Утративший силу
Федеральной целевой программой "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы".
7.5. До 1 октября 2009 г. подготовить и согласовать с Федеральным агентством по науке и инновациям совместный план реализации мероприятий, направленных на разработку, научную апробацию и внедрение энергоэффективных технических решений, технологий и оборудования в строительстве, с целью обеспечения согласованности мероприятий Программы с
Программы ежегодно представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы до 1 марта сводный отчет о ходе выполнения программных мероприятий за отчетный год и до 15 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год.
7.6. Для обеспечения мониторинга реализации
бюджетной классификации в пределах средств, выделяемых на эти цели.
7.7.1. Представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы предложения о детализации и уточнении заданий адресной инвестиционной программы города Москвы в части объемов финансирования мероприятий Программы по кодам
7.8.1. Во II квартале 2010 г. уточненный адресный перечень объектов экспериментального проектирования и строительства в рамках
Программы обеспечить организацию и проведение международных конференций по энергосберегающему домостроению.
7.11. В целях обмена опытом, внедрения передовых зарубежных и отечественных управленческих, организационных и технологических решений при реализации
Программы на заседании Межведомственного экспертного совета по энергосбережению в строительстве на территории города Москвы и представлять материалы о ходе выполнения программных мероприятий и проекты разработанных нормативных правовых и технических актов в Комиссию по энергосбережению города Москвы.
7.12. Ежеквартально рассматривать ход выполнения Городская программа
"Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010 - 2014 гг. и на перспективу до 2020 года"
Наименование Программы | Городская программа "Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010 - 2014 гг. и на перспективу до 2020 года" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основание для разработки Программы | Закон города Москвы от 5 июля 2006 г. N 35 "Об энергосбережении в городе Москве".Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".Городская целевая программа "Энергосбережение в городе Москве на 2009 - 2011 гг. и на перспективу до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1012-ПП.Постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2009 г. N 75-ПП "О повышении энергетической и экологической эффективности отдельных отраслей городского хозяйства".Поручение Мэра Москвы от 27.08.08 N 4-14-5666/8-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственный заказчик-координатор Программы | Департамент городского строительства города Москвы.Персональный руководитель Программы - Косован А.Д. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственные заказчики Программы | Департамент городского заказа капитального строительства города МосквыДепартамент дорожно-мостового и инженерного строительства города МосквыДепартамент науки и промышленной политики города Москвы | Департамент городского строительства города Москвы|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработчики Программы | Центр энергосбережения и эффективного использования нетрадиционных источников энергии в строительном комплексе ГУП "НИИМосстрой" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные исполнители Программы | Органы исполнительной власти города Москвы, а также иные исполнители, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сроки реализации программы | Сроки реализации Программы - 2010 - 2014 годыНачало реализации Программы - 2010 год. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель Программы | Обеспечение устойчивого развития города Москвы за счет эффективного использования энергетических ресурсов в городском строительстве и достижения к 2025 году повышения показателя энергоэффективности при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации жилых и общественных зданий не менее 43%, из которых 25% будут достигнуты непосредственно за счет реализации мероприятий Программы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные задачиПрограммы | Основные задачи Программы следующие: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Модернизация нормативно-технической документации и системы сертификации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Повышение энергетической и экологической эффективности продукции массового строительства. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Разработка и введение в действие рыночных механизмов, стимулирующих внедрение в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, оборудования, а также механизмов привлечения внебюджетных средств в энергосберегающие проекты, включая совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере энергосберегающего домостроения на территории города Москвы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Развитие экспериментального проектирования и строительства, включая создание и введение в действие механизмов инновационной стратегии строительного комплекса Москвы, предусматривающих натурную апробацию инновационных энергоэффективных материалов, технологий и оборудования на экспериментальных объектах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Создание системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения и организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Создание системы обучения и подготовки кадров, а также системы информационной и методической поддержки участников Программы и населения в решении проблем экономии топливно-энергетических ресурсов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные мероприятия Программы | Реализация Программы предполагает осуществление следующих основных мероприятий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мероприятия по модернизации нормативно-технической документации и системы сертификации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе, в том числе: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Вовлечение в систему сертификации строительного комплекса стандартов независимых саморегулируемых и общественных организаций, профессиональных ассоциаций и объединений. Создание и оснащение сертификационных центров, аккредитованных при строительном комплексе города Москвы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Введение обязательных энергетических обследований, энергетической сертификации и паспортизации, а также системы маркировки энергоэффективности зданий и помещений площадью больше 100 кв.м. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.3. Разработка и введение в действие нормативно-технического обеспечения проектирования, монтажа и эксплуатации механических приточно-вытяжных систем вентиляции с утилизацией теплоты вентиляционных выбросов, теплонасосных систем теплохладоснабжения, эффективных отопительных приборов с регулируемой теплоотдачей, систем автоматизированного учета и управления микроклиматом и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Мероприятия по повышению энергетической эффективности продукции массового строительства, в том числе: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. Разработка и внедрение новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, включая повышение требований к приведенному сопротивлению теплопередаче балконных дверей и окон до уровня 0,8 - 1,0 град м2/Вт (сегодня - 0,54). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Снижение годовых затрат на отопление и вентиляцию жилых зданий до уровня 75 - 80 кВтч/м2 в год. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Внедрение при проектировании и строительстве зданий и сооружений энергоэффективных технологических и технических решений и оборудования "активного" энергосбережения, в том числе механических приточно-вытяжных систем вентиляции с утилизацией теплоты вентиляционных выбросов, теплонасосных систем теплоснабжения, систем аккумулирования тепловой энергии, эффективных отопительных приборов с регулируемой теплоотдачей, систем автоматизированного учета потребления энергоресурсов и управления микроклиматом и т.д. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. Разработка и введение в действие нормативов и регламентов холодоснабжения жилых и общественных зданий, включая требования по снижению летних пиков электрической нагрузки и регламенты оснащения системами кондиционирования как строящихся, так и эксплуатируемых жилых домов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Мероприятия по созданию системы стимулирования внедрения в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, в том числе: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. Разработка и введение в действие методик и критериев комплексной экономической и экологической оценки эффективности внедрения энергосберегающих технических и проектных решений, технологий и оборудования и на их (методик) основе подготовка нормативных и распорядительных документов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.2.Формирование комплексного подхода к нормативам энергопотребления, нормируемому уровню теплозащиты зданий, температурным режимам теплосетей, систем отопления и пр. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.3. Учет в прогнозируемых на кратко- и среднесрочную перспективу ценах на энергоресурсы при разработке и утверждении ТЭО и стадии Проект новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых строительных объектов, экологической составляющей, полученной при сжигании органического топлива на территории города Москвы, в размере 2-4 рубля за 1 кВтч. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. Разработка системы и введение в действие механизмов, обеспечивающих заинтересованность инвестора-застройщика во внедрении новых энергетически эффективных технологий, материалов и оборудования, включая совершенствование системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере энергосберегающего домостроения на территории города Москвы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Мероприятия по развитию экспериментального проектирования и строительства, в том числе: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.1. Создание и введение в действие механизмов инновационной стратегии строительного комплекса города Москвы, предусматривающих натурную апробацию инновационных энергоэффективных материалов, технологий и оборудования на экспериментальных объектах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.2. Экспериментальное проектирование и строительство не менее двух (новое строительство или реконструкция) демонстрационных экспериментальных энергоэффективных жилых кварталов (общей площадью 200 тыс. кв. метров) и общественных зданий, их опытная эксплуатация и освоение промышленного производства нового апробированного в натурных условиях энергоэффективного оборудования, конструкций, материалов и комплектующих изделий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.3. Разработка и введение в действие механизмов, обеспечивающих внедрение интеллектуальной собственности, созданной и/или апробированной в рамках экспериментального проектирования и строительства, включая долевое участие города в интеллектуальной собственности, созданной в случае финансирования инновационной части экспериментального проектирования и строительства из средств бюджета города Москвы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Мероприятия по созданию системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения и организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, направленных