(Утративший силу) Постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. N 536-ПП "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

2.1. Актуальность Программы и соответствие ее целей приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы

Одной из основных причин, вызывающих напряжение социально-политического состояния общества, продолжает оставаться низкая энергетическая эффективность городской экономики и высокие тарифы на энергоресурсы, следствием чего являются значительные финансовые издержки москвичей на удовлетворение своих потребностей в тепле и электрической энергии.
Повышение энергетической эффективности городского строительства будет содействовать снижению объема потребления топливно-энергетических ресурсов до уровня, позволяющего в рамках утвержденного лимита потребления газа для Москвы реализовать запланированный темп социально-экономического развития города.
Эффективность использования энергии является своего рода индикатором научно-технического и экономического потенциала страны, позволяющим оценивать издержки общества на удовлетворение своих энергетических потребностей. Сопоставление показателей энергоемкости экономики России и развитых западных стран показывает, что удельная энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП) в нашей стране выше, чем в развитых странах Западной Европы почти в 3 раза и в 1,8 раза больше, чем в США, длительное время активно проводящих энергосберегающую политику при финансовой поддержке и законодательном регулировании в сфере производства и потребления энергоресурсов. Неэффективное использование топлива и энергии в российской экономике обусловлено в значительной мере несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, слабо стимулирующих производителей и потребителей энергоресурсов к снижению затрат на топливо и энергию. Ограниченное использование новых технологий, энергосберегающей техники, приборов учета расхода энергоресурсов, специальных материалов вызвано недостаточным платежеспособным спросом, слабостью информационной базы инфраструктуры рынка этой техники, недостатком средств у предприятий. Энергозатратность производства все в большей степени определяется постоянно возрастающей долей устаревших производственных фондов, изношенностью оборудования, нехваткой квалифицированных кадров в области энергосбережения. Практически отсутствует обучение и пропаганда эффективных методов экономии энергоресурсов среди населения. Все вышесказанное справедливо как для экономики России в целом, так и для городского хозяйства Москвы.
Самыми крупными потребителями тепловой и электрической энергии в Москве являются потребители, так или иначе связанные со строительным комплексом: это и население, проживающее в домах, построенных строительным комплексом, это и сами предприятия строительного комплекса. Сегодня эта группа потребителей расходует более 50% тепловой и электрической энергии, вырабатываемой в городе.
Кроме того, необходимо отметить уникальность и важность строительного комплекса, как фактически главного звена в проблеме энергосбережения Москвы. Строительный комплекс Москвы "сегодня" определяет энергетическую эффективность городского хозяйства "завтра". Материалы, технологические и технические решения, применяемые сегодня в проектах новых зданий и сооружений, будут на протяжении как минимум ближайших 30 лет, а может быть, и всего срока службы зданий, определять уровень энергопотребления в ЖКХ, поскольку ЖКХ будет эксплуатировать те здания, которые сегодня "построит им" строительный комплекс.
Расчеты показывают, что потенциал энергосбережения в городском строительстве Москвы составляет около 30-35% всего энергопотребления города. При этом следует помнить о том, что инвестиции, необходимые для реализации энергосберегающих мероприятий у потребителей энергоресурсов в 3-4 раза ниже, чем затраты на производство соответствующего количества энергоресурсов. Реализация разумной энергосберегающей стратегии в городском строительстве может оказать широкое и многогранное положительное влияние на развитие экономики Москвы, в том числе и на повышение уровня жизни москвичей.

