустройства) автомобильных дорог Государственной компании на основе механизмов государственно-частного партнерства в состав указанных мероприятий включаются работы (услуги) по разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований (для контрактов полного жизненного цикла), транспортных моделей, конкурсной и контрактной документации для проведения инвестиционных и концессионных конкурсов.
За программный период планируется реализация на платной основе инвестиционных проектов, включающих комплекс работ по проектированию, подготовке территории, строительству (реконструкции) и комплексному обустройству следующих автомагистралей и скоростных автомобильных дорог для организации их эксплуатации:
М-1 "Беларусь" - от Москвы до границы с Республикой Белоруссия (на гг. Минск, Брест);
М-3 "Украина" - от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев);
М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска;
М-11 строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург;
А-113 строящаяся Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область);
строящиеся автомобильные дороги для обеспечения комплексного развития Новороссийского транспортного узла;
строящаяся скоростная автомобильная дорога Москва - Нижний Новгород - Казань (на участке обхода гг. Балашихи и Ногинска);
строящаяся скоростная автомобильная дорога Краснодар - Абинск - Кабардинка.
Также в период реализации Программы предусмотрены проведение изыскательских работ и разработка технико-экономического обоснования строительства транспортного перехода через Керченский пролив созданным Государственной компанией акционерным обществом.
Кроме того, Программой предусматривается проведение работ по предпроектной проработке и проектированию (включая работы (услуги) по разработке бизнес-планов, технико-экономических обоснований, транспортных моделей, конкурсной и контрактной документации для проведения инвестиционных и концессионных конкурсов) инвестиционных проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог, в том числе регионального значения, входящих в состав международных и межрегиональных скоростных транспортных коридоров, в том числе проектов строительства обходов городов, мостовых переходов и других искусственных сооружений, реализация которых предусмотрена Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года. При реализации оптимистического сценария роста экономики указанные объекты могут быть дополнительно включены в Программу.
При подготовке к реализации инвестиционных проектов Государственная компания осуществляет их структурирование в целях определения оптимальной конфигурации каждого из проектов, основных его участников и партнеров, условий их взаимоотношений, распределения рисков и ответственности, а также в целях применения наиболее эффективных форм и условий организации финансирования проекта за весь период его жизненного цикла. По результатам структурирования Государственная компания принимает решение о выборе организационно-контрактной схемы реализации инвестиционного проекта.
Одной из организационно-контрактных схем реализации инвестиционного проекта является концессионное соглашение с платой концедента, предусматривающее поэтапный возврат инвестированных концессионером средств на стадии эксплуатации через выплату соответствующих платежей концедента (при этом вся выручка от сбора платы будет поступать в доход концедента). В целях обеспечения необходимого уровня мотивации концессионера на качественное выполнение дорожных работ, увеличение межремонтных сроков, применение инновационных технологий, обеспечивающих повышение надежности и транспортно-эксплуатационных характеристик объекта, условиями концессионного соглашения планируется установить зависимость размера платежей концедента от транспортно-эксплуатационных показателей объекта концессионного соглашения.
По указанной схеме планируется заключить концессионные соглашения в отношении:
реконструкции автомобильной дороги М-1 "Беларусь" (на участке км 33 - км 132);
реконструкции отдельных участков автомобильной дороги М-4 "Дон" (в том числе на участке км 633 - км 715);
строительства пусковых комплексов Центральной кольцевой автомобильной дороги N 3 и 4;
строительства участков скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург (км 543 - км 646 и км 646 - км 684).
Концессионное соглашение со сбором платы в доход концессионера (концессионное соглашение с прямым сбором платы) является еще одним видом применяемой Государственной компанией организационно-контрактной схемы реализации инвестиционных проектов. Это соглашение, включающее обязательства концессионера по выполнению комплекса работ по проектированию (опционально), строительству, передаче в собственность концедента после завершения строительства и эксплуатации (включая ремонт, капитальный ремонт, содержание) автомобильной дороги в течение срока действия соглашения, а также обеспечение финансирования (софинансирования) капитальных затрат за счет собственных и заемных средств. Источником финансирования затрат на стадии эксплуатации, а также гарантией возврата вложенных инвестиций на стадии строительства является плата за проезд с пользователей автомобильной дороги, собираемая концессионером.
