(Действующий) Постановление Правительства г. Москвы от 20 сентября 2011 г. N 431-ПП...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Более подробно мероприятия 2012-2013 годов в сфере культуры описаны в подпрограммах Государственной программы.

1.2. Территориальное развитие в сфере культуры

Помимо отраслевого развития в сфере культуры в 2012-2013 годах Правительство Москвы уделило особое внимание территориальному развитию в сфере культуры путем привлечения к проведению мероприятий в городе Москве организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры, а также разработки и внедрения эффективной системы поддержки реализации социокультурных проектов. В данном направлении с 2013 года осуществляют деятельность следующие государственные бюджетные учреждения культуры города Москвы:
- Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Московское агентство по развитию территорий средствами культуры" содействует развитию культуры на территории города Москвы, не входящей в Центральный административный округ города Москвы;
- Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Центр культурных инициатив Троицкого и Новомосковского административных округов" реализует проекты, направленные на повышение качества, разнообразия и доступности объектов культуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, и способствующие преодолению дефицита услуг в сфере культуры;
- Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы Центр поддержки социокультурных проектных инициатив "Творческая Москва" координирует модернизацию учреждений культуры клубного типа и осуществляет развитие проектных инициатив в культурно-досуговой сфере (в т.ч. инициатив субъектов малого и среднего предпринимательства).
Также в Департаменте культуры города Москвы созданы территориальные структурные подразделения - управления культурной и молодежной политики в административных округах города Москвы, главными функциями которых являются:
- разработка и реализация окружных программ развития сферы культуры;
- содействие партнерству государственных учреждений культуры города Москвы и негосударственных некоммерческих организаций, органов государственной власти и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (далее - представителей бизнеса);
- выявление и поддержка творческих и культурных инициатив жителей города Москвы; повышение качества и расширение перечня культурно-досуговых предложений в административных округах города Москвы.
Правительство Москвы проводит активную политику вовлечения специалистов в сфере подготовки и реализации социокультурных проектов, юриспруденции и финансового менеджмента к управлению в сфере культуры в административных округах города Москвы и созданию при учреждениях культуры города Москвы экспертных, наблюдательных и попечительских советов.
Развитию в сфере культуры в административных округах города Москвы способствует проведение мероприятий, в которых принимают участие несколько государственных учреждений культуры (далее - общегородских сетевых акций), получивших широкое освещение в средствах массовой информации и высокую оценку жителей города Москвы (о чем свидетельствуют показатели их посещаемости):
1) культурные акции "Ночь в музее", "Ночь музыки", "Библионочь", "Ночь искусств" и др.;
2) специальные проекты государственных учреждений культуры города Москвы, проведенные за пределами Центрального административного округа города Москвы, - картирование объектов культуры и учреждений культуры, расположенных на территории Северного, Восточного и Юго-Западного административных округов города Москвы "Округа. Культурный путеводитель", театральный фестиваль "Октябрьский переворот", фотопроект "Люди на местах", конкурс "Новая Москва - достойно внимания!" в Троицком и Новомосковском административных округах города Москвы.
Важным стандартом общегородских сетевых акций является предложение при их проведении качественных и востребованных культурных продуктов (т.е. материальных или нематериальных продуктов, удовлетворяющих культурные потребности) и услуг в Центральном административном округе города Москвы и за его пределами.
Помимо крупных социально значимых акций, Правительство Москвы организует фестивали городского уровня: Новогодний фестиваль, фестиваль "Пешком на Масленицу", Пасхальный фестиваль, субботник "Чистый город", летний фестиваль "Лучший город Земли" и зимний фестиваль "Лучший город зимы". Общее количество праздничных программ возросло до 919 (с 15 - по данным 2012 года), а мероприятия в сфере культуры (далее - культурные мероприятия) были проведены во всех административных округах города Москвы. Аудитория мероприятий составила более 7103 тыс. человек.
Важным проектом 2013 года стал "Граффити-фестиваль", проведенный в рамках общегородского фестиваля "Лучший город Земли". Он позволил привлечь уличных художников к изменению облика города Москвы. Кроме того, был создан механизм вовлечения жителей города Москвы в преображение городского общественного пространства - разработан сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://lgz-moscow.ru, где любой житель города Москвы может оставить заявку на создание граффити-объекта в определенном месте в городе Москве. По итогам данного проекта летом 2013 года по всему городу было создано 150 объектов уличного искусства.
Государственное автономное учреждение культуры города Москвы "Московская дирекция массовых мероприятий" осуществляет организацию культурно-массовых и досуговых мероприятий. Все акции проводятся с привлечением как государственных учреждений культуры города Москвы, так и негосударственных организаций при широком межведомственном взаимодействии органов государственной власти города Москвы и федеральных органов государственной власти.

1.3. Молодежная политика и поддержка гражданских инициатив

В 2013 году прекратил свою деятельность Департамент семейной и молодежной политики города Москвы в связи с его реорганизацией в форме присоединения к Департаменту культуры города Москвы. Однако работа с молодежью и создание условий для самореализации и развития молодых граждан осталась одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Москвы.
В городе Москве по данным Федеральной службы государственной статистики численность молодежи составляет 2305 тыс. человек. Москва является одним из самых молодых городов Европы - каждый пятый житель города относится к числу молодежи.
В городе Москве создана система молодежных общественных объединений, включающая в себя студенческие организации в образовательных организациях высшего образования, районные и окружные молодежные советы, молодежные организации различных профессиональных, культурных, национальных и политических направленностей.
В основу молодежной политики в городе Москве положен матричный принцип - определены 120 категорий молодежи (40 категорий по интересам, в каждой из которых есть три возрастных подгруппы: 14-17, 18-23, 24-30 лет). Данный механизм позволяет построить систему последовательного обеспечения потребностей в сфере культуры молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.
Однако, несмотря на то, что сложившаяся в предыдущие годы форма работы с молодежью обладает большим потенциалом, в настоящее время она не может быть вполне реализована. Требуется изменение формы поддержки молодежных инициатив со стороны государства и негосударственных организаций.