на создание энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, в том числе: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.1. Разработка комплекса соответствующих научно-исследовательских работ, направленных на создание энергоэффективных технологий и оборудования, в том числе по обоснованию механизмов государственного управления и инструментов обеспечения управления деятельностью в области энергосберегающего домостроения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.2 Научно-техническое обеспечение экспериментального проектирования и строительства не менее двух (новое строительство или реконструкция) демонстрационных экспериментальных энергоэффективных жилых кварталов (общей площадью 200 тыс. кв. метров) и общественных зданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.3. Подготовка "Реестра стратегически важных для города Москвы инновационных технологий и приоритетных направлений НИОКР в области энергосбережения на 2010 - 2014 годы". | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Мероприятия по созданию системы обучения и подготовки кадров стройиндустрии в области энергосберегающего домостроения, а также системы информационной и методической поддержки участников Программы и населения, в том числе: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.1. Обеспечение информационной и методической поддержки участников Программы, производителей энергосберегающей продукции и населения в решении проблем экономии топливно-энергетических ресурсов, в том числе и в части рекламы, популяризации новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования, а также обучения и подготовки квалифицированных кадров по монтажу, эксплуатации и сервисному обслуживанию нового энергоэффективного оборудования. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.2. Организация и проведение конференций, выставок, семинаров по проблемам энергосбережения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.3. Организация рейтинговой системы поощрения за использование новых энергоэффективных решений, а также конкурса и премии "Энергоэффективный проект года" с номинациями:- "Энергоэффективный жилой дом";- "Энергоэффективное общественное здание" (офис, торговый центр, спортивное сооружение и т.д.);- "Энергоэффективное производство". | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансовое обеспечение Программы | Общий объем финансирования мероприятий Программы 2321 млн. руб.в т.ч. по годам реализации: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятия (коды бюджетной классификации расходов) | Объемы финансирования за счет бюджета города Москвы, в том числе по отдельным разделам и статьям расходов по годам, млн. руб. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Всего за период 2010 - 2014 гг. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятия по созданию системы научно-технического обеспечения энергосберегающего домостроения и организация НИОКР, направленных на создание энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования. | 125 | 220 | 245 | 153 | 94 | 837 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Капитальные вложения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятия по повышению энергетической эффективности продукции массового строительства. | Финансирование мероприятий осуществляется за счет средств Адресной инвестиционной программы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятия по модернизации системы сертификации и нормативно-технической документации, включая создание системы энергосберегающих стандартов в строительном комплексе. | 45 | 92 | 105 | 32 | 27 | 301 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятия по созданию системы стимулирования внедрения в городское строительство новых энергоэффективных материалов, конструкций, технологий и оборудования. | 63 | 89 | 72 | 55 | 55 | 334 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятия по развитию экспериментального проектирования и строительства. | 30 | 224 | 256 | 160 | 50 | 720 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого: | 263 | 625 | 678 | 400 | 226 | 2192 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем средств, привлекаемых для реализации Программы из внебюджетных источников 36 380 млн.рублей, в том числе по годам реализации: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мероприятия Программы | Объемы финансирования из внебюджетных источников,млн. руб. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | Всего за период 2010 - 2014 гг. | Всего за период2015- 2020 гг. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем внебюджетных средств, привлеченных для реализации мероприятия по повышению энергетической эффективности продукции массового строительства. | 340 | 1210 | 2430 | 4050 | 4050 | 12080 | 24300 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого: | 340 | 1210 | 2430 | 4050 | 4050 | 12080 | 24300 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы | Годовая экономия энергоресурсов по годам: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2010- 2014 гг. | 2010- 2020 гг. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годовая экономия тепловой энергии по Программе нарастающим итогом, тыс. МВтч/год | 4,4 | 138,9 | 533,5 | 1342,2 | 2404,3 | 4423,3 | 14692,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Снижение тепловой нагрузки построенных зданий - годовая экономия тепловой мощности теплогенерирующего оборудования и тепловых сетей (нарастающим итогом), МВт | 8,1 | 94,4 | 299,5 | 691,7 | 1083,8 | 1083,8 | 3479,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Снижение электрической нагрузки построенных зданий - годовая экономия электрической мощности электрогенерирующего оборудования и электрических сетей (нарастающим итогом), МВт | 4,1 | 37,2 | 114,5 | 260,2 | 405,9 | 405,9 | 1251,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суммарные показатели базового сценария Программы: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели | 2010 - 2014 гг. | 2010 - 2020 гг. