Действующий
Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года определена главная цель - рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентноспособности экономики области. С точки зрения градостроительства - обеспечение архитектурно-планировочными средствами благоприятной среды жизнедеятельности населения. "Стратегией..." предлагается инновационный путь социально-экономического развития области, который предусматривает создание мощной технологической базы по приоритетным направлениям (в области информационно-коммуникационных, нано- и биотехнологий и т. д.), модернизацию энергетики, транспортного комплекса, модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, с целью повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения.
Изменение социально-экономической ситуации существенно влияет на градостроительную концепцию формирования и развития территорий. Во главу угла ставятся вопросы формирования "человеческого капитала" - приоритет отдается не столько экономике, сколько культуре жизнедеятельности, прежде всего, на формирование условий социальной среды, требуемые для обеспечения экологической стабильности и привлекательности населенных пунктов. Особенно это проявляется в крупных, крупнейших городах, имеющих наиболее разнообразный спектр положительных и отрицательных моментов в своей жизнедеятельности.
- основные направления преобразования территорий на основе экономического потенциала поселения и объективных закономерностей его развития;
Для положительного решения задач выбора направлений дальнейшего развития (преобразования территорий) области имеются следующие предпосылки:
- достаточность территориальных ресурсов для целей развития области, в направлении формирования городских и сельских поселений;
- огромный рекреационный потенциал территории (наличие лесных массивов, водных объектов, природных, исторических и культурных достопримечательностей);
- прохождение по территории области мощных широтных транспортных магистралей федерального и международного значения: автодорог М-5, 36, 51, Е-30, 123 и транссибирской железнодорожной магистрали Москва - Владивосток с ответвлениями в меридиональном направлении - на Екатеринбург и Оренбург и Казахстан;
- комплекс проблем, связанных с экономикой (конкурентоспособность, структура экономики, состояние основных фондов и т. д.);
- проблема обеспечения водой питьевого качества ряда муниципальных образований, в основном, в южной, юго-восточной части области;
- неблагоприятные планировочные условия на части территории области: наличие территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ВУРС); территорий, нарушенных хозяйственной деятельностью промышленных предприятий, заболоченные;
- расположение части городских и сельских поселений в зоне влияния радиоактивного источника загрязнения;
Масштабы градостроительного развития области предусматриваются, исходя из приоритетов социального и природоохранного характера: охраны окружающей среды и рационального использования естественных ресурсов.
2. Земли сельскохозяйственного назначения - 52054 км2 (58,8%), в т. ч. сельскохозяйственные угодья -47377 км2 (53,5%)
Данные по пп 1-5 приведены по информации Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (региональный доклад "О состоянии и использовании земель Челябинской области за 2006 год"), при этом в докладе оговорено, что правовое положение части земель не соответствуют законодательно установленным нормам, в частности, касается земель, находящихся под водными объектами, не отнесенных к категории водного фонда, национальных парков "Зюраткуль" и "Таганай", которые числятся в категории земель лесного фонда и т. д.
Вся территория области в соответствии законом Челябинской области "Об административно-территориальном устройстве Челябинской области" от 26.10.2006 г. N 66-ЗО делится на 16 городских округов и 27 муниципальных районов .
В состав городских округов входят 15 городов, 1 рабочий поселок и 94 сельских населенных пункта. Кроме того, города Челябинск и Магнитогорск делятся на городские районы (7 - в Челябинске и 3 - в Магнитогорске).
В состав муниципальных районов входят 27 городских поселений и 247 сельских поселений. Городские поселения включают в себя 15 городов, 12 рабочих поселков и 39 сельских населенных пунктов, сельские поселения - 1107 сельских населенных пункта.
Анализ современного использования территории свидетельствует: большая часть земель области (более 91%) - открытые пространства (зоны естественного ландшафта, земли лесного и водного фондов, земли сельскохозяйственного назначения).
По данным территориального органа Федеральной службы госстатистики по Челябинской области, численность населения области на 1 января 2007 года составила 3516,4 тыс. чел., в т.ч. городского - 2864,0 тыс. чел. (81,4%), сельского - 652,4 тыс. чел. (18,6%), по сравнению с 01.2006 г. уменьшилась на 14,9 тыс. чел., в т.ч. городского - на 11,7 и сельского - на 3,2 тыс.чел.
Из общего количества населения области в городских округах сосредоточено 2487,0 тыс. чел (70,7%) и в муниципальных районах - 1029,4 тыс. чел (29,3%).
Более 56% населения области сконцентрировано в крупнейшем, крупном и 3 больших городах ( г. Челябинск, г. Магнитогорск, г. Златоуст, г. Миасс, г. Копейск ).
В "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации", далее по тексту - "Концепция..." (Минэкономразвития России, 2007 год) даны прогнозы возможных демографических изменений:
- При сохранении сложившейся демографической ситуации - к 2020 году численность населения может сократиться на 2-2,7%.
- При росте благосостояния, социальной уверенности и активной демографической политике государства ожидается улучшение демографической ситуации - к 2020 году стабилизация на современном уровне, к 2025 г увеличение численности населения на 1-2,2%.
Исходя из устойчивых и инерционных демографических тенденций, наиболее реалистичным представляется 2 вариант, в котором, благодаря осуществлению соответствующих мер в области демографической политики и определенных усилий по повышению уровня жизни населения, ожидается улучшение демографической ситуации.