Действующий
Наименование показателя | Значение показателя для марки | Метод испытания | |
Б-92 | Б-91/115 | ||
1 Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина, не более | 2,0 | 2,5 | По ГОСТ 28828, ГОСТ 13210и 9.3 настоящего стандарта |
2 Детонационная стойкость: | |||
октановое число по моторному методу, не менее | 91,5 | 91 | По ГОСТ 32340, ГОСТ 511 |
сортность на богатой смеси, не менее | - | 115 | По ГОСТ 3338, 9.2 настоящего стандарта, стандарту [1]* |
3 Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее | 42737·10 (10200) | 42947·10 (10250) | По ГОСТ 21261 |
4 Фракционный состав: | ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 | ||
температура начала перегонки, °С, не ниже | 40 | ||
10% отгоняется при температуре, °С, не выше, | 82 | ||
50% отгоняется при температуре, °С, не выше | 105 | ||
90% отгоняется при температуре, °С, не выше | 145 | ||
97,5 отгоняется при температуре, °С, не выше | 180 | ||
остаток, %, не более | 1,5 | ||
потери, %, не более | 1,5 | ||
5 Давление насыщенных паров, кПа | 29,3-49,0 | По ГОСТ 1756 | |
6 Кислотность, мг КОН/100 см бензина, не более | 1,0 | 0,3 | По ГОСТ 5985, ГОСТ 11362 |
7 Температура начала кристаллизации, °С, не выше | -60 | По ГОСТ 5066 (метод Б) | |
8 Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более | Не нормируется, определение обязательно | 35 | По ГОСТ 6994 |
9 Содержание фактических смол, мг/100 см3 бензина, не более | 3 | По ГОСТ 1567 | |
10 Массовая доля серы, %, не более | 0,03 | По стандарту [2], ГОСТ 32139, ГОСТ 32403, ГОСТ 19121 | |
11 Испытание на медной пластинке | Выдерживает | По ГОСТ 6321 | |
12 Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307 | |
13 Содержание механических примесей и воды | Отсутствие | По 9.5 настоящего стандарта | |
14 Прозрачность | Прозрачный | По 9.5 настоящего стандарта | |
15 Цвет | Зеленый | По 9.5 настоящего стандарта | |
16 Период стабильности, ч, не менее | 8 | 12 | По ГОСТ 6667 |
17 Плотность при 20 °С, кг/м3 | Не нормируется, определение обязательно | По ГОСТ 3900 | |
Примечания1 Для авиационного бензина марки Б-92 допускается норма по показателю 2 "сортность на богатой смеси" не менее 100; определяется на стадии подготовки производства и гарантируется технологией производства.2 Для обеспечения требований по показателю 16 в авиационный бензин могут быть добавлены следующие антиокислители:2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол;2,4-диметил-6-трет-бутилфенол;2,6-ди-трет-бутилфенол;не менее 75% 2,6-ди-трет-бутилфенола плюс не более 25% смеси трет- и три-трет-бутилфенолов;не менее 75% ди- и три-изопропилфенола плюс не более 25% ди- и три-трет- бутилфенолов;не менее 72% 2,4-диметил-6-трет-бутилфенола плюс не более 28% монометил- и диметил-трет-бутилфенолов;параоксидифениламин;N,N'-ди-изопропил-пара-фенилендиамин;N,N'-ди-втор-бутил-пара-фенилендиамин.Предельная концентрация антиокислителя составляет 50 мг/кг. |
Марка | Цвет | Наименование красителя | Масса красителя, мг на 1 кг бензина |
Б-92 | Зеленый | Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый | 6,0±0,1 |
Б-91/115 | Зеленый | Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый | 6,0±0,1 |
Примечания1 Интенсивность окраски (концентрацию красителя) изготовитель определяет по ГОСТ 20924.2 При применении жирорастворимого зеленого антрахинонового красителя допускается цвет бензина зеленый с синеватым оттенком. |
6.1 Авиационный бензин до этилирования является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
6.2 Требования к предельно допустимым концентрациям авиационных бензинов в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.
