Действующий
В предыдущие годы появилось множество проблем и факторов, препятствующих успешному развитию предприятий отрасли. К их числу можно отнести недозагрузку имеющихся производственных мощностей, износ оборудования, дефицит квалифицированных кадров и финансовых ресурсов, низкую рентабельность производства, а также устаревшую систему управления предприятиями.
Необходимо принятие ряда мер по оздоровлению и повышению эффективности работы предприятий авиастроительной отрасли. Авиационная промышленность требует организационной, технологической и кадровой модернизации.
Одной из перспективных форм развития авиационной промышленности Приволжского федерального округа является создание авиастроительного кластера, а также кластера по созданию авиационных двигателей нового поколения как для гражданской, так и для военной авиации, способных существенно увеличить скорость и экономическую эффективность эксплуатации летательных аппаратов.
Основной научной базой создания таких кластеров являются государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева" и институт авиационного двигателестроения и газотурбинных технологий на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пермский государственный технический университет", в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет".
Пермскими предприятиями разработаны и производятся новые авиационные двигатели ПС-90 для гражданской авиации и их модификации, в том числе ПС-90А2. Ряд пермских предприятий входит в число лидеров по применению современных композиционных материалов в авиационных двигателях.
Предприятия авиапрома, расположенные в округе, продолжат участие в реализации проекта нового десятилетия по созданию семейства магистральных пассажирских самолетов МС-21.
В Ульяновской области реализуется проект по развитию авиационного кластера, объединяющего предприятия по производству и ремонтному обслуживанию самолетов, разработке и производству различных агрегатов для авиационных заводов и аэродромного оборудования, прикладным исследованиям и разработкам в конструировании узлов летательных аппаратов и в создании новых материалов и технологических процессов, а также высшие и средние специальные образовательные учреждения.
Создание в г. Кирове участка крупногабаритного магниевого литья и проведение технологического перевооружения мощностей литейного производства до уровня технологического центра по литью позволит создать мощности по изготовлению крупногабаритного магниевого и алюминиевого литья для нужд оборонной и авиационной промышленности Российской Федерации на высоком научно-техническом уровне с использованием передовых технологий, обеспечивающих снижение себестоимости выпускаемой предприятиями продукции.
На базе международного аэропорта Ульяновск-Восточный планируется создание особой экономической зоны портового типа, резидентами которой будут осуществляться ремонт, техническое обслуживание, модернизация авиационной техники, производство авиакомплектующих, предоставляться аэропортовые и транспортно-логистические услуги.
На федеральном уровне приняты и реализуются такие определяющие программные документы, как Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года", а также проект "Развитие авиационной промышленности и двигателестроения" по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.
организационная, технологическая и кадровая модернизация авиационного (гражданского) машиностроения с привлечением стратегических (включая иностранных) инвесторов при обязательном условии использования новейших производственно-технологических решений.
На территории Приволжского федерального округа расположены 212 предприятий и организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
В перечень стратегических организаций, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 1226-р, включены 169 организаций Приволжского федерального округа, а в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009, - 17 организаций округа.
На территории округа создана интегрированная структура - федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс".
По количеству организаций и объемам производства продукции лидируют организации авиационной промышленности.
Доля гражданской продукции, выпускаемой предприятиями оборонно-промышленного комплекса, расположенными на территории Приволжского федерального округа, составляет около 47 процентов общего объема производства всех предприятий округа.
значительный износ основных производственных фондов и сохранение существенной избыточности во многом устаревших производственных мощностей по выпуску продукции специального назначения (доля оборонной продукции в общем объеме производства оборонно-промышленного комплекса в промышленности составляет в среднем 20 процентов);
своевременное заключение государственных контрактов по государственному оборонному заказу, рост цен на продукцию военного назначения, обеспечение качества этой продукции.
В связи с недостаточной загрузкой предприятий государственным оборонным заказом необходима значительная диверсификация производства под выпуск продукции гражданского назначения.
Основные цели, задачи и направления развития оборонно-промышленного комплекса в Приволжском федеральном округе определены в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2020 года, государственной программой вооружения и федеральной целевой программой "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года".
Главными целями развития отрасли является участие в формировании нового облика оборонно-промышленного комплекса и создание на уровне округа условий для обеспечения устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса, диверсификации оборонного производства по выпуску продукции гражданского назначения, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения.
