Действующий
Постановление Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 451-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение" на 2012-2018 годы"
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, постановлением Правительства Москвы от 4 марта 2011 г. N 56-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ города Москвы" и в целях повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунального комплекса города Москвы, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг, привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс Правительство Москвы постановляет:
В соответствии с
1. Утвердить Государственную программу города Москвы "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение" на 2012-2018 годы (
Государственная программа
города Москвы "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение" на 2012-2018 годы
Паспорт
Государственной программы города Москвы "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение" на 2012-2018 годы
Наименование Государственной программы города Москвы | Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение на 2012-2018 годы | ||||||||||||||||||||
Цели Государственной программы города Москвы | 1. Гарантированное обеспечение к 2018 году потребителей города Москвы необходимым набором коммунальных услуг нормативного качества при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры города Москвы.2. Снижение энергоёмкости ВРП (валового регионального продукта) | ||||||||||||||||||||
Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | N п/п | Наименование конечного результата | Единица измерения | 2010 год факт | 2011 год факт | 2012 год факт | 2013 год факт | 2014 год факт | 2015 год прогноз | 2016 год прогноз | 2017 год прогноз | 2018 год прогноз | |||||||||
1 | Доля воды в городе Москве, обеззараженной новыми методами (гипохлорит натрия) | процентов | 25 | 25 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||||||||||
2 | Износ сетей электроснабжения | процентов | 65,2 | 64,9 | 65,4 | 62,1 | 60,6 | 59,2 | 57,8 | 56,3 | 54,8 | ||||||||||
3 | Потребление возобновляемой энергии | процентов | X | X | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 2,5 | 3 | 3,5 | 4 | ||||||||||
4 | Износ коллекторного хозяйства | процентов | 25 | 25 | 19 | 18 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | ||||||||||
5 | Износ тепловых сетей: разводящие сети | процентов | 43,5 | 43,4 | 43,8 | 43,6 | 43,5 | 43,4 | 43,3 | 43,3 | 43,2 | ||||||||||
6 | Износ тепловых сетей: магистральные сети | процентов | 46,5 | 46,5 | 46,6 | 46,4 | 45,3 | 45,3 | 45,2 | 45,2 | 45,1 | ||||||||||
7 | Износ газопровода: подземные сети | процентов | 36,5 | 36,8 | 36,7 | 36,7 | 36,4 | 35,7 | 35,7 | 35,6 | 35,4 | ||||||||||
8 | Доля домов, в которых летнее отключение горячей воды по факту составило 10 дней и менее | процентов | 0 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | ||||||||||
9 | Износ сетей водоотведения поверхностного стока | процентов | 43,83 | 44,5 | 44,7 | 44,49 | 44,28 | 44,18 | 43,97 | 43,75 | 43,55 | ||||||||||
10 | Энергоемкость ВРП (валового регионального продукта) | кг у.т./тыс. рублей | 4,5 | 4,2 | 4,1 | 3,9 | 3,8 | 3,6 | 3,4 | 3,4 | 3,4 | ||||||||||
11 | Обеспеченность населения городскими общественными туалетами | количество туалетов/ 1000 человек | 0,03 | 0,03 | 0,03 | 0,04 | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,08 | ||||||||||
12 | Установленная электрическая мощность | МВт | 9614,8 | 10022,4 | 10687,2 | 10927,65 | 11367,9 | 11947,9 | 11712,9 | 11657,9 | 11552,9 | ||||||||||
13 | Суммарная экономия тепловой энергии | млн Гкал | 2,38 | 2,21 | 1,58 | 1,63 | 1,09 | 1,33 | 1,34 | 1,34 | 1,34 | ||||||||||
14 | Суммарная экономия электрической энергии | млн кВт ч | 958,97 | 809,42 | 1153 | 975,73 | 819,23 | 965,81 | 787,7 | 759,34 | 709,78 | ||||||||||
15 | Суммарная экономия воды | млн куб. м | 41,6 | 37,95 | 111,06 | 17,69 | 36,54 | 20,51 | 20,32 | 19,36 | 19,36 | ||||||||||
16 | Суммарная экономия газа | млн куб. м | 547,83 | 535,56 | 449,24 | 573,24 | 392,79 | 606,93 | 607,03 | 607 | 607 | ||||||||||
17 | Доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети, несоответствующих установленным требованиям, в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды (Москва без учёта ТиНАО) | процентов | X | X | 0,02 | 0,01 | 0,1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
