Действующий
В регионе увеличился риск затоплений и подтоплений в результате подъема уровня грунтовых вод населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий и объектов экономики при половодьях и паводках на берегах реки Волги и ее притоков.
Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. Только по водохранилищам Волжско-Камского каскада в зоне опасных береговых обрушений находятся свыше 200 населенных пунктов. В зоне оползневых процессов находятся такие крупные города, как гг. Нижний Новгород, Ульяновск, Саратов, Волгоград и др. Ситуация усугубляется бесконтрольной застройкой на регулярно затопляемых землях.
Характерной и острейшей для округа проблемой является непрекращающаяся переработка берегов волжских водохранилищ в результате волно-прибойной деятельности и неблагоприятного уровневого режима.
Разрушение берегов наносит ущерб земельному фонду, ведет к ухудшению качества воды, изменяет условия обитания населения, речной флоры и фауны.
В настоящее время практически не используется транспортный потенциал рек. В то же время река Волга фактически стала кладбищем для многих плавательных средств. Затонувшие лодки и корабли несут в себе потенциальную угрозу, поскольку в баках могло остаться топливо, другие опасные вещества и материалы, да и сами корпуса судов загрязняют водную среду. Кроме того, затонувшие суда представляют угрозу судоходству.
отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.
Решение данных проблем затрудняется тем, что каждый субъект Российской Федерации отвечает за свой участок долинной системы рек Волги, Урала и Камы, а в сферу отраслевой ответственности входят отдельные, изолированные друг от друга поддерживающие и восстановительные работы.
В бассейнах рек Волги и Камы (большую часть которых охватывает Приволжский федеральный округ) находится более 9 тыс. гидротехнических сооружений различного назначения. В некоторых регионах износ подошел к критической точке.
Целями развития водохозяйственного комплекса Приволжского федерального округа являются гарантированное обеспечение потребностей населения и хозяйственного комплекса в водных ресурсах с приоритетом хозяйственно-питьевого водоснабжения, рационализация водопользования в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, а также разработка оптимальной программы использования водных ресурсов, в том числе для транспортных нужд, в соответствии со структурой водохозяйственной системы, режимом ее функционирования, планами развития транспортной инфраструктуры округа.
Для достижения этих целей требуется проведение модернизации очистных и прочих водохозяйственных сооружений, развитие водосберегающих и экологически чистых технологий при наличии соответствующих экономических стимулов.
Для качественной и эффективной работы водохозяйственного комплекса должна быть восстановлена и расширена система государственного гидрометеорологического мониторинга.
Требуется усиление государственного контроля за соблюдением режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов, организация санитарно-защитных зон.
обеспечение рационального водопользования в промышленности, сельском и коммунальном хозяйстве, соблюдение современных экологических требований, экономия водных ресурсов за счет, в том числе, развития оборотного водоснабжения;
снижение загрязнения водных объектов и их водосборных площадей стоком ливневых и талых вод с промышленных, сельскохозяйственных и городских земель;
восстановление водных объектов малых рек, в частности в рамках работ по ликвидации накопленного экологического вреда;
сохранение и улучшение качества экосистем рек Волги, Камы, Урала и других, создание систем экологического мониторинга этих рек;
Основной механизм решения задач, стоящих перед водохозяйственным комплексом, предусмотрен Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, а также федеральными и региональными программами, содержащими мероприятия, касающиеся развития водохозяйственного комплекса Приволжского федерального округа.
Реализация мероприятий, направленных на рационализацию и комплексное использование водных ресурсов, позволит добиться снижения водоемкости экономики, гарантировать питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения и создать надежные условия для развития промышленности, энергетики, водного транспорта и сельского хозяйства за счет эффективного использования водоресурсного потенциала Приволжского федерального округа.
Мероприятия по снижению негативного воздействия вод и обеспечению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений обеспечат защищенность населения, проживающего на территориях, подверженных воздействию опасных гидрологических явлений, и устойчивое функционирование соответствующих объектов экономики.
Будет обеспечен переход на современные водосберегающие технологии водопользования в промышленности, в сельском и коммунальном хозяйстве, в том числе за счет развития оборотного водоснабжения, а также на современные стандарты очистки сточных вод, включая ливневые и талые воды, промышленных, сельскохозяйственных и городских земель.