Особую важность имеет задача по развитию системы подготовки специалистов с высшим образованием, а также рабочих с высокой квалификацией для предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Для достижения этих целей совместно с соответствующими федеральными органами государственной власти будет определен комплекс мер по реализации научно-технического потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса и созданию предпосылок для его устойчивого развития. Будет существенно увеличен объем научно-исследовательских работ в оборонно-промышленном комплексе, усовершенствованы механизмы взаимодействия с организациями оборонно-промышленного комплекса всех форм собственности в реализации государственного оборонного заказа по разработке и производству вооружения и военной техники, осуществлены мероприятия по переподготовке кадров, обеспечению занятости высококвалифицированных специалистов в гражданской сфере производства.
Необходимо обеспечить вовлечение в производственно-хозяйственную деятельность инфраструктуры и персонала объектов по уничтожению химического оружия и утилизации промышленных отходов.
Результатами развития оборонно-промышленного комплекса станут создание эффективной, оптимально диверсифицированной оборонно-промышленной отрасли в Приволжском федеральном округе, решение вопросов по формированию, размещению, своевременному финансированию государственного оборонного заказа, ценообразованию на оборонную продукцию, созданию эффективной системы контроля ее качества.
Приволжский федеральный округ исторически является центром проектирования и строительства скоростных судов. В настоящее время в нем сосредоточено несколько крупных проектно-конструкторских организаций, занятых проектированием судов для морского и речного флота, в том числе скоростных.
Крупные судостроительные предприятия округа имеют развитую машиностроительную базу и строят речные суда и суда смешанного (река - море) плавания водоизмещением до 13 тыс. тонн, в том числе суда из легких сплавов.
Основные судостроительные предприятия Приволжского федерального округа расположены в Республике Татарстан, Нижегородской области и Ульяновской области.
Состав и структура отрасли в соответствии с изменившимися задачами и возможностями государства требуют оптимизации, так как производственные мощности ряда предприятий Приволжского федерального округа оказываются незагруженными.
Как и в большинстве базовых отраслей промышленности страны, износ технологического оборудования в судостроении достиг критического уровня - 65 - 80 процентов.
Разработка новых конкурентоспособных на мировом рынке проектов кораблей и судов и их оборудование требуют модернизации, обновления стендовой испытательной базы проектных и научно-технических организаций отрасли, прежде всего, в области создания и испытаний перспективных судовых конструкций из новых материалов, исследования физических полей, комплекса проблем гидроакустики.
Существенно отстает общий уровень технологии и организации работ по сравнению с зарубежными передовыми предприятиями. В результате удельная трудоемкость производства в отрасли в 3 - 5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность постройки судов увеличена в 2 - 2,5 раза.
Состояние кадрового потенциала сегодня на многих предприятиях отрасли находится в критическом положении. Невостребованность, слабая загруженность и низкая заработная плата привели к невосполнимой утрате кадрового потенциала.
Основной целью развития отрасли является создание высокоэффективного инновационного судостроительного комплекса.
развитие научно-технического и производственного потенциала, комплексная модернизация и техническое перевооружение отрасли;
привлечение организаций судостроительной отрасли к участию в проектах, реализуемых в рамках международной кооперации по созданию судов;
максимально возможное количество заказов на постройку судов и оборудования с высокой добавленной стоимостью (танкеры, суда по перевозке химической продукции, оборудование для буровых платформ).
В целях комплексной модернизации и технического перевооружения предприятий отрасли планируется реализация ряда проектов.
Для внедрения новых информационных и высокоэффективных производственных технологий в процесс проектирования и создания систем управления и судового радиоэлектронного оборудования нового поколения планируется техническое перевооружение научно-экспериментальной, стендовой, проектной и испытательной базы предприятия в г. Ульяновске.
В Республике Татарстан будут осуществляться техническое перевооружение и реконструкция экспериментальной базы для проведения испытаний самоходных, буксируемых и радиоуправляемых моделей создаваемых судов для отработки мореходных качеств и корпусных конструкций, опытного производства для отработки технологий изготовления корпусных конструкций из новых материалов и сплавов, опытного бассейна для отработки современных форм обводов корпусов судов, а также развитие проектно-конструкторского потенциала в сфере гражданского судостроения.
Кроме того, в Республике Татарстан планируется строительство современных кораблей и судов различного назначения (корабли и суда специального назначения, грузовые морские, речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, озерные суда, пассажирские быстроходные суда из легких сплавов), их поставка на внутренний рынок и на экспорт.