2.2. Анализ существующего положения в области повышения энергетической эффективности строительства

Настоящая Программа полностью удовлетворяет требованиям Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", требованиям Федерального закона Российской Федерации от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Закона города Москвы от 05.07.2006 N 35 "Об энергосбережении в городе Москве".
В Москве были реализованы 3 программы по энергосбережению. Первая программа осуществлялась в период 1999-2001 гг., в период упадка промышленности, когда основными потребителями энергии были комплекс жилищно-коммунального хозяйства, транспорт, торговля и офисные помещения. Целью данной программы было проведение научно-исследовательских разработок - отобранные проекты не носили программного характера и не затрагивали массовых потребителей энергетических ресурсов. Программа являлась планом выполнения конкретных мероприятий на объектах городской инфраструктуры.
Городская программа по энергосбережению на 2001-2003 годы в г. Москве, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 9 октября 2001 г. N 912-ПП, была значительно расширена. В поле ее влияния входили уже отрасли городского хозяйства Москвы: топливно-энергетическое хозяйство (гос. сектор), ОАО "Мосэнерго", жилищно-коммунальное хозяйство, строительный комплекс, промышленность, транспорт, социальная сфера. Программой было предусмотрено выполнение конкретных мероприятий в организациях городского хозяйства, вместе с тем программа не охватывала процессом энергосбережения многие важные направления. Управление программой сводилось к отчетам о выполнении конкретных действий, установленных программой.
Городская целевая Программа по энергосбережению в городе Москве на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года, одобренная постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 672-ПП, уже декларировала комплексный подход к решению задач по энергосбережению. Финансирование программы планировалось как за счет бюджета города Москвы, так и за счет привлекаемых средств. Программа была разработана на основании программ предприятий и охватывала не всех потребителей. Из перечисленных мероприятий программы (механизмы) финансово-экономического регулирования были представлены не в полной мере. Управление программой строилось исключительно на выполнении плановых задач, но не было направлено на решение проблемы энергосбережения в целом. В 2004-2007 гг. плановые задания по экономии топлива выполнялись на 64 - 89%. Определенную позитивную роль в этом направлении сыграло и принятие постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 999-ПП "О Концепции внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство".
Общими недостатками всех предшествующих программ являлось отсутствие способов решения ключевой проблемы - организационно-правовых и экономических механизмов стимулирования энергосбережения. В программах отсутствовал комплексный подход к проблеме энергосбережения, учитывающий не только интересы производителей энергоресурсов, но и их потребителей, а также все аспекты влияния экономии энергии на городскую экономику, включая экологические.
Тем не менее, несмотря на "некомплексный" подход к энергосбережению в предыдущих городских программах, они принесли определенные результаты: удельный расход тепла на отопление жилых и общественных зданий интенсивно снижался в период с 1995 до 2000 год. В последующие годы его снижение стало стабильным, темп снижения удельного потребления тепла на отопление зданий стал соответствовать международным показателям (0,8-1,0% в год). Установка приборов учета горячей и холодной воды* привела к снижению ее расхода у населения.
28 октября 2008 года постановлением Правительства Москвы N 1012-ПП была утверждена Городская целевая программа "Энергосбережение в городе Москве на 2009 - 2011 гг. и на перспективу до 2020 года", которая учла недостатки предыдущих городских программ по энергосбережению и которая включает раздел "Энергосбережение в строительном комплексе".
Однако, как уже отмечалось, проблема энергосбережения в городском строительстве затрагивает более 50% потребителей тепловой и электрической энергии в Москве. Фактически, строительный комплекс Москвы сегодня определяет энергетическую эффективность городского хозяйства в будущем. Материалы, технологические и технические решения, применяемые сегодня в проектах новых зданий и сооружений, будут на протяжении как минимум ближайших 30 лет, а может быть и всего срока службы зданий, определять уровень энергопотребления в ЖКХ и у населения. Поэтому, учитывая важность проблемы энергосберегающего домостроения и ее значение для городской экономики, а также в соответствии с поручением Мэра Москвы от 27.08.2008 N 4-14-5666/8-1 и была разработана настоящая Программа.
При разработке настоящей Программы учитывался как положительный опыт, так и недостатки предыдущих программ энергосбережения в городе Москве. Программа дополняет Городскую целевую программу "Энергосбережение в городе Москве на 2009 - 2011 гг. и на перспективу до 2020 года", а также учитывает изменившиеся внешние условия, вызванные мировым финансовым кризисом и спадом инвестиционной активности в области строительства. Более того, основные направления Программы гармонизированы с Городской целевой программой "Энергосбережение в городе Москве на 2009 - 2011 гг. и на перспективу до 2020 года" и ориентированы на успешную ее реализацию, например, в части введения рациональных тарифов на отпуск электроэнергии для энергоэффективных систем и оборудования (теплонасосные системы теплоснабжения, системы вентиляции, утилизирующие вторичные энергоресурсы и т.д.), создания рынка электрической мощности, высвобождаемой при энергосбережении и пр.