6.3 Постоянный контакт кожных покровов с авиационными бензинами может вызвать острые воспаления и хронические экземы. Вдыхание паров авиационных бензинов оказывает вредное воздействие на кроветворные органы.
6.4 Компонент бензина тетраэтилсвинец - сильный яд, обладающий выраженным кумулятивным действием, вызывает нарушения центральной нервной системы, оказывает аллергическое воздействие, относится к 1-му классу опасности, предельно допустимая концентрация паров в воздухе рабочей зоны - 0,005 мг/м в соответствии с ГОСТ 12.1.005.
6.5 Авиационные бензины в соответствии с ГОСТ 12.1.044 представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, взрывоопасная концентрация паров которой в смеси с воздухом составляет 6%.
Температура самовоспламенения авиационных бензинов - от 380 °С до 475 °С, температура вспышки - от минус 34 °С до минус 38°С, область воспламенения - 0,98% об. - 5,48% об.; температурные пределы воспламенения: нижний - от минус 34 °С до минус 38 °С, верхний - от минус 10 °С до плюс 5 °С.
При возгорании авиационных бензинов применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, воздушно-механическую пену, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ и перегретый пар.
6.6 В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается использовать открытый огонь, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывозащищенном исполнении.
При работе с авиационными бензинами не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
6.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования авиационных бензинов, должны быть защищены от статического электричества в соответствии сГОСТ 12.1.018.
6.8 Помещения, в которых проводят работы с авиационными бензинами, должны быть снабжены обменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021.
Места возможного выделения химических веществ в воздух рабочей зоны должны быть оборудованы местными вытяжными устройствами.
6.9 Оборудование и аппараты процессов слива и налива авиационных бензинов должны быть герметизированы с целью исключения попадания бензинов в системы бытовой, промышленной и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву, а его паров - в воздушную среду.
6.10 При разливе авиационных бензинов необходимо собрать их в отдельную тару, место разлива протереть сухой тряпкой; при разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с утвержденными санитарными нормами.
6.11 При работе с авиационными бензинами применяют средства индивидуальной защиты согласно ГОСТ 12.4.011, ГОСТ 12.4.103, ГОСТ 12.4.111, ГОСТ 12.4.112 и утвержденным типовым отраслевым нормам.
В местах с содержанием паров авиационных бензинов, превышающим ПДК, разрешается работать только с применением средств защиты органов дыхания: кратковременно - фильтрующих противогазов с коробкой марки БКФ или ДОТ-600, долговременно - шланговых противогазов марки ПШ-1 или аналогичных им, указанных в ГОСТ 12.4.034.
6.12 При работе с авиационными бензинами необходимо соблюдать правила личной гигиены. При попадании авиационных бензинов на открытые участки тела необходимо их удалить и обильно промыть кожу теплой мыльной водой; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть глаза теплой водой.
6.13 Все работающие с авиационными бензинами должны проходить предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с установленными требованиями органов здравоохранения.
7.1 Основным средством охраны окружающей среды от вредных воздействий авиационных бензинов является использование герметичного оборудования в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием и хранением авиационных бензинов, а также строгое соблюдение технологического режима.
7.2 При производстве, хранении и применении авиационных бензинов должны быть предусмотрены меры, исключающие попадание бензинов в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.
7.3 Для охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами вредных веществ должен быть предусмотрен контроль за содержанием выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.
8.1 Авиационные бензины принимают партиями. Партией считают любое количество продукта, изготовленного в ходе непрерывного технологического процесса, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого одним документом о качестве (паспорт продукции), выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы.
- наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
- нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие авиационного бензина данной марки требованиям настоящего стандарта, технического регламента [3]*;
8.3 Сопроводительную документацию на партию авиационного бензина, выпускаемого в обращение, выполняют на русском языке и на государственном языке государства, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.
8.4 При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей проводят повторные испытания на пробе, вновь отобранной от той же партии.