(Действующий) Постановление Правительства Москвы от 25 августа 2009 г. N 836-ПП "Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 25 августа 2009 г. N 836-ПП

Основные направления обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы

1. Современное состояние обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы

Москва является крупным мегаполисом, "портом пяти морей", имеющим большое количество водных объектов с инфраструктурой отдыха.
Водную систему города Москвы образуют: Москва-река, канал им. Москвы, Химкинское водохранилище, 140 малых рек и ручьев, 438 озер и прудов. Длина реки Москвы в черте города составляет 75 км, а длина ее береговой линии, включая островные и полуостровные участки - 185 км. Протяженность малых рек и ручьев - 266 км.
Водные объекты традиционно являются наиболее привлекательным местом отдыха москвичей и гостей города Москвы. "Шаговая доступность" водоемов и слабый контроль органов исполнительной власти города Москвы и водопользователей за прибрежной полосой, используемой для отдыха и занятий спортом, создают предпосылки для несчастных случаев, травм, экологических нарушений.
В настоящее время Правилами охраны жизни людей на водных объектах города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. N 702-ПП, установлен порядок организации охраны жизни людей на водных объектах города Москвы и перечень задействованных для этого органов исполнительной власти города Москвы и организаций: префектуры административных округов города Москвы, Главное управление МЧС России по г. Москве, Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, территориальный орган Государственной инспекции по маломерным судам в составе Главного управления МЧС России МЧС России по г. Москве, Московская городская поисково-спасательная служба (МГПСС), Управление Роспотребнадзора по городу Москве, ГУВД по г. Москве, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Региональное управление Росприроднадзора, Региональная общественная организация профилактики и спасения на водах (РООПСВОД), Московская городская народная дружина, Всероссийский студенческий корпус спасателей.
Каждой из вышеперечисленных организаций определены задачи, благодаря чему удалось организовать их эффективную работу, скоординировать усилия и действия для создания комфортных и безопасных условий для отдыха москвичей и гостей города Москвы.
Ежегодно Правительство Москвы принимает постановления о мерах по обеспечению безопасности населения города Москвы в местах массового отдыха в период зимнего сезона и об организации летнего отдыха и обеспечении безопасности населения на водных объектах города Москвы, которые определяют систему конкретных мер по организации отдыха москвичей, распределяют функции и задачи между органами исполнительной власти города Москвы, организациями, водопользователями, балансодержателями зон отдыха.
Такой подход позволяет быстро реагировать на выявленные недостатки, оперативно принимать необходимые меры по их устранению.
Благодаря комплексу мероприятий, проводимых Правительством Москвы и Главным управлением МЧС России по г. Москве, с 2001 по 2008 гг. в Москве снизилось количество случаев гибели людей на воде с 482 до 122 случаев, т.е. почти в 4 раза.
Важный вклад в снижение рисков на водных объектах внесли мероприятия по реализации Городской целевой программы "Создание спасательно-оздоровительных комплексов на воде до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 августа 1999 г. N 780 (далее - Программа).
Первое основное направление Программы - это увеличение возможностей спасательной службы на воде на основе оснащения МГПСС современными техническими средствами спасения, капитального ремонта существующих и строительства новых поисково-спасательных станций (ПСС) и повышения уровня профессиональной подготовки спасателей. В период с 2000 по 2008 гг. приобретено: 91 единица современных катеров, 17 единиц катеров на воздушной подушке, 199 единиц воздушно-дыхательных аппаратов, 35 устройств спасения с ледяной полыньи, 501 комплект различных видов гидрокостюмов, 425 единиц различных средств связи. В результате этого степень обеспеченности подразделений службы основным спасательным оборудованием увеличилась с 20%-30% до 80%-90%, что позволяет ей в настоящее время решать задачи по предупреждению несчастных случаев, поиску и спасению людей.
Второе основное направление Программы - создание комфортных и безопасных условий для полноценного отдыха москвичей на водоемах.
Реализацию этого направления Программы планировалось проводить на основе спасательно-оздоровительных комплексов (СОК), включающих: спасательную станцию, пляж, лодочную станцию, учебный центр, оздоровительный центр, культурный центр, центр проката и торговли, технический центр, центр общественной безопасности.
Объединение в состав общей структуры этих компонентов за счет компактного размещения объектов должно обеспечить требуемый уровень безопасности населения, проведение его обучения (в первую очередь детей) правилам поведения на воде и оказанию неотложной медицинской помощи, организовывать массовые культурно-спортивные мероприятия, предоставлять населению разнообразные услуги, включая прокат лодок, гидроциклов, другого спортивного инвентаря, оборудования для рыбной ловли.
По заказу Главного управления МЧС России по г. Москве ГУП "НИиПИ Генплана Москвы" была разработана Схема размещения спасательно-оздоровительных комплексов на территории г. Москвы, одобренная постановлением Правительства Москвы от 15 января 2002г. N 24-ПП.
Схемой предусматривалось развитие инфраструктуры отдыха на воде на основе создания 36 спасательно-оздоровительных комплексов на наиболее посещаемых населением водоемах.
В процессе реализации этого направления возникли трудности, обусловленные жесткими ограничениями на строительство капитальных объектов на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). В результате ни один СОК не создан.
В связи с произошедшими изменениями природоохранного и градостроительного законодательства на сегодняшний день основным направлением деятельности в области обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы является строительство новых и реконструкция существующих поисково-спасательных станций, обеспечивающих предупреждение происшествий на воде, а также поиск и спасение пострадавших (таблица).
За период с 1999 по 2009 гг. были построены новые современные спасательные станции: "Строгино" (июль 2003 г.), "Левобережная" (декабрь 2006 г.), проведен капитальный ремонт станций: "Центральная" (2003 г.), "Кожухово" (2004 г.), "Фили" (2005 г.), "Ленинские горы" (2006 г., частично, 30%), "Рублево" (2006 г.). Произведен текущий ремонт станций: "Серебряный Бор" (2001 г.), "Татарово" (2002 г.), "Кузьминки" (2002 г.), "Озеро Бездонное" (2004 г.).
В 2009 году должны быть введены в строй новые спасательные станции "Косино", "Текстильщики", "Мещерская", продолжается проектирование 6 ПСС: "Терлецкая", "Кузьминки", "Кировская", "Татарово", "Карамышево" и "Кунцево".
Таблица