2.3. Содержание основных направлений решения проблемы энергосберегающего домостроения

Решение проблемы энергосберегающего домостроения сегодня невозможно только за счет применения традиционных "пассивных" энергосберегающих технологий и мероприятий, предусматривающих только увеличение теплозащитных свойств наружных ограждающих конструкций зданий. Дело в том, что этот ресурс экономии энергии сегодня практически исчерпан. Сегодня трансмиссионные теплопотери (потери тепла через наружные ограждающие конструкции) зданий составляют примерно одну четверть от общего теплопотребления здания. Оставшиеся три четверти терлопотребления приходятся на вентиляцию и горячее водоснабжение. В связи с этим, на первый план в Программе выходят технологии, технические решения и оборудование "активного" энергосбережения. Это, прежде всего, системы вентиляции, утилизирующие сбросное тепло вентвыбросов и других вторичных энергоресурсов, теплонасосные системы теплохладоснабжения, использующие тепло грунта и других нетрадиционных источников энергии, двухтрубные системы отопления с регулируемой теплоотдачей, а также системы учета и контроля потребления энергоресурсов и управления микроклиматом. Именно в этом направлении сосредоточен наибольший резерв экономии энергии.
Однако применение технологий "активного" энергосбережения сопряжено с необходимостью создания нового высокотехнологичного оборудования и его апробации в натурных условиях московского климата. Опыта использования таких технологий у городского строительства практически нет, за исключением нескольких экспериментальных объектов (энергоэффективные дома в мкр. Никулино-2 и Куркино, теплонасосная станция в г. Зеленограде). На рынке присутствует в основном импортное оборудование, разработанное для климатических условий Европы и, как правило, не адаптированное для климатических условий Москвы. В связи с этим одним из важнейших направлений Программы является направление научно-технического обеспечения Программы, предусматривающее создание новых энергоэффективных технологий и оборудования, их экспериментальную апробацию в натурных условиях эксплуатации и разработку нормативно-технического обеспечения их проектирования, монтажа и эксплуатации.
Несмотря на практическую "исчерпанность" ресурса экономии энергии за счет увеличения теплозащитных свойств наружных ограждающих конструкций, в Программе предусмотрено повышение на 10-15% приведенного сопротивления теплопередаче наружных стен и доведение его до 3,5 м2град/Вт, а окон до 0,8-1,0 м2град/Вт. При этом важно заметить, что повышение теплозащитных качеств наружных ограждающих конструкций потребует разработки и применения новых технологических и технических решений, включая решения по повышению тепловой однородности конструкций. Очень важной составляющей этого направления Программы являются технологии и технические решения повышения качества создания теплозащитной оболочки здания (повышение качества теплоизоляции фасадов, стыков, узлов примыканий и пр.). Сегодня, к сожалению, во многих случаях теплозащита зданий соответствует нормативным требованиям только на бумаге. Нарушения технологии устройства теплоизоляции при монтаже фасадов, панелей и т.д. зачастую приводят к резкому снижению теплозащитных свойств здания.
Еще одним важнейшим направлением решения проблемы энергосберегающего домостроения является разработка и введение в действие рыночных механизмов, стимулирующих внедрение в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования и содействующих привлечению внебюджетных финансовых средств в городские энергосберегающие проекты. В рамках этого направления Программы будут разработаны механизмы внедрения объектов интеллектуальной собственности, созданных при реализации Программы, а также механизмы рыночной оценки экологической и энергетической эффективности зданий. Планируемая Программой обязательная энергетическая паспортизация помещений площадью более 100 кв. м позволит создать систему маркировки энергетической эффективности зданий и помещений, которая в дальнейшем обеспечит энергоэффективным помещениям конкурентные преимущества на рынке недвижимости. Здесь необходимо отметить, что, как показывают расчеты, при внедрении энергосберегающих мероприятий на 1 рубль экономического эффекта, получаемого потребителем от экономии энергии, городская экономика получает до 9 рублей за счет экономии капитальных вложений в инфраструктуру (ТЭЦ, тепловые сети и т.д.) и экологического эффекта от снижения загрязнения окружающей среды в городе. В связи с эти представляется целесообразным экономически стимулировать владельцев энергоэффективных помещений. Маркировка энергетической эффективности помещений и зданий позволит ранжировать конкретные объемы стимулирования в зависимости от уровня энергетической эффективности помещений.