Будет проведена реконструкция и строительство канализационных сетей и очистных сооружений, обеспечена защита подземных вод от истощения и техногенного загрязнения, проведены мероприятия по сохранению и улучшению качества экосистем рек Волги, Камы, Урала, малых рек, в том числе ликвидирован вред водной среде, накопленный в прошедшие периоды, создана система мониторинга водных ресурсов, исключено негативное воздействие абразии берегов крупных водных объектов на населенные пункты, транспортную и энергетическую инфраструктуру, обеспечено развитие и функционирование водных транспортных артерий.
Условием успешной реализации Стратегии является комплексное, системное и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах государственно-частного партнерства в реализации ключевых инвестиционных проектов.
Достижению целей и приоритетов Стратегии будет способствовать прежде всего реализация проектов зон опережающего развития - городских агломераций, территориально-производственных и туристско-рекреационных комплексов и обеспечивающей их транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
Основные механизмы реализации Стратегии определены в федеральных целевых программах, региональных и муниципальных программах, а также программах крупных компаний, направленных на комплексное развитие территории Приволжского федерального округа.
Федеральные органы исполнительной власти принимают участие в финансировании мероприятий в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных им в очередном финансовом году.
Составляющей механизма реализации Стратегии также является реализация крупнейших инвестиционных проектов, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
При этом инвестиционные проекты и мероприятия, отраженные в Стратегии, не являются источником возникновения дополнительных расходных обязательств федерального бюджета, они должны быть ориентиром для реализуемых на территории Приволжского федерального округа государственных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий федерального значения на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Одним из инструментов финансирования развития транспортной инфраструктуры в части автомобильных дорог будут являться созданные в составе федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации федеральный и региональные целевые бюджетные дорожные фонды. Объемы финансирования и сроки осуществления инвестиционных проектов развития автомобильных дорог, необходимых для реализации Стратегии, будут определяться с учетом инвестиционных возможностей указанных фондов.
Действенными мерами реализации Стратегии станет создание зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности, включая зоны территориального развития, особые экономические зоны, а также развитие территориально-производственных комплексов, технопарков, бизнес-инкубаторов.
Для достижения поставленных целей и повышения эффективности выполнения Стратегии формируется система мониторинга ее реализации и хода выполнения основных мероприятий.
В результате реализации мероприятий Стратегии к концу 2020 года Приволжский федеральный округ займет одно из первых мест по величине валового регионального продукта среди федеральных округов страны. Это будет округ с развитой по международным стандартам индустрией, диверсифицированным высокопроизводительным сельским хозяйством, одной из передовых развитых научно-технических конгломераций, уровень внедрения инновационных технологий в которой достигнет 30 - 40 процентов.
Существенно сократится разрыв с ведущими странами мира по уровню благосостояния. К 2020 году среднее по округу значение индекса развития человеческого потенциала - показателя, объединяющего продолжительность жизни, образовательный уровень и валовой внутренний продукт на душу населения, достигнет 0,86 - 0,88.
В результате реализации Стратегии показатели темпов роста доходов населения Приволжского федерального округа достигнут лидирующего положения по Российской Федерации в целом.