Схема
размещения поисково-спасательных станций на территории города Москвы

N
п/п
Административный округ
Поисково-спасательная станция
1.ЦентральныйКрымский мост
2.Пансионат (Московская область)
3.СеверныйАкадемическая
4.Левобережная
5.Центральная
6.Шереметьево*
7.Северо-ЗападныйКарамышево
8.Кировская
9.Озеро Бездонное
10.Серебряный Бор
11.Строгино
12.Татарово
13.Митино*
14.Щукино*
15.Северо-ВосточныйДолгопрудный*
16.Джамгаровский*
17.Путяевский*
18.ВосточныйКосино
19.Терлецкая
20.Юго-ВосточныйКузьминки
21.Кожухово
22.Текстильщики
23.Курьяново*
24.Марьино*
25.ЮжныйЦарицыно
26.Борисовская
27.Юго-ЗападныйБитца*
28.Бутово*
29.Тропарево*
30.ЗападныйКунцево
31.Ленинские горы
32.Мещерская
33.Рублево (Московская область)
34.Фили
35.Сити*
36.ЗеленоградскийЗеленоград*
* - вновь создаваемые поисково-спасательные станции
Примечание: схема размещения поисково-спасательных станций на территории города Москвы подлежит уточнению согласно постановлению Правительства Москвы от 22 января 2008 г. N 57-ПП "Об упорядочении работ по строительству и развитию объектов инфраструктуры рек и водоемов".
Анализ обстановки на водных объектах города Москвы показывает, что наметилась опасная тенденция по снижению уровня обеспечения безопасности населения на водоемах. Это обусловлено тем, что водопользователи не уделяют должного внимания профилактическим мероприятиям по предупреждению случаев гибели и травматизма людей, а балансодержатели зон отдыха - созданию спасательных постов или спасательных станций, осуществляющих работу по предупреждению несчастных случаев на водоемах.
В последние годы круглогодичное использование водных объектов и прибрежных зон для массового отдыха становится все интенсивнее. С ростом населения города Москвы и числа приезжих количество посетителей водоемов продолжает возрастать, и соответственно увеличивается количество несчастных случаев. В такой обстановке система традиционных спасательных и профилактических мер уже не может эффективно противостоять объективно существующим и прогнозируемым рискам жизни людей (приложение).
Наряду с традиционным пляжным, получили развитие новые виды отдыха на воде (дайвинг, виндсерфинг, вейкборд, аквабайк и другие), увеличивается число гидроциклов, моторных лодок, катеров, буеров в частном пользовании москвичей, которые могут создавать предпосылки для несчастных случаев.
Популярными видами массового отдыха у воды становятся: праздник реки Москвы, фестивали яхт, Московская международная регата на кубок столицы, теплоходные прогулки выпускников школ, соревнования: по рыбной ловле, яхтсменов, гидроциклистов; заплывы "моржей", крещенские купания. Кроме того, река Москва, Химкинское водохранилище открыты для судоходства и хождения кораблей, развивается водное такси, что является дополнительным фактором риска.
За последние десять лет количество зон отдыха с купанием не увеличилось. В 2008 году пляжи на территории города могли вместить, согласно нормативам, только 39,5 тыс. человек (постановление Правительства Москвы от 6 августа 2002 г. N 623-ПП "Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 1.02-02"). Обстановка дополнительно усложнилась тем, что в 2008 году 21% пляжей не был принят в эксплуатацию.
Дефицит зон отдыха, в первую очередь с купанием, провоцирует людей использовать для плавания места, не предназначенные для этих целей,где не обеспечивается требуемый уровень безопасности досуга.
Многолетний опыт использования водных объектов показывает, что существующее количество оборудованных пляжей для города с населением в 10,5 млн. человек (это число не учитывает приезжих, не охваченных официальной статистикой, в том числе нелегальных иммигрантов; с учетом транзитного потока и туристов ежедневно в Москве находится около 20 млн. человек) недостаточно.
При жаркой погоде с температурой воздуха и выше в течение 2-3 дней происходит лавинообразный приток населения города Москвы к водоемам, особенно расположенным в "шаговой доступности", т.е. ближайшим к месту проживания. Согласно ежегодно разрабатываемым планам мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах административных округов города Москвы реагирование на такую обстановку осуществляется оперативно и организованно, но применяемых для этого сил и средств недостаточно, так как обстановка практически перерастает в чрезвычайную и требует скоординированных действий организаций, отвечающих за безопасность населения на всех водных объектах.
Для дальнейшего повышения уровня безопасности населения требуется поиск новых путей проведения профилактики несчастных случаев, спасения людей на всех водоемах города Москвы на основе передовых методов управления, обучения, воспитания.
Необходимо организовать эту работу таким образом, чтобы в процессе обеспечения безопасности людей на водных объектах не только формировалась совокупность определенных знаний и умений, но и, чтобы данный процесс являлся приоритетной целью и внутренней потребностью человека. Этого можно достигнуть путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения на водных объектах, то есть формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