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суммарная экономия тепловой энергии,тыс. МВтч. | 4423,3 | 14692,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Снижение тепловой нагрузки зданий, МВт. | 1083,8 | 3479,8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Снижение электрической нагрузки зданий, МВт. | 405,9 | 1251,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суммарная экономия природного газа,млн. куб. м | 442,3 | 1469,3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суммарное сокращение выбросов в атмосферу диоксида углерода и других вредных веществ, тыс. т. | 884,7 | 2938,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемая экономия капвложений в инфраструктуру города, млрд. руб., в том числе: | 38,9 | 122,4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
экономия капвложений в теплогенерирующие мощности и сети; | 18,6 | 59,9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
экономия капвложений в электрогенерирующие мощности и сети. | 20,3 | 62,6 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемый экономический эффект от экономии энергии у потребителей, млрд. руб. | 4,4 | 14,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стоимость сэкономленных квот на выбросы СО2, млрд. руб. | 0,3 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система организации управления и контроля за реализацией Программы | В соответствии с Законом города Москвы от 05.07.2006 N 35 "Об энергосбережении в городе Москве" основой проведения городской государственной политики в области энергосбережения является Городская целевая программа "Энергосбережение в городе Москве на 2009 - 2011 гг. и на перспективу до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1012-ПП. Городская программа "Энергосберегающее домостроение в городе Москве в 2010 - 2014 гг. и на перспективу до 2020 г." фактически является отраслевым структурным элементом городской политики в области энергосбережения, детализирующим и развивающим в пределах компетенции Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы мероприятия раздела "Энергосбережение в строительном комплексе" Городской целевой программы "Энергосбережение в городе Москве на 2009- 2011 гг. и на перспективу до 2020 года". | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Функции государственного заказчика-координатора работ и руководство Программой осуществляются Департаментом городского строительства города Москвы. Функции государственных заказчиков по обеспечению выполнения мероприятий Программы возложены на Департамент городского заказа капитального строительства города Москвы, Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы и Департамент городского строительства города Москвы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научно-техническая политика Программы определяется Комиссией по энергосбережению города Москвы, созданной постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2006 г. N 991-ПП и Межведомственным экспертным советом по энергосбережению в строительстве на территории города Москвы, созданным при Департаменте городского строительства города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28.10.2008 N 1012-ПП. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики Программы несут всю полноту ответственности за реализацию Программы, осуществление в установленные сроки мероприятий Программы и расходование выделенных на ее выполнение средств бюджета города Москвы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для повышения эффективности контроля за реализацией Программы и достижением планируемых показателей Межведомственный экспертный совет по энергосбережению в строительстве на территории города Москвы собирает, обобщает и рассматривает на своем заседании информацию о реализации мероприятий Программы и не реже одного раза в полугодие представляет аналитический отчет государственному заказчику-координатору Программы и в Комиссию по энергосбережению города Москвы. Оперативное управление Программой осуществляется ее Дирекцией, функции которой выполняются специализированной организацией, определяемой на конкурсной основе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для обеспечения мониторинга хода реализации Программы государственные заказчики программы представляют отчеты о ходе выполнения программных мероприятий государственному заказчику- координатору программы: до 15 февраля - за отчетный год, до 31 октября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Департамент городского строительства города Москвы ежегодно представляет в Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы и в Департамент экономической политики и развития города Москвы сводный отчет по программе в целом: до 1 марта - за отчетный год, до 15 ноября - отчет за 9 месяцев текущего года и об ожидаемом выполнении за год. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контроль за реализацией Программы осуществляют Контрольно-счетная палата Москвы, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы, Департамент финансов города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы. |
2.1. Актуальность Программы и соответствие ее целей приоритетным задачам социально-экономического развития города Москвы
Одной из основных причин, вызывающих напряжение социально-политического состояния общества, продолжает оставаться низкая энергетическая эффективность городской экономики и высокие тарифы на энергоресурсы, следствием чего являются значительные финансовые издержки москвичей на удовлетворение своих потребностей в тепле и электрической энергии.