18 | Доля проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети ТиНАО, несоответствующих установленным требованиям, в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды | процентов | X | X | X | 28 | 14 | 31 | 31 | 31 | 31 | ||||||||||
19 | Доля сточных вод, неподвергающихся очистке, в общем объеме сточных вод, сбрасываемых в централизованные общесплавные системы водоотведения | процентов | X | X | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||
20 | Сокращение выбросов парниковых газов | тыс. тонн экв. (диоксида углерода) | X | X | 657,66 | 1038,73 | 991,73 | 425,52 | 851,03 | 931,34 | 841,58 | ||||||||||
21 | Увеличение объемов твердых бытовых отходов жилищного сектора города, переработанных и выделенных во вторичные материальные ресурсы | тыс.тонн | 826 | 826 | 826 | 866 | 1082 | 1261 | 1303,5 | 1345,9 | 1345,9 | ||||||||||
22 | Количество заявок на подключение к сетям, неудовлетворенных в установленный срок | штук | 241 | 91 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||||||||||
Задачи Государственной программы города Москвы | 1. Обеспечение безаварийного и бесперебойного электроснабжения потребителей города Москвы.2. Повышение надежности энергосистемы.3. Определение прогнозных тепловых нагрузок по районам города Москвы и городу Москве в целом на 2012-2018 годы.4. Снижение уровня износа подземных газопроводов.5. Снижение уровня износа коллекторного хозяйства.6. Повышение надежности работы систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с нормативными требованиями.7. Создание новых и модернизация имеющихся мощностей объектов поверхностного стока.8. Улучшение архитектурно-художественных качеств световой среды города Москвы в вечерне-ночное время в соответствии с концепцией единой световой среды.9. Обеспечение инженерными коммуникациями существующих и строящихся объектов застройки города Москвы.10. Сохранение устойчивого функционирования и развитие систем инженерно-коммунальной инфраструктуры.11. Повышение степени использования сырьевого потенциала коммунальных отходов.12. Совершенствование централизованной системы обращения с отходами.13. Создание условий для привлечения инвестиций в инфраструктуру города: государственно-частное партнерство, энергосервисные контракты (договора).14. Формирование тарифной политики, стимулирующей экономию ресурсов.15. Снижение себестоимости производства топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).16. Сокращение потребления первичного топлива (газа) при производстве электрической и тепловой энергии.17. Снижение удельных показателей потребления электрической и тепловой энергии, воды и природного газа, сокращение потерь энергоресурсов.18. Сокращение выбросов продуктов сгорания при выработке тепловой и электрической энергии, в том числе выбросов вредных веществ.19. Повышение осведомленности населения по вопросам энергосбережения. | ||||||||||||||||||||
Координатор Государственной программы города Москвы | Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства | ||||||||||||||||||||
Ответственные исполнители подпрограмм | Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы | ||||||||||||||||||||
Соисполнители подпрограмм | Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы,Департамент здравоохранения города Москвы,Департамент культуры города Москвы,Департамент городского имущества города Москвы,Департамент образования города Москвы,Департамент социальной защиты населения города Москвы,Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы,Департамент физической культуры и спорта города Москвы,Департамент развития новых территорий города Москвы,Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы,Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы,Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы,Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы,Департамент строительства города Москвы,Департамент торговли и услуг города Москвы,Департамент информационных технологий города Москвы,Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы,Департамент капитального ремонта города Москвы,Департамент градостроительной политики города Москвы,Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства,Комитет государственного строительного надзора города Москвы,Префектура Восточного административного округа города Москвы,Префектура Западного административного округа города Москвы,Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,Префектура Северного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,Префектура Центрального административного округа города Москвы,Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,Префектура Южного Административного округа города Москвы,Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы | ||||||||||||||||||||