2. Основные направления обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы

К жизненно важным интересам города, согласно постановлению Правительства Москвы от 26 июня 2007 г. N 513-ПП "О стратегии развития города Москвы на период до 2025 года", относятся личная безопасность жителей города Москвы, создание и поддержание здорового образа жизни и качества жизни на уровне благополучных крупных городов развитых стран.
Проблема обеспечения безопасности людей на водных объектах города Москвы является многоаспектной, что обусловлено наличием в ней совокупности взаимосвязанных социальных, экономических, культурных, экологических составляющих.
По данным Мосгорстата в 2008 году утонуло 192 москвича, из них 95 чел. (49%) - в естественных водоемах, 24 чел. (13%) - в ваннах, 6 чел. (3%) - в бассейнах, 67 чел. (35%) - по неизвестным причинам (криминал, суицид, обострение хронических болезней, утопление в других регионах и странах).
Анализ отечественного и международного опыта обеспечения безопасности людей на водных объектах показывает, что вышеназванную проблему необходимо решать по следующим основным направлениям: расширение сети мест отдыха населения, предлагающих широкий спектр разнообразных услуг для всех категорий отдыхающих на основе создания многофункциональных зон отдыха населения на водных объектах, развитие группировки сил и средств обеспечения безопасности людей на водных объектах, создание системы профилактики несчастных случаев на водных объектах с применением современных информационно-коммуникационных технологий, развитие системы подготовки населения по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах.

2.1. Создание многофункциональных зон отдыха населения на водных объектах города Москвы

Многолетний опыт эксплуатации зон отдыха и охраны жизни людей на водных объектах показывает, что задачу создания комфортных и безопасных условий для досуга на водоемах целесообразно решать по двум взаимосвязанным направлениям: построение современной инфраструктуры отдыха (после определения мест размещения зон отдыха) и проведение организационно-технической работы по недопущению купания людей в запрещенных местах.
Комфортные условия для отдыха населения целесообразно создавать путем оперативного развертывания мест отдыха в зависимости от времени года, погоды, обстановки проводимых мероприятий (праздники, соревнования, массовые гуляния и др.), в том числе на основе легковозводимых нестационарных объектов, некапитальных стационарных объектов. Состав объектов и их количество зависят от конкретных задач при обязательном соблюдении градостроительного и природоохранного законодательства (Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", законы города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве").
Отечественный и международный опыт эксплуатации таких объектов заслуживает внимания. Это каток на Красной площади, детский каток на Тверской площади, пляж на реке Сене в Париже.
Современные многофункциональные зоны отдыха должны создаваться на основе интеграции материальных, технических и организационных ресурсов имеющихся и создаваемых мест отдыха в прибрежных рекреационных зонах в рамках единой инфраструктуры объекта, состоящей из следующих элементов: центра обеспечения безопасности на водных объектах, поста охраны общественного порядка, медицинского пункта, центра обучения безопасному поведению в экстремальных условиях, а также элементов организации отдыха населения, проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Состав конкретных элементов зоны отдыха, их количество и размер должны определяться с учетом инфраструктуры прилегающих территорий, а также перспективных планов их развития.