(Действующий) Свод правил СП 120.13330.2012 "СНиП 32-02-2003. Метрополитены"...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Разработку мер защиты строительных конструкций от коррозии следует выполнять по СП 28.13330 на основании оценки опасности агрессивного воздействия среды.
Исходные данные по агрессивным воздействиям следует принимать по материалам инженерно-геологических и инженерно-экологических изысканий по трассе линии, данным по загрязнению атмосферного воздуха.
5.20.2 Способы защиты строительных конструкций, сооружений и устройств необходимо выбирать на основании оценки агрессивного воздействия сред на материалы и конструкции по СП 28.13330 и требований по их первичной и вторичной защите.
5.20.3 Антикоррозионную защиту стальных конструкций следует выполнять по СП 28.13330 и СП 72.13330. При этом подготовка металлической поверхности должна выполняться согласно СП 72.13330 и отвечать 1-й степени очистки по обезжириванию и 2-й степени очистки по ГОСТ 9.402 от окислов (оксидов). Радиус закругления острых кромок следует принимать не менее 2 мм.
5.20.4 Расчет железобетонных конструкций подземных сооружений, подверженных воздействию агрессивных сред, необходимо выполнять с учетом требований к трещиностойкости и предельно допустимой ширине продолжительного раскрытия трещин по таблице 5.41.
Таблица 5.41
Степень агрессивного воздействия среды
Категория требований к трещиностойкости (над чертой) и предельно допустимая ширина продолжительного раскрытия трещин, мм (под чертой) конструкций, контактирующих с грунтом
Толщина защитного слоя со стороны контакта с грунтом**, мм
Марка бетона по водонепроницаемости, не менее
в зоне обводнения без гидроизоляции
в зоне обводнения с гидроизоляцией и в необводненной зоне
в зоне обводнения без гидроизоляции
в зоне обводнения с гидроизоляцией и в необводненной зоне*
Неагрессивная
1/-
3/0,2
30
W8
W6
Слабоагрессивная
1/-
3/0,15
30
W8
W6
Среднеагрессивная
1/-
3/0,1
35
W10
W8
Сильноагрессивная
1/-
2/0,1
35
W12
W8
* Распространяется на конструкции с арматурной сталью первой группы по СП 28.13330.** При использовании набрызг-бетона толщина защитного слоя может быть уменьшена на 10 мм.
5.20.5 Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости железобетонных конструкций, следует назначать в зависимости от климатических условий района строительства и условий увлажнения элементов конструкций водой или атмосферными осадками согласно таблице 5.42.
Таблица 5.42
Климатические условия со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца,°С, по СП 131.13330
Наземные конструкции на открытом воздухе
Подземные конструкции в зоне промерзания, контактирующие с грунтом
контактирующие с водой
контактирующие с грунтом
без навеса
под навесом
Умеренные, минус 10 и выше
200
150
100
100
100
Суровые, ниже минус 10 до минус 20 включительно
300
200
150
100
150
Особо суровые, ниже минус 20
400
300
200
150
200
Для конструкций, контактирующих с сильноминерализованными водами с содержанием солей более 1% массы, засоленными грунтами, растворами солей-антиобледенителей и подвергающихся циклическому замораживанию и оттаиванию, марку бетона по морозостойкости следует назначать и контролировать как для бетона дорожных покрытий по ГОСТ 10060.0.
5.20.6 На участках, расположенных в зонах, подверженных воздействию агрессивных сред, в первую очередь следует предусматривать следующие мероприятия по снижению агрессивных воздействий:
- при строительстве открытым способом на территориях, загрязненных агрессивными веществами (старые свалки, поля аэрации, площадки промышленных предприятий, загрязненные различными техническими продуктами), следует применять, при обосновании, замену загрязненного грунта на чистый грунт, нейтрализацию агрессивных веществ добавками в грунт. В необходимых случаях следует использовать экраны из бентонитовой глины, "стены в грунте", дренаж и т.п., удалять источники загрязнения грунта (химические производства, склады, автозаправочные станции и т.п.) от трассы метрополитена за пределы зоны их распространения;
- при строительстве закрытым способом на участках с грунтом, содержащим сульфиды (пирит, марказит), а также сульфатредуцирующие, тионовые и нитрифицирующие бактерии, по возможности следует исключать применение кессонного метода проходки или использовать специальные меры по защите строительных конструкций от агрессивных воздействий;
- не допускать прокладки нефте- и бензопроводов и других трубопроводов, транспортирующих агрессивные химические продукты в пределах зоны отвода территорий для строительства. Допускается пересечение нефте- и бензопроводами трассы линии с принятием мер, исключающих при их повреждении попадание нефтепродуктов в грунт в пределах вышеуказанной зоны.
5.20.7 Способы защиты подземных сооружений следует предусматривать с использованием:
- гидроизоляции;
- водонепроницаемых и коррозионно-стойких материалов обделок;
- нагнетания за обделку специальных растворов;
- герметизации стыков между элементами сборных обделок и деформационных швов, а также отверстий для нагнетания раствора и болтовых соединений.
5.20.8 Для защиты конструкций подземных сооружений со стороны контакта с агрессивным грунтом и грунтовыми водами следует предусматривать следующие способы (один из них или комбинации нескольких способов):
- покрытие слоем бетона или цементно-песчаного раствора;
- оклеечную изоляцию из листовых или рулонных материалов;
- обмазку или пропитку;
- металлизацию цинком или алюминием стальных элементов, дополнительную обработку полимерными материалами;
- катодную защиту.