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы | Наименование Государственной программы города Москвы | Источник финансирования | Расходы (тыс. рублей) | ||||||||||||||||||
2010 год | 2011 год | 2012 год факт | 2013 год факт | 2014 год факт | 2015 год прогноз | 2016 год прогноз | 2017 год прогноз | 2018 год прогноз | Итого | ||||||||||||
Государственная программа города Москвы "Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережение" на 2012-2018 годы | Всего: | X | X | 235 438 001,8 | 257 682 130,9 | 161 119 374,8 | 175 013 376,8 | 150 879 510,0 | 146 364 098,1 | 143 132 523,1 | 1 269 629 015,5 | ||||||||||
бюджет города Москвы | 54 576 647,90 | 39 370 975,80 | 44 185 387,9 | 48 324 380,8 | 44 581 653,9 | 47 987 690,5 | 42 538 350,5 | 45 788 235,1 | 45 788 235,1 | 319 193 933,8 | |||||||||||
средства федерального бюджета | X | X | 65 824,8 | 4 592 793,8 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 4 658 618,6 | |||||||||||
средства юридических и физических лиц | X | X | 191 186 789,1 | 204 764 956,3 | 116 537 720,9 | 127 025 686,3 | 108 341 159,5 | 100 575 863,0 | 97 344 288,0 | 945 776 463,1 | |||||||||||
Этапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы | Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016Этап 6: 01.01.2017-31.12.2017Этап 7: 01.01.2018-31.12.2018 |
1. Характеристика текущего состояния сфер коммунально-инженерной инфраструктуры и энергосбережения и их основные проблемы
Москва - столица Российской Федерации, ее самостоятельный субъект, административный центр Центрального федерального округа (ЦФО), центр Московской агломерации.
В 2012 году территория и численность населения столицы существенно изменились: ее площадь благодаря присоединенным территориям увеличилась с 1 июля 2012 г. более чем вдвое, после чего Москва укрепила свои позиции в. списке крупнейших по численности населения городов мира.
За годы рыночных реформ Москва, воспользовавшись преимуществами своего столичного статуса, сумела установить контроль над основными финансовыми и товарными потоками в стране, а также модернизировать свою экономику и начать развиваться как мировой город.
Численность населения города постоянно растет. Столица притягивает к себе значительную часть населения не только из соседних областей и других регионов России, но и из стран дальнего и ближнего зарубежья. Въезд в столицу на постоянное место жительства и приток временных мигрантов содействуют экономическому росту и развитию города, решению его демографических проблем.
Необходимо отметить, что в 2014 году особенно динамично шло развитие территории ТиНАО. С начала года в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы (далее также - ТиНАО) было введено 2,6 млн кв. м недвижимости. Из них более 1,5 млн кв. м - жилье, остальное - объекты офисного, промышленного, социального и иного назначения. На многоэтажное строительство приходится более 975,6 тыс.кв.м, на малоэтажное более 141,0 тыс.кв.м, на индивидуальное жилищное строительство более 385,6 тыс.кв.м. Естественно, все это требует дальнейшего развития систем инженерно-коммунальной инфраструктуры, включая строительство новых и реконструкцию существующих объектов города Москвы, в том числе с учетом применения энергосберегающих и инновационных технологий.
Энергосистема города Москвы является крупнейшей в Российской Федерации. Установленная мощность электростанций энергосистемы на 1 января 2015 г. составила 11 367,9 МВт.
На территории московской энергосистемы действуют электрические сети напряжением 750, 500, 220, 110 кВ и ниже.
Московская энергосистема имеет внешние электрические связи с Костромской, Тверской, Ярославской, Рязанской, Владимирской, Смоленской, Калужской и Тульской энергосистемами. Блок-схема внешних электрических связей Московской энергосистемы представлена на рисунке 1.1.
К наиболее значимым компаниям, оказывающим услуги по передаче электрической энергии на территории города Москвы, относятся:
Величина установленной мощности на присоединенных к Москве территориях относительно невелика, генерирующие компании представлены только ОАО "Мобильные ГТЭС" (газотурбинная электростанция (далее - ГТЭС) на ПС "Новосырово"). Основным поставщиком услуг по передаче электроэнергии на территориях Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы является ОАО "МОЭСК".