По указанной схеме заключены следующие концессионные соглашения:
строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 15 - км 58;
строительство нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва - Минск.
Планируется заключить концессионные соглашения в отношении:
строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт- Петербург на участках км 58 - км 97 и км 97 - км 149;
строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород - Казань (на участке обхода гг. Балашихи и Ногинска).
Долгосрочные инвестиционные соглашения являются еще одной формой государственно-частного партнерства, используемой Государственной компанией при структурировании инвестиционных проектов, включающей полный цикл дорожных работ (рабочее проектирование, строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт, эксплуатация систем взимания платы и автоматизированных систем управления дорожным движением). Срок действия долгосрочного инвестиционного соглашения с момента его заключения составляет от 22 до 30 лет. По своему предмету, основным условиям финансирования и срокам реализации долгосрочные инвестиционные соглашения в целом аналогичны концессионным соглашениям с платой концедента и отличаются от них условиями распределения имущественных прав на объекты, реконструкция и строительство которых завершены (в рамках долгосрочных инвестиционных соглашений объект инвестиционного соглашения и земельные участки под ним не передаются во владение и пользование исполнителю соглашения на стадии эксплуатации объекта), а также объемами привлекаемого внебюджетного финансирования, которое, как правило, в них не превышает 10-15 процентов общей стоимости реконструкции или строительства.
В рамках долгосрочных инвестиционных соглашений планируется осуществить:
строительство участков скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участках км 208 - км 258, км 258 - км 334, км 334 - км 543;
строительство пусковых комплексов N 1 и 5 Центральной кольцевой автомобильной дороги;
реконструкцию автомобильной дороги М-3 "Украина" (на участках км 65 - км 194);
реконструкцию отдельных участков автомобильной дороги М-4 "Дон".
Особой разновидностью долгосрочного инвестиционного соглашения является такая новая форма контрактных отношений в дорожном хозяйстве, как операторское соглашение. Срок действия операторского соглашения с момента его заключения, как правило, составляет 10-15 лет. Операторские соглашения могут включать в себя выполнение оператором работ по комплексному обустройству участков, включая размещение систем взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением, содержанию, ремонту, капитальному ремонту участков, организации сбора платы за проезд с пользователей, а также по эксплуатации и техническому обслуживанию интеллектуальных транспортных систем. Помимо этого в условия операторского соглашения, как правило, включается обеспечение оператором полного или частичного финансирования работ по размещению систем взимания платы и автоматизированной системы управления дорожным движением с последующим поэтапным возмещением Государственной компанией понесенных оператором затрат с предусмотренной нормой доходности на инвестированный капитал. Для обеспечения высокого уровня мотивации оператора на максимизацию выручки от сбора платы, а также для применения наиболее технологически эффективных решений предусматривается система бонусов (премирования оператора) за обеспечение сбора платы сверх установленных плановых показателей.
Заключение операторских соглашений предусматривается в отношении тех участков автомобильных дорог Государственной компании, на которых завершены или находятся в завершающей стадии работы по их строительству или реконструкции, однако требуется дооснащение указанных участков системами взимания платы и системами по управлению дорожным движением либо для которых целесообразно привлечение одного оператора для обеспечения единых интегрированных решений для нескольких платных участков. В последнем случае операторские соглашения могут не предусматривать выполнение оператором работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту участков автомобильной дороги Государственной компании, если выполнение этих работ включено в ранее заключенные договоры о строительстве или реконструкции участков автомобильных дорог Государственной компании.
Заключение операторских соглашений планируется в отношении участков автомобильной дороги М-4 "Дон", реконструкция которой осуществляется с начала 2000-х годов и которая первоначально не предполагала эксплуатации большинства участков этой автомобильной дороги на платной основе, а также в отношении платных участков Центральной кольцевой автомобильной дороги и ряда платных участков скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург. В основу планируемых операторских соглашений положен секционный принцип, который предусматривает привлечение операторов на участки протяженностью не менее 200-400 км, что соответствует международному опыту, и позволит оптимизировать организацию работ по эксплуатации автомобильной дороги Государственной компании, систему сбора платы и автоматизированную систему управления движением на этой автомобильной дороге, в том числе за счет создания центров управления секциями.