5.20.9 Мероприятия по защите наружных поверхностей конструкций тоннелей следует назначать в зависимости от способа производства работ (закрытый или открытый) и типов обделок (сборная из чугунных, бетонных или железобетонных элементов, монолитная или монолитно-прессованная бетонная обделка).
5.20.10 Бетон и цементно-песчаный раствор, наносимые на поверхность конструкций в качестве изолирующего слоя, следует предусматривать плотной структуры (водонепроницаемость не менее W6) и коррозионно-стойкими к агрессивному воздействию среды. Коррозионная стойкость достигается применением соответствующих видов цементов, заполнителей, химических добавок с учетом требований СП 28.13330.
5.20.11 В подземных сооружениях, возводимых открытым способом, оклеечную изоляцию из листовых и рулонных материалов следует применять в общих случаях в качестве гидроизоляции, а при наличии средне- и сильноагрессивных сред - в виде химически стойких изоляционных материалов, защищающих конструкции от воздействия среды.
Гидроизоляционные покрытия могут одновременно применяться в качестве защиты от коррозии, если они обладают необходимой химической стойкостью и биостойкостью к конкретным агрессивным средам.
Листовую и рулонную изоляцию предусматривают с обеспечением сплошности и непроницаемости для жидкостей.
5.20.12 При применении гидроизоляции, предварительно наносимой на поверхность сборных элементов обделки, следует обеспечивать в стыках сборных элементов непроницаемость и стойкость, равнозначные предварительно наносимой гидроизоляции.
5.20.13 Наружная изоляция должна иметь защиту от механических повреждений. Для предупреждения разрыва оклеечной изоляции в местах устройства деформационных швов следует предусматривать компенсаторы.
5.20.14 Обмазки (битумные, гудроновые, битумно-полимерные, эпоксидные, эпоксидно-фурановые, эпоксидно-сланцевые и т.п.) для защиты поверхностей подземных конструкций следует применять с учетом их стойкости к агрессивному воздействию среды. В грунтах и грунтовых водах, загрязненных органическими веществами (масла, нефтепродукты, растворители), применение защитных рулонных, листовых, обмазочных материалов, а также композиций герметиков на основе битумов не допускается.
5.20.15 Защиту поверхности металлических элементов, недоступных для возобновления защитных покрытий, следует предусматривать эффективными долговечными противокоррозионными покрытиями. Во избежание повреждения противокоррозионных покрытий при сварке крепление элементов рекомендуется осуществлять с помощью болтовых соединений, защищенных от коррозии.
5.20.16 Защиту конструкций от биокоррозии надлежит предусматривать химически стойкими и биостойкими полимерными материалами, применяемыми для сильноагрессивных газовых и жидких сред согласно СП 28.13330.
5.20.17 Внутреннюю поверхность чугунных тюбингов и стальных конструкций на станциях, в пристанционных сооружениях, в перегонных тоннелях и в притоннельных сооружениях рекомендуется покрывать негорючими противокоррозионными составами, в первую очередь цементными и цементно-полимерными.
5.20.18 Борта чугунных тюбингов (зазоры в местах соприкосновения) в дополнение к существующим методам гидроизоляции и защиты от "щелевой" коррозии рекомендуется защищать углеводородными смазками (петролатум, технический вазелин) с добавлением улучшающих добавок (окисленный петролатум, каучук) и ингибиторов (по [17]).
Для предупреждения протечек и связанной с ними "щелевой" коррозии чугунных тюбингов швы в чугунной обделке следует зачеканивать свинцом или уплотнять упругоэластичными резиновыми неопреновыми уплотнителями.
Болтовые отверстия и отверстия для нагнетания следует уплотнять путем использования шайб и колец, изготовленных из коррозионно-стойких материалов.
Швы в сборных железобетонных обделках, зачеканенные расширяющимся цементом, рекомендуется покрывать эпоксидными, полиуретановыми или другими стойкими обмазками.

5.21 Защита сооружений и устройств метрополитенов от коррозии блуждающими токами

5.21.1 Защиту сооружений и устройств метрополитенов от коррозии блуждающими токами (электрокоррозии) следует предусматривать по ГОСТ 9.602 и требованиям настоящего свода правил.
5.21.2 Арматура железобетонных элементов и металлоконструкции метромостов и эстакад не должны иметь гальванической связи с ходовыми рельсами и с обделкой тоннелей.
5.21.3 На подземных участках линий, на мостах и эстакадах должны быть предусмотрены контрольно-измерительные пункты блуждающих токов.
5.21.4 В устройствах пути следует предусматривать:
- электрическую изоляцию ходовых рельсов путем установки изолирующих элементов (прокладок, втулок) в местах сопряжения деталей, находящихся под потенциалом рельсов, с поверхностью бетона, арматурой и т.п.;
- зазор не менее 50 мм между ходовыми рельсами, деталями рельсовых скреплений и путевым бетоном или щебеночным балластом, а также трубопроводами, кабелями, корпусами электрооборудования и другими заземленными конструкциями;
- электрическую изоляцию соединенных с ходовыми рельсами металлических частей стрелочных приводов от щебеночного балласта или путевого бетона и тоннельной обделки;
- пропитку деревянных шпал и шурупных отверстий в них антисептиками, не проводящими электрического тока. Шурупные отверстия не должны быть сквозными;