Действующий
ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации
ГОСТ 11362-96 (ИСО 6619-88) Нефтепродукты и смазочные материалы. Число нейтрализации. Метод потенциометрического титрования
ГОСТ 21261-91 Нефтепродукты. Метод определения высшей теплоты сгорания и вычисление низшей теплоты сгорания
ГОСТ 32139-2013 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ 32340-2013 Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Условное обозначение авиационного бензина должно состоять из обозначения его марки со ссылкой на настоящий стандарт.
4.1 Авиационные бензины должны изготовляться по технологии, из сырья и компонентов, которые применялись при изготовлении образцов бензинов, прошедших квалификационные испытания с положительными результатами.
4.2 По физико-химическим и эксплуатационным показателям авиационные бензины должны соответствовать нормам и требованиям, приведенным в таблице 1.
Наименование показателя | Значение показателя для марки | Метод испытания | |
Б-92 | Б-91/115 | ||
1 Содержание тетраэтилсвинца, г/1 кг бензина, не более | 2,0 | 2,5 | По ГОСТ 28828, ГОСТ 13210и 9.3 настоящего стандарта |
2 Детонационная стойкость: | |||
октановое число по моторному методу, не менее | 91,5 | 91 | По ГОСТ 32340, ГОСТ 511 |
сортность на богатой смеси, не менее | - | 115 | По ГОСТ 3338, 9.2 настоящего стандарта, стандарту [1]* |
3 Удельная теплота сгорания низшая, Дж/кг (ккал/кг), не менее | 42737·10 (10200) | 42947·10 (10250) | По ГОСТ 21261 |
4 Фракционный состав: | ГОСТ ISO 3405, ГОСТ 2177 | ||
температура начала перегонки, °С, не ниже | 40 | ||
10% отгоняется при температуре, °С, не выше, | 82 | ||
50% отгоняется при температуре, °С, не выше | 105 | ||
90% отгоняется при температуре, °С, не выше | 145 | ||
97,5 отгоняется при температуре, °С, не выше | 180 | ||
остаток, %, не более | 1,5 | ||
потери, %, не более | 1,5 | ||
5 Давление насыщенных паров, кПа | 29,3-49,0 | По ГОСТ 1756 | |
6 Кислотность, мг КОН/100 см бензина, не более | 1,0 | 0,3 | По ГОСТ 5985, ГОСТ 11362 |
7 Температура начала кристаллизации, °С, не выше | -60 | По ГОСТ 5066 (метод Б) | |
8 Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более | Не нормируется, определение обязательно | 35 | По ГОСТ 6994 |
9 Содержание фактических смол, мг/100 см3 бензина, не более | 3 | По ГОСТ 1567 | |
10 Массовая доля серы, %, не более | 0,03 | По стандарту [2], ГОСТ 32139, ГОСТ 32403, ГОСТ 19121 | |
11 Испытание на медной пластинке | Выдерживает | По ГОСТ 6321 | |
12 Содержание водорастворимых кислот и щелочей | Отсутствие | По ГОСТ 6307 | |
13 Содержание механических примесей и воды | Отсутствие | По 9.5 настоящего стандарта | |
14 Прозрачность | Прозрачный | По 9.5 настоящего стандарта | |
15 Цвет | Зеленый | По 9.5 настоящего стандарта | |
16 Период стабильности, ч, не менее | 8 | 12 | По ГОСТ 6667 |
17 Плотность при 20 °С, кг/м3 | Не нормируется, определение обязательно | По ГОСТ 3900 | |
Примечания1 Для авиационного бензина марки Б-92 допускается норма по показателю 2 "сортность на богатой смеси" не менее 100; определяется на стадии подготовки производства и гарантируется технологией производства.2 Для обеспечения требований по показателю 16 в авиационный бензин могут быть добавлены следующие антиокислители:2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол;2,4-диметил-6-трет-бутилфенол;2,6-ди-трет-бутилфенол;не менее 75% 2,6-ди-трет-бутилфенола плюс не более 25% смеси трет- и три-трет-бутилфенолов;не менее 75% ди- и три-изопропилфенола плюс не более 25% ди- и три-трет- бутилфенолов;не менее 72% 2,4-диметил-6-трет-бутилфенола плюс не более 28% монометил- и диметил-трет-бутилфенолов;параоксидифениламин;N,N'-ди-изопропил-пара-фенилендиамин;N,N'-ди-втор-бутил-пара-фенилендиамин.Предельная концентрация антиокислителя составляет 50 мг/кг. |
Марка | Цвет | Наименование красителя | Масса красителя, мг на 1 кг бензина |
Б-92 | Зеленый | Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый | 6,0±0,1 |
Б-91/115 | Зеленый | Жирорастворимый зеленый 6Ж или жирорастворимый зеленый антрахиноновый | 6,0±0,1 |
Примечания1 Интенсивность окраски (концентрацию красителя) изготовитель определяет по ГОСТ 20924.2 При применении жирорастворимого зеленого антрахинонового красителя допускается цвет бензина зеленый с синеватым оттенком. |
6.1 Авиационный бензин до этилирования является малоопасным продуктом и по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.
6.2 Требования к предельно допустимым концентрациям авиационных бензинов в атмосферном воздухе населенных мест, в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, в почве и контроль концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливают в соответствии с утвержденными нормативными документами.
6.3 Постоянный контакт кожных покровов с авиационными бензинами может вызвать острые воспаления и хронические экземы. Вдыхание паров авиационных бензинов оказывает вредное воздействие на кроветворные органы.
6.4 Компонент бензина тетраэтилсвинец - сильный яд, обладающий выраженным кумулятивным действием, вызывает нарушения центральной нервной системы, оказывает аллергическое воздействие, относится к 1-му классу опасности, предельно допустимая концентрация паров в воздухе рабочей зоны - 0,005 мг/м в соответствии с ГОСТ 12.1.005.
6.5 Авиационные бензины в соответствии с ГОСТ 12.1.044 представляют собой легковоспламеняющуюся жидкость, взрывоопасная концентрация паров которой в смеси с воздухом составляет 6%.
Температура самовоспламенения авиационных бензинов - от 380 °С до 475 °С, температура вспышки - от минус 34 °С до минус 38°С, область воспламенения - 0,98% об. - 5,48% об.; температурные пределы воспламенения: нижний - от минус 34 °С до минус 38 °С, верхний - от минус 10 °С до плюс 5 °С.
При возгорании авиационных бензинов применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, воздушно-механическую пену, при объемном тушении - углекислый газ, состав СЖБ и перегретый пар.
6.6 В помещениях для хранения и эксплуатации авиационных бензинов запрещается использовать открытый огонь, искусственное освещение должно быть выполнено во взрывозащищенном исполнении.
При работе с авиационными бензинами не допускается использовать инструменты, дающие при ударе искру.
6.7 Емкости и трубопроводы, предназначенные для хранения и транспортирования авиационных бензинов, должны быть защищены от статического электричества в соответствии сГОСТ 12.1.018.
6.8 Помещения, в которых проводят работы с авиационными бензинами, должны быть снабжены обменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021.