Действующий
Миграционная привлекательность города Москвы обусловила необходимость принятия экстренных мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в городе. В городе открыты социальные учреждения для бездомных и новые типы учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.
В 2013 году гражданам пожилого возраста и инвалидам услуги предоставляли 34 территориальных центра социального обслуживания, 3 центра социального обслуживания и 32 стационарных учреждения. В состав центров социального обслуживания входят:
- 1200 отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому, в которых на обслуживании находятся более 136,6 тыс. пенсионеров и инвалидов. Необходимую им помощь оказывают более 15 тыс. социальных работников. Средняя нагрузка на одного социального работника - 8-9 человек;
- 170 отделений дневного пребывания (в том числе 4 отделения дневного пребывания со стационаром), в которых граждане получают необходимые социальные услуги, горячее питание и организованный досуг. Ежегодно услугами таких центров пользуется более 60 тыс. человек;
- 15 патронажных отделений на 1 741 человек в 8 пансионатах для ветеранов труда и 6 психоневрологических интернатах функционируют.
В городе Москве функционирует 32 стационарных учреждения (9 пансионатов для ветеранов войны и труда, 17 психоневрологических интернатов, в том числе геронтопсихиатрический центр милосердия, пансионат для инвалидов по зрению, пансионат "Никольский парк", социально-реабилитационный центр ветеранов войн и вооруженных сил, 2 социальных жилых дома на 483 квартиры (комплексный социальный жилой дом "Митино", социальный жилой дом "Марьино"). В подведомственных стационарных учреждениях проживает более 15 тыс. человек.
В период с августа 2012 года Департаменту социальной защиты населения города Москвы от Департамента семейной и молодежной политики города Москвы и Департамента образования города Москвы переданы 43 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот): 20 детских домов, 9 школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 11 домов ребенка, специальная школа N 11 "Шанс", Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" и Городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних "Дети улиц".
При этом в ведении Департамента социальной защиты населения города Москвы уже находились 7 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей и 11 социально-реабилитационных центров.
Таким образом, в процессе реформирования сети организаций для детей-сирот задействована 61 организация.
В 2013 году 10 организаций для детей-сирот реорганизованы в 5 Центров содействия семейному воспитанию:
- Центр содействия семейному воспитанию "Наш дом" (реорганизация детского дома "Молодая гвардия", детского дома N 11 и школы-интерната N 8);
- Центр содействия семейному воспитанию "Алые паруса" (реорганизация детского дома N 59 и детского дома N 43);
- Центр содействия семейному воспитанию "Радуга" (реорганизация детского дома N 46 и школы-интерната N 55).
В 2014 году планируется реорганизовать 32 организации: 24 организации для детей-сирот, 6 социально-реабилитационных центров, школу "Шанс" и Городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних "Дети улиц".
- реорганизация детского дома N 9, детского дома N 71 и Социального приюта для детей и подростков Южного административного округа города Москвы в центр содействия семейному воспитанию;
- реорганизация детского дома-интерната для умственно отсталых детей N 8 и дома ребенка N 25 в центр содействия семейному воспитанию;
- реорганизация Центра содействия семейному воспитанию "Берег надежды" путем присоединения к нему дома ребенка N 21 и Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Солнцево" Западного административного округа города Москвы;
- реорганизация школы-интерната N 24, дома ребенка N 9 и Социального приюта для детей и подростков "Зюзино" Юго-Западного административного округа города Москвы в центр содействия семейному воспитанию;
- реорганизация Центра содействия семейному воспитанию "Радуга" путем присоединения к нему дома ребенка N 19;
- реорганизация Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Крюково" и детского дома N 14 в центр содействия семейному воспитанию.
Кроме того, в 2014 году будут закрыты три учреждения: детский дом N 39, Социальный приют для детей и подростков "Ховрино" Северного административного округа города Москвы и социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Возрождение" Северо-Восточного административного округа города Москвы.
Проводимые организационные изменения, направлены на устранение межведомственных барьеров и создание единой вертикали управления организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объединение всех организаций в одном ведомстве позволит избежать дублирования их деятельности и поставить единые и согласованные цели работы этих учреждений.
В целях дальнейшей оптимизации системы государственных учреждений к концу 2015 года планируется перепрофилировать существующие в настоящее время социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детские дома, школы-интернаты и дома ребенка в многофункциональные центры содействия семейному воспитанию, где будут реализовываться современные методы развития, воспитания, реабилитации, устройства детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляться их постинтернатная адаптация.