Необходимо отметить, что для Москвы характерно преобладание тепловой генерации. ОАО "Мосэнерго" является крупнейшей генерирующей компанией Московского региона, а также самой крупной территориальной генерирующей компанией (далее - ТГК) в России. В производственные активы компании включены 11 электростанций, находящихся на территории Москвы. В 2014 году был введен в эксплуатацию энергоблок парогазовая установка (далее - ПГУ) на теплоэлектроцентрали-16 (далее - ТЭЦ), что позволило увеличить установленную мощность на 420 МВт.
Помимо ОАО "Мосэнерго", теплофикационные парогазовые установки ПГУ установлены на газотурбинной электростанции (далее - ГТЭС) "Терешково" и теплоэлектростанции (далее - ТЭС) Международная, осуществляющей энергоснабжение Московского международного делового центра "Москва-Сити" и прилегающих территорий города.
Паросиловое теплофикационное оборудование установлено также на экспериментальной ТЭЦ ОАО "ВТИ" (12 МВт), ОАО "ТЭЦ ЗИЛ" (125 МВт) и НИУ МЭИ "ТЭЦ МЭИ" (10 МВт).
В производственные активы второй по величине установленной мощности компании города: ОАО "МОЭК": входят четыре объекта производства электрической энергии (три газотурбинных установки (далее - ГТУ) и одна ПГУ-ТЭС общей электрической мощностью 165,6 МВт.
Важнейшей проблемой энергетической отрасли в настоящее время является старение основного оборудования электростанций.
Общая протяженность линий электропередачи (далее - ЛЭП) всех классов напряжения в городе Москве в новых административных границах в настоящее время составляет 96 377 км по трассе и 98 103 км по цепям. Из общего числа линий 17 315 км линий (по цепям) являются воздушными и 80 787 км линий - кабельными. Общие данные о протяженности линий электропередач приведены в таблице 1.2.
Наименование электросетевых компаний | Класс напряжения (кВ), доля (процент) | Всего ЛЭП, тыс. км | в том числе | |||
ВЛ, тыс. км | КЛ, тыс. км | |||||
по трассе | по цепям | по трассе | по цепям | |||
Электросетевые компании города Москвы с учетом ТиНАО, в том числе: | 500 кВ | 0,093 | 0,093 | 0,085 | 0,085 | 0,008 |
220 кВ | 0,810 | 1,221 | 0,411 | 0,672 | 0,549 | |
35-110 кВ | 1,386 | 1,957 | 0,679 | 1,223 | 0,734 | |
6-20 к В | 52,057 | 52,197 | 1,249 | 1,379 | 50,819 | |
0,38 кВ | 42,031 | 42,634 | 13,380 | 13,956 | 28,677 | |
Доля ЛЭП 35-110 кВ и выше в общей протяженности ЛЭП г. Москвы | 2,38% | 3,33% | 7,43% | 11,43% | 1,60% | |
Электросетевые компании города Москвы без учета ТиНАО | 500 кВ | 0,059 | 0,059 | 0,051 | 0,051 | 0,008 |
220 кВ | 0,667 | 1,017 | 0,268 | 0,468 | 0,549 | |
35-110 кВ | 1,083 | 1,465 | 0,376 | 0,731 | 0,734 | |
6-20 кВ | 47,637 | 47,651 | 0,052 | 0,066 | 47,585 | |
0,38 кВ | 40,061 | 40,247 | 12,201 | 12,387 | 27,860 | |
Доля ЛЭП 35-110 кВ и выше в общей протяженности ЛЭП города Москвы | 2,02% | 2,81% | 5,37% | 9,12% | 1,68% | |
Электросетевые компании на территории ТиНАО | 500 кВ | 0,034 | 0,034 | 0,034 | 0,034 | 0,000 |
220 кВ | 0,143 | 0,204 | 0,143 | 0,204 | 0,000 | |
35-110 кВ | 0,303 | 0,492 | 0,303 | 0,492 | 0,000 | |
6-20 кВ | 4,419 | 4,546 | 1,197 | 1,313 | 3,233 | |
0,38 кВ | 1,969 | 2,386 | 1,179 | 1,569 | 0,817 | |
Доля ЛЭП 35-110 кВ и выше в общей протяженности ЛЭП города Москвы | 6,98% | 9,53% | 16,79% | 20,21% | 0,00% |