1.4. Проведение исследований в сфере культуры

Разработка эффективной стратегии социокультурного развития города Москвы требует непрерывного мониторинга изменений в сфере культуры, изучения влияния проведения культурных мероприятий на места их проведения, а также учета мнения жителей и экспертов.
В настоящее время основная научно-исследовательская деятельность организована и проводится на базе Государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения города Москвы "Московский институт социально-культурных программ" (далее - МИСКП).
В 2013 году МИСКП реализовал исследовательский проект, одной из задач которого являлась оценка уровня развития сферы культуры во всех административных округах города Москвы. Полученные данные уникальны и могут быть использованы в целях развития культурной жизни в городе Москве в течение ближайших лет.
На протяжении последних двух лет МИСКП занимается изучением международных методик оценки качества жизни населения города Москвы и уровня развития городской среды, а также механизмов регулирования (в т.ч. правового) культурной жизни в городе Москве, в России и за рубежом. МИСКП проводит исследования, позволяющие определить проблемы развития отдельных государственных учреждений культуры города Москвы, а также оказывает методическую и консультационную поддержку Департаменту культуры города Москвы и другим участникам культурной жизни в городе Москве.
Проведение указанной научно-исследовательской деятельности необходимо для оценки результатов реализации государственной политики в сфере культуры города Москвы, я# оценки эффективности деятельности отдельных государственных учреждений культуры и проведения культурных мероприятий.

1.4. Ключевые приоритеты и проблемы развития сферы культуры

Исходя из высокого потенциала и высокого значения инфраструктуры учреждений культуры в городе Москве (далее - культурной инфраструктуры города Москвы), можно выделить следующие приоритеты развития сферы культуры:
1) создание благоприятных условий для формирования человеческого капитала города Москвы;
2) создание современной комфортной городской среды в целях повышения удовлетворенности жителей города Москвы и привлечения в сферу культуры квалифицированных специалистов;
3) интеграция города Москвы в мировые культурные процессы, формирование образа города Москвы как культурной столицы.
В целях дальнейшего совершенствования и развития культурной инфраструктуры города Москвы необходимо устранить выявленные недостатки в деятельности государственных учреждений культуры города Москвы, а также определить, как изменились за последние десятилетия образ жизни жителей города Москвы и роль культуры и искусства в жизни столицы.
Основные проблемы, препятствующие развитию в сферы культуры, можно свести к следующим:
- территориальные диспропорции культурной инфраструктуры города Москвы;
- слабые механизмы поддержки культурных инициатив и формирования конкурентной среды в сфере культуры;
- неэффективная коммуникация с аудиторией государственных учреждений культуры города Москвы;
- ограниченное использование возможностей государственно-частного партнерства в сфере культуры;
- несоответствие программы культурных мероприятий города Москвы современным запросам населения города Москвы;
- нехватка квалифицированных специалистов в сфере культуры, неудовлетворительное состояние материально-технического оснащения ряда учреждений культуры.

1.4.1. Территориальные диспропорции

Низкий уровень развития культурной жизни в районах города Москвы, расположенных за пределами Центрального административного округа города Москвы, отрицательно сказывается на регулярно повторяющейся активности жителей города Москвы, связанной с производством или потреблением культурных продуктов и услуг (далее - культурных практиках), и развитии городских общественных пространств.
По данным социологических исследований лишь 8% жителей города Москвы проводят свободное время в пределах района города Москвы, в котором они проживают, 11% - в "пределах своего двора", 23% - совершают регулярные поездки в Центральный административный округ города Москвы, а почти 50% жителей города проводят свободное время "дома, в квартире". В конкуренции за свободное время жителей города Москвы государственные учреждения культуры "проигрывают" торгово-развлекательным центрам и другим коммерческим организациям.
Показатели качества жизни в административных округах города Москвы, удаленных от центра города Москвы, значительно ниже, чем в Центральном административном округе, что выражается в низком "уровне доверия" местных жителей к органам государственной власти города Москвы и невысоких показателях их участия в жизни города. Кроме того, поездки в центр для посещения государственных учреждений культуры города Москвы и культурных мероприятий сопряжены с ощутимыми временными и финансовыми издержками.
Присоединение к Москве Троицкого и Новомосковского административных округов, площадь которых в 2,4 раза превосходит территорию города Москвы до изменения границ, стало событием, радикально изменившим состояние сферы культуры. Приоритетом работы на территории, присоединенной к городу Москве, становится обеспечение доступности культурных услуг и благ для населения).
В результате резкого ускорения роста численности населения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы большое количество людей не обладают достаточной информацией о социально-культурной инфраструктуре своего района, никак не идентифицируют себя со своим районом и своим городом. Кроме того, в связи с проведением масштабных строительных# возникает деформация уже существующей социокультурной среды.
Развитие инфраструктуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы не успевает за ростом его населения. Государственные учреждения культуры города Москвы не способны полностью удовлетворить культурно-досуговые потребности жителей. Проекты жилой застройки новых районов города Москвы зачастую - не учитывают необходимость создания объектов культурной инфраструктуры. В связи с этим Троицкий и Новомосковский административные округи# города Москвы требуют использования принципиально иных управленческих подходов и инвестиционной политики в сфере культуры по сравнению с другими административными округами города Москвы.