Воспитанники данных организаций будут интегрированы в единый воспитательный процесс. Обучение этих детей будет осуществляться в соответствующих образовательных организациях города Москвы.
При Департаменте функционирует "горячая линия" по приему информации о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В последние годы одной из востребованных форм социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является деятельность отделений дневного пребывания социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, в которых ежегодно проходят реабилитацию около 2 тыс. детей.
Учреждения социальной защиты населения обеспечивают постинтернатную адаптацию выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях обеспечения комплексной социальной поддержки семей с детьми в системе социальной защиты населения города Москвы функционирует сеть отделений по работе с детьми в территориальных центрах социального обслуживания и центрах социального обслуживания и центрах социальной помощи семье и детям.
В 2013 году на семейные формы воспитания переданы 1 916 детей, из них 179 детей усыновлены. При этом в целях развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, старшего возраста и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-инвалидов, а также повышения уровня социальной защищенности и материальной поддержки приемных семей, принявших на воспитание указанных детей, с 2014 года в городе Москве реализуется пилотный проект по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов.
В результате реализации пилотного проекта только в течение 2014 года предполагается передать в приемные семьи 100 детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых около 60% будут дети старше 10 лет или дети-инвалиды.
Несмотря на широкую сеть государственных учреждений, оказывающих услуги по уходу, социальному обслуживанию и организации досуга льготных категорий граждан, не удается удовлетворить спрос в данных услугах в полном объеме. Возрастает потребность в новых формах социального обслуживания, в том числе с использованием компьютерных информационных технологий. Не в полном объеме дифференцированы платные услуги в зависимости от нуждаемости получателей таких услуг (их дохода). В наименьшей степени удовлетворен спрос на услуги для инвалидов и семей с детьми. Эта проблема требует расширения спектра и форм оказания услуг, включая создание мобильных бригад, предоставляющих услуги инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, службы персональных помощников, внедрения в практику инновационных форм реабилитации и оздоровления детей и молодых инвалидов, нестационарных форм обслуживания семей с детьми, создания групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в центрах социальной помощи семье и детям.
Лучшие практики привлечения внебюджетных средств для расширения ресурсной обеспеченности сети учреждений уже сформировались в городе Москве, но не получили в полной мере должного распространения. Развитие данного направления должно определить вектор модернизации системы социальной защиты населения.
По охвату социальными выплатами город Москва отличается высоким уровнем социальной защищенности населения. По оценкам Департамента треть жителей получает хотя бы один вид социальных выплат из регионального бюджета, которые формируют 3% доходов населения в целом или 9% доходов семей, получающих данные выплаты. По душевым расходам на социальную политику город Москва является безусловным лидером.
В связи с включением в Государственную программу показателей развития отраслей с учетом средств федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов общий объем средств на реализацию мероприятий Государственной программы в 2012-2018 годах составляет 6 348 583 951,1 тыс. рублей (приложение 4 к Государственной программе).
2. Прогноз развития сферы социальной поддержки населения. Планируемые результаты и показатели Государственной программы
Для оценки эффективности деятельности системы социальной поддержки населения предлагается использовать три макроэкономических показателя. Их выбор обусловлен тем, что они реально учитывают эффекты, генерируемые системой социальной поддержки населения, и направлены на повышение уровня жизни населения, борьбу с бедностью, снижение социального неравенства.
Первый показатель - доля населения с доходом ниже величины прожиточного минимума (ключевой показатель эффективности (далее - КПЭ) 1 уровня). Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Государственной программы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством представления мер социальной поддержки, направленных на увеличение доходов граждан.
Введение данного показателя в качестве целевого предполагает, что мероприятия как Государственной программы в целом, так и входящих в ее состав подпрограмм, должны ориентироваться на необходимость и, в конечном счете, способствовать снижению уровня бедности населения в городе Москве на основе социальной поддержки граждан.
Прогнозируемое снижение данного показателя будет обеспечиваться за счет реализации в рамках Государственной программы мероприятий, обеспечивающих последовательное расширение, в том числе в рамках совершенствования федерального законодательства и законодательства города Москвы, адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости, как при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, так и при организации социального обслуживания населения и социальной поддержки семьи с детьми. Планируемые значения показателя к 2018 году снизятся с 10% в 2012 году до 9,5%.