Повышение энергетической эффективности городского строительства будет содействовать снижению объема потребления топливно-энергетических ресурсов до уровня, позволяющего в рамках утвержденного лимита потребления газа для Москвы реализовать запланированный темп социально-экономического развития города.
Эффективность использования энергии является своего рода индикатором научно-технического и экономического потенциала страны, позволяющим оценивать издержки общества на удовлетворение своих энергетических потребностей. Сопоставление показателей энергоемкости экономики России и развитых западных стран показывает, что удельная энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП) в нашей стране выше, чем в развитых странах Западной Европы почти в 3 раза и в 1,8 раза больше, чем в США, длительное время активно проводящих энергосберегающую политику при финансовой поддержке и законодательном регулировании в сфере производства и потребления энергоресурсов. Неэффективное использование топлива и энергии в российской экономике обусловлено в значительной мере несовершенством действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, слабо стимулирующих производителей и потребителей энергоресурсов к снижению затрат на топливо и энергию. Ограниченное использование новых технологий, энергосберегающей техники, приборов учета расхода энергоресурсов, специальных материалов вызвано недостаточным платежеспособным спросом, слабостью информационной базы инфраструктуры рынка этой техники, недостатком средств у предприятий. Энергозатратность производства все в большей степени определяется постоянно возрастающей долей устаревших производственных фондов, изношенностью оборудования, нехваткой квалифицированных кадров в области энергосбережения. Практически отсутствует обучение и пропаганда эффективных методов экономии энергоресурсов среди населения. Все вышесказанное справедливо как для экономики России в целом, так и для городского хозяйства Москвы.
Самыми крупными потребителями тепловой и электрической энергии в Москве являются потребители, так или иначе связанные со строительным комплексом: это и население, проживающее в домах, построенных строительным комплексом, это и сами предприятия строительного комплекса. Сегодня эта группа потребителей расходует более 50% тепловой и электрической энергии, вырабатываемой в городе.
Кроме того, необходимо отметить уникальность и важность строительного комплекса, как фактически главного звена в проблеме энергосбережения Москвы. Строительный комплекс Москвы "сегодня" определяет энергетическую эффективность городского хозяйства "завтра". Материалы, технологические и технические решения, применяемые сегодня в проектах новых зданий и сооружений, будут на протяжении как минимум ближайших 30 лет, а может быть, и всего срока службы зданий, определять уровень энергопотребления в ЖКХ, поскольку ЖКХ будет эксплуатировать те здания, которые сегодня "построит им" строительный комплекс.
Расчеты показывают, что потенциал энергосбережения в городском строительстве Москвы составляет около 30-35% всего энергопотребления города. При этом следует помнить о том, что инвестиции, необходимые для реализации энергосберегающих мероприятий у потребителей энергоресурсов в 3-4 раза ниже, чем затраты на производство соответствующего количества энергоресурсов. Реализация разумной энергосберегающей стратегии в городском строительстве может оказать широкое и многогранное положительное влияние на развитие экономики Москвы, в том числе и на повышение уровня жизни москвичей.
Настоящая Программа полностью удовлетворяет требованиям Указа Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", требованиям Федерального закона Российской Федерации от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", Закона города Москвы от 05.07.2006 N 35 "Об энергосбережении в городе Москве".
В Москве были реализованы 3 программы по энергосбережению. Первая программа осуществлялась в период 1999-2001 гг., в период упадка промышленности, когда основными потребителями энергии были комплекс жилищно-коммунального хозяйства, транспорт, торговля и офисные помещения. Целью данной программы было проведение научно-исследовательских разработок - отобранные проекты не носили программного характера и не затрагивали массовых потребителей энергетических ресурсов. Программа являлась планом выполнения конкретных мероприятий на объектах городской инфраструктуры.