3. Основные цели Программы. Оценка социальных, экономических и экологических результатов реализации Программы

Стратегической целью Программы является обеспечение устойчивого развития города Москвы за счет эффективного использования энергетических ресурсов в городском строительстве и достижения к 2025 году повышения показателя энергоэффективности при проектировании, строительстве, реконструкции жилых и общественных зданий не менее 43%, из которых 25% будут достигнуты за счет реализации мероприятий Программы.
Градостроительная и социально-экономическая эффективность Программы
Программа разработана с целью повышения энергетической эффективности городского строительства и содействия снижению потребления городской экономикой топливно-энергетических ресурсов до уровня, позволяющего в рамках утвержденного для Москвы лимита потребления газа реализовать запланированный темп социально-экономического развития города.
Рассмотрим подробнее потенциал энергосбережения строительного комплекса Москвы.
В соответствии со Среднесрочной программой жилищного строительства в городе Москве на период 2006 - 2008 гг. и задания до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 18.04.2006 N 268-ПП, строительным комплексом планировалось построить и ввести в эксплуатацию по всем источникам финансирования: в 2009 году жилых домов общей площадью 6000 тыс.кв. м и 2010 году 6500 тыс. кв. метров. Кроме того, должны быть построены еще общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения и физкультурно-оздоровительные комплексы. Очевидно, что мировой финансовый кризис внесет свои коррективы в эти цифры и объем строительства в 2009 - 2010 гг. за счет внебюджетных источников значительно сократится, но это сокращение частично будет компенсировано строительством муниципального жилья, а затем объемы строительства жилья постепенно восстановятся.
В связи с этим при проведении расчетов по оценке градостроительной и социально-экономической эффективности Программы за основу был принят прогноз ввода в эксплуатацию жилья и социальных объектов, представленный в таблице 3-1.
Таблица 3-1

Прогнозная оценка строительства и ввода в эксплуатацию жилья и социальных объектов в г. Москве на 2010 - 2014 гг. и на перспективу до 2020 года

Объем жилищного строительства в городе Москве, млн. кв. м*
2010
2011
2012
2013
2014
2014 гг.
Всего за период 2015- 2020 гг.
Объем строительства жилья для решения общегородских социальных задач, млн. кв. м
2,7
2,7
2,7
2,7
2,7
13,5
16,2
Объем строительства жилья из внебюджетных источников, млн. кв.м
1,5
1,8
1,8
1,8
1,8
8,7
10,8
Объем строительства общественных зданий школы, дошкольные и ФОК, млн. кв.м
0,3
0,3
0,5
0,5
0,5
2,1
3,5
Итого:
4,5
4,8
5
5
5
24,3
30,5
* Объемы строительства жилья и социальных объектов могут уточняться в соответствии с выделенными лимитами в связи со сложившейся экономической ситуацией.
В таблице 3-2 приведены основные ожидаемые энергетические показатели прогнозируемого нового строительства в объемах, представленных в таблице 3-1.
Таблица 3-2

Ожидаемые энергетические показатели прогнозируемого нового строительства на 2010 - 2014 гг. и на перспективу до 2020 года