Прогнозные показатели социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года
Показатели | Значения показателей | |||||||||||
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | ||
1. | Индекс физического объема валового регионального продукта (процентов от предыдущего года) | 102,8 | 103,5 | 104,5 | 104,8 | 107 | 107,3 | 108 | 108 | 107,3 | 107,7 | 108,1 |
2. | Индекс промышленного производства (процентов от предыдущего года) | 103,8 | 104 | 104,9 | 105,6 | 107,2 | 107,3 | 107,6 | 107,2 | 107,2 | 107,5 | 108,2 |
3. | Индекс физического объема инвестиций в основной капитал(процентов от предыдущего года) | 102,5 | 106 | 107,1 | 106,9 | 108,8 | 109,7 | 110,3 | 110,2 | 109,9 | 110,8 | 111,1 |
4. | Реальные денежные доходы населения(процентов от предыдущего года) | 105,8 | 103,8 | 105,1 | 107,1 | 106,6 | 106,9 | 108,6 | 107,5 | 106,5 | 107,8 | 109,4 |
5. | Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (процентов от всего населения) | 14,1 | 13,8 | 13,3 | 12,8 | 12,2 | 11,5 | 10,7 | 10 | 9,2 | 8,5 | 7,8 |
6. | Индекс производства продукции сельского хозяйства (процентов от предыдущего года) | 103,6 | 104,1 | 103,9 | 104,8 | 105 | 105,9 | 105,2 | 104,9 | 104,9 | 104,8 | 105,2 |
7. | Индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" (процентов от предыдущего года) | 101,1 | 102 | 103,2 | 103,7 | 104,5 | 104,1 | 104,4 | 104,3 | 103,9 | 104,3 | 104,3 |
8. | Индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (процентов от предыдущего года) | 104,8 | 104,7 | 106 | 106,5 | 108,3 | 108,4 | 108,8 | 108,4 | 108,6 | 108,8 | 109,7 |
9. | Индекс производства по виду экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" (процентов от предыдущего года) | 100,3 | 101,7 | 102,2 | 103,4 | 104 | 103,2 | 103,6 | 102,9 | 102,7 | 103,3 | 103,4 |
10. | Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" (процентов от предыдущего года) | 102,4 | 105,5 | 107,5 | 107,2 | 108,2 | 108,1 | 108,7 | 108,9 | 107,6 | 108,9 | 109,7 |
11. | Оборот розничной торговли (процентов от предыдущего года) | 102 | 103,7 | 104,8 | 105,8 | 107,6 | 106,8 | 107,6 | 107,5 | 107,8 | 106,9 | 108,4 |
12. | Численность занятых в экономике (среднегодовая, тысяч человек) | 14480,9 | 14485,4 | 14503,5 | 14497,9 | 14495 | 14475,7 | 14477,4 | 14493,8 | 14505,3 | 14522,4 | 14552,9 |
13. | Уровень безработицы по методологии международной организации труда (процентов) | 7,8 | 7,3 | 7 | 6,5 | 6 | 5,6 | 5,3 | 5 | 4,7 | 4,5 | 4,2 |
14. | Экспорт (все страны мира, миллионов долларов США) | 39028 | 41137 | 43176,4 | 46810,1 | 52073,8 | 58031,2 | 65208,7 | 71716,2 | 81104,2 | 92640,2 | 105514,5 |
15. | Импорт (все страны мира, миллионов долларов США) | 8945 | 9353,5 | 10167,5 | 11537,5 | 12459 | 13527,1 | 15201,5 | 16983,9 | 19180,5 | 21995,1 | 25736,9 |
16. | Индекс потребительских цен (процентов от предыдущего года) | 107,7 | 107,5 | 107,1 | 106,5 | 106,3 | 106,1 | 105,9 | 105,8 | 105,9 | 105,4 | 105,2 |
17. | Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 человек) | -2,1 | -2,2 | -2,4 | -2,5 | -2,8 | -2,9 | -3,1 | -4,2 | -5,4 | -6,1 | -2,1 |
18. | Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных одной женщиной в репродуктивном возрасте) | 1,605 | 1,658 | 1,666 | 1,686 | 1,695 | 1,714 | 1,723 | 1,758 | 1,773 | 1,817 | 1,605 |
19. | Ожидаемая продолжительность жизни (лет, мужчины и женщины) | 69,2 | 69,6 | 69,9 | - | - | - | - | - | - | - | 71,6 |
20. | Миграционный прирост населения (человек) | 27971 | 28244 | 32163 | 34605 | 36853 | 38543 | 39986 | - | - | - | 47608 |
21. | Доля молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, в общем количестве молодежи (процентов) | 7 | 9 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 |
22. | Доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем количестве молодежи (процентов) | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
23. | Доля территорий, подверженных негативному воздействию вод и защищенных в результате проведения инженерных мероприятий, от общей площади таких территорий (процентов) | 34,5 | 37,6 | 40,7 | 43,8 | 46,9 | 50 | 53,5 | 57 | 60,5 | 64 | 67,5 |
24. | Доля гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов, в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных, имеющих безопасное техническое состояние (процентов) | 93,8 | 94,1 | 94,4 | 94,7 | 95 | 95,3 | 95,8 | 96,1 | 96,4 | 96,7 | 98 |