Городская программа по энергосбережению на 2001-2003 годы в г. Москве, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 9 октября 2001 г. N 912-ПП, была значительно расширена. В поле ее влияния входили уже отрасли городского хозяйства Москвы: топливно-энергетическое хозяйство (гос. сектор), ОАО "Мосэнерго", жилищно-коммунальное хозяйство, строительный комплекс, промышленность, транспорт, социальная сфера. Программой было предусмотрено выполнение конкретных мероприятий в организациях городского хозяйства, вместе с тем программа не охватывала процессом энергосбережения многие важные направления. Управление программой сводилось к отчетам о выполнении конкретных действий, установленных программой.
Городская целевая Программа по энергосбережению в городе Москве на 2004-2008 годы и на перспективу до 2010 года, одобренная постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 672-ПП, уже декларировала комплексный подход к решению задач по энергосбережению. Финансирование программы планировалось как за счет бюджета города Москвы, так и за счет привлекаемых средств. Программа была разработана на основании программ предприятий и охватывала не всех потребителей. Из перечисленных мероприятий программы (механизмы) финансово-экономического регулирования были представлены не в полной мере. Управление программой строилось исключительно на выполнении плановых задач, но не было направлено на решение проблемы энергосбережения в целом. В 2004-2007 гг. плановые задания по экономии топлива выполнялись на 64 - 89%. Определенную позитивную роль в этом направлении сыграло и принятие постановления Правительства Москвы от 02.12.2003 N 999-ПП "О Концепции внедрения энергоэффективных технологий в городское хозяйство".
Общими недостатками всех предшествующих программ являлось отсутствие способов решения ключевой проблемы - организационно-правовых и экономических механизмов стимулирования энергосбережения. В программах отсутствовал комплексный подход к проблеме энергосбережения, учитывающий не только интересы производителей энергоресурсов, но и их потребителей, а также все аспекты влияния экономии энергии на городскую экономику, включая экологические.
Тем не менее, несмотря на "некомплексный" подход к энергосбережению в предыдущих городских программах, они принесли определенные результаты: удельный расход тепла на отопление жилых и общественных зданий интенсивно снижался в период с 1995 до 2000 год. В последующие годы его снижение стало стабильным, темп снижения удельного потребления тепла на отопление зданий стал соответствовать международным показателям (0,8-1,0% в год). Установка приборов учета горячей и холодной воды* привела к снижению ее расхода у населения.
28 октября 2008 года постановлением Правительства Москвы N 1012-ПП была утверждена Городская целевая программа "Энергосбережение в городе Москве на 2009 - 2011 гг. и на перспективу до 2020 года", которая учла недостатки предыдущих городских программ по энергосбережению и которая включает раздел "Энергосбережение в строительном комплексе".
Однако, как уже отмечалось, проблема энергосбережения в городском строительстве затрагивает более 50% потребителей тепловой и электрической энергии в Москве. Фактически, строительный комплекс Москвы сегодня определяет энергетическую эффективность городского хозяйства в будущем. Материалы, технологические и технические решения, применяемые сегодня в проектах новых зданий и сооружений, будут на протяжении как минимум ближайших 30 лет, а может быть и всего срока службы зданий, определять уровень энергопотребления в ЖКХ и у населения. Поэтому, учитывая важность проблемы энергосберегающего домостроения и ее значение для городской экономики, а также в соответствии с поручением Мэра Москвы от 27.08.2008 N 4-14-5666/8-1 и была разработана настоящая Программа.
При разработке настоящей Программы учитывался как положительный опыт, так и недостатки предыдущих программ энергосбережения в городе Москве. Программа дополняет Городскую целевую программу "Энергосбережение в городе Москве на 2009 - 2011 гг. и на перспективу до 2020 года", а также учитывает изменившиеся внешние условия, вызванные мировым финансовым кризисом и спадом инвестиционной активности в области строительства. Более того, основные направления Программы гармонизированы с Городской целевой программой "Энергосбережение в городе Москве на 2009 - 2011 гг. и на перспективу до 2020 года" и ориентированы на успешную ее реализацию, например, в части введения рациональных тарифов на отпуск электроэнергии для энергоэффективных систем и оборудования (теплонасосные системы теплоснабжения, системы вентиляции, утилизирующие вторичные энергоресурсы и т.д.), создания рынка электрической мощности, высвобождаемой при энергосбережении и пр.