Начиная с 2013 года Государственная компания переходит на осуществление работ по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог Государственной компании преимущественно на основе вышеописанных договорных механизмов государственно-частного партнерства с включением в условия заключаемых договоров (соглашений) инвестиционных обязательств исполнителей по софинансированию выполняемых работ. Использование краткосрочных и (или) неинвестиционных схем договоров сохранится в отношении работ по подготовке территории строительства, выполняемых в целях заключения концессионных соглашений, работ по строительству и реконструкции альтернативной сети автомобильных дорог, отдельных искусственных сооружений, а также в отношении работ, относящихся к обязательствам Государственной компании в рамках заключенных концессионных и инвестиционных соглашений.
В рамках реализации принципа обеспечения полной ответственности одного исполнителя на всех этапах жизненного цикла объектов, а также применения более эффективных и современных технических решений планируется поэтапный переход к осуществлению проектирования автомобильных дорог Государственной компании в рамках заключаемых концессионных и долгосрочных инвестиционных соглашений. При этом формирование полос отвода строящихся автомобильных дорог, включая изъятие земельных участков, предполагается осуществлять на основе документации по планировке территории. Ключевым аспектом указанного перехода должна явиться реализация инициативы Государственной компании в части уточнения правового механизма регулирования подготовки проектной документации по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта на основании концессионных и инвестиционных соглашений, в соответствии с которыми концессионер или инвестор обеспечивает архитектурно-строительное проектирование и полное или частичное финансирование реализации таких решений, предусмотренных этими соглашениями.
Начиная с 2014 года инвестиционные проекты Государственной компании подлежат обязательному публичному технологическому и ценовому аудиту в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Важной финансовой особенностью планируемых инвестиционных и концессионных соглашений, реализуемых по схеме "контракта жизненного цикла", должен стать методологический переход от платежного механизма, основанного на нормировании объемов и сроков выполняемых работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог Государственной компании, к платежному механизму, основанному на оценке качества предоставляемой инфраструктурной услуги в привязке к устанавливаемой системе транспортно-эксплуатационных показателей объекта соглашения, показателей доступности полос движения для пользователей автомобильной дороги Государственной компании и иных показателей. Такая модель в том числе предусматривает равномерность осуществляемых платежей на эксплуатационной стадии с формированием специальных ремонтных фондов, что полностью соответствует сложившимся в последние 10-летия в международной практике подходам к оплате эксплуатационных работ в рамках реализации долгосрочных контрактов.
В целях реализации такого подхода Государственной компанией должен быть разработан пакет стандартов и нормативно-методических документов, регулирующих порядок расчета суммы платежа по оплате инфраструктурной услуги, а также по начислению штрафов за нарушение установленных требований к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог Государственной компании, их безопасности и доступности для потребителей. Первоначальная апробация системы указанных требований будет осуществлена в рамках реализации в 2011-2014 годах концессионных и инвестиционных соглашений.
Финансовое обеспечение деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета, средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Фонда национального благосостояния, привлеченных Государственной компанией внебюджетных средств, в том числе облигационных займов, собственных и заемных средств частных инвесторов.
С использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации осуществляется разработка проектной документации по объектам "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 58 - км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)" и "Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области". Ведется строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке км 15 - км 58 и нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь".
Финансовое обеспечение деятельности Государственной компании по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог приведено в приложении N 2.
Объем, источники и распределение финансирования деятельности по организации строительства и реконструкции автомобильных дорог Государственной компании приведены в приложении N 3.
Протяженность участков автомобильных дорог Государственной компании, введенных в эксплуатацию в результате осуществления мероприятий по строительству и реконструкции, с учетом объектов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, приведена в приложении N 4.
Протяженность планируемых платных участков автомобильных дорог Государственной компании приведена в приложении N 5.