Показатели
2010 г.
2011г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Всего за период 2010- 2014 гг.
Всего за период 2015- 2020 гг.
Годовые затраты тепловой энергии нарастающим итогом, тыс. МВтч/год, в том числе:
175,5
1323
2254,5
3204,5
4154,5
11112
10102
на отопление и вентиляцию, тыс. МВтч/год
85,5
655,5
1121
1596
2071
5529
4968,5
на горячее водоснабжение, тыс. МВтч/год
90
667,5
1133,5
1608,5
2083,5
5583
5133,5
Годовые затраты электрической энергии нарастающим итогом, тыс. МВтч/год
108
828
1416
2016
2616
6984
6276
Суммарная тепловая нагрузка законченных строительством зданий, МВт
540
1116
1716
2316
2916
2916
6576
Суммарная электрическая нагрузка законченных строительством зданий, МВт
270
558
858
1158
1458
1458
3288
Таким образом, если прогноз объемов нового строительства, представленный в таблице 3-1, реализуется, и эти здания будут построены в соответствии с действующими сегодня нормативами энергопотребления, то для их обеспечения тепловой энергией городу потребуются новые теплогенерирующие мощности в следующих объемах: в период 2010 - 2014 гг. - 2500 МВт; а в период 2015 - 2020 гг. - 7100 МВт. При этом вновь построенные за эти годы жилые дома к 2015 году ежегодно будут потреблять 3,5 млрд. кВтч тепловой энергии.
В таблице 3-3 представлены принятые при проведении расчетов темпы реализации Программы и внедрения ее мероприятий в городское новое строительство.
Таблица 3-3

Темпы реализации Программы и внедрения ее мероприятий в городское новое строительство

Объем строительства, млн. кв. м
2010 г.
2011г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Всего за период 2010- 2014 гг.
Всего за период 2015- 2020 гг.
Годовой объем строительства, на котором будут внедрены результаты программы, млн. кв.м*
0,45
1,44
3
5
5
14,89
30,5
* Объемы строительства могут уточняться в соответствии с выделенными лимитами в связи со сложившейся экономической ситуацией.
В таблице 3-4 представлена ожидаемая энергетическая эффективность реализации мероприятий Программы при новом строительстве в 2010 - 2020 гг. Основное снижение тепловой нагрузки (отопление, вентиляция и горячее водоснабжение) построенных зданий будет обеспечено за счет новых конструктивных решений светопрозрачных ограждающих конструкций (окон и балконных дверей), инженерных систем здания (эффективные отопительные приборы и двухтрубные системы отопления), систем контроля и управления инженерными системами здания и квартир, а также за счет применения новейших технологий, утилизирующих (рекуперирующих) тепло вентиляционных выбросов, канализационных стоков и рациональной интеграции в системы теплоснабжения зданий тепловых насосов, использующих нетрадиционные источники энергии и вторичные энергетические ресурсы.
Таблица 3-4

Ожидаемая энергетическая эффективность Программы при внедрении ее мероприятий в городское новое строительство

Показатели
2010 г.
2011г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
Всего за период 2010-
2014 гг.
Всего за период 2015- 2020 гг.
Годовая экономия тепловой энергии по Программе нарастающим итогом, тыс. МВтч/год
4,4
57,0
165,3
360,3
604,0
1191,0
2090,9
Снижение тепловой нагрузки построенных зданий - годовая экономия тепловой мощности теплогенерирующего оборудования и тепловых сетей (нарастающим итогом), МВт
8,1
34,02
88,02
178,02
268,02
268,02
549
Снижение электрической нагрузки построенных зданий - годовая экономия электрической мощности электрогенерирующего оборудования и электрических сетей (нарастающим итогом), МВт
4,05
17,01
44,01
89,01
134,01
134,01
274,5
Второй важной составляющей градостроительной и социально-экономической эффективности Программы является потенциал энергосбережения в жилых домах, подлежащих реконструкции и капитальному ремонту.
Внедрение результатов Программы при капитальном ремонте жилых зданий будет осуществляться через механизмы Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009 - 2011 гг. и на перспективу до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1012-ПП.
В таблице 3-5 сведены итоговые результаты расчетов по градостроительной и социально-экономической эффективности Программы.