(Действующий) Свод правил СП 26.13330.2012 "СНиП 2.02.05-87. Фундаменты машин с...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Элементы верхнего строения фундаментов не допускается связывать с элементами и конструкциями здания.
Примечание - В виде исключения на элементы верхнего строения фундаментов машин допускается опирать вкладные участки перекрытия. В этом случае под опорами балок перекрытия необходимо предусматривать изолирующую прокладку, например, из фторопласта или других подобных материалов. Такие прокладки следует предусматривать также под опорами перекрытий и площадок обслуживания, установленных на стойках, опертых на нижние плиты (ростверка) фундаментов машин.
7.1.7 Нормативные динамические нагрузки (вертикальные и горизонтальные ), кН, от машин с вращающимися частями следует принимать по данным задания на проектирование, а при отсутствии этих данных допускается принимать равными:
, (103)
где - коэффициент пропорциональности, устанавливаемый по таблице 9;
s - число роторов;
- вес каждого ротора машины, кН.
Таблица 9
Машины
Коэффициент пропорциональности
Турбомашины
0,2
Электрические машины с частотой вращения , об/мин:
менее 500
0,1
от 500 до 750
0,1-0,15
от 750 до 1500
0,15-0,2
свыше 1500
0,2
Центрифуги (d - диаметр ротора, м)
Центробежные насосы
0,15
Дымососы и вентиляторы
,
но не менее 0,2
7.1.8 Динамические нагрузки от машин, соответствующие максимальному динамическому воздействию машины на фундамент, следует принимать сосредоточенными или распределенными и приложенными к элементам, поддерживающим подшипники (к ригелям, балкам, стенам) на уровне осей закладных деталей.
7.1.9 Для фундаментов турбомашин расчетную динамическую нагрузку в продольном горизонтальном направлении следует принимать по данным задания на проектирование, а при отсутствии этих данных допускается принимать равной 0,5 значения той же нагрузки в поперечном горизонтальном направлении; для остальных машин с вращающимися частями продольную нагрузку следует принимать равной нулю.
7.1.10 Нормативные нагрузки на фундаменты турбомашин, соответствующие моменту короткого замыкания , , и тяги вакуума в конденсаторе при гибком присоединении конденсатора , кН, следует принимать по заданию на проектирование или определять по формулам:
, (104)
. (105)
В формулах (104), (105):
N - номинальная мощность электрической машины, кВт;
- частота вращения машины, об/мин;
- коэффициент кратности вращающего момента при коротком замыкании, принимаемый по заданию на проектирование; в случае отсутствия в задание на проектирование допускается принимать равным 10;
100 - усилие тяги вакуума на 1 сечения трубопровода, ;
- площадь поперечного сечения соединительной горловины конденсатора с турбиной, .
7.1.11 При определении расчетных значений усилий в элементах фундаментов машин с вращающимися частями в каждое отдельное сочетание следует включать только одну из нагрузок, соответствующих динамическому воздействию машины: вертикальную силу и момент в вертикальной плоскости или горизонтальную силу и соответствующие ей моменты в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Нагрузка от тяги вакуума в конденсаторе учитывается в сочетаниях нагрузок как длительная статическая с коэффициентом надежности по нагрузке .
Сочетание, в которое входит момент короткого замыкания , является особым.
7.1.12 Нормативную монтажную нагрузку на верхней плите фундамента следует принимать по заданию на проектирование, но не менее 10 ; ее следует умножать на коэффициент надежности по нагрузке и коэффициент динамичности .
7.1.13 Расчет колебаний фундаментов всех видов машин с вращающимися частями сводится к определению максимальной амплитуды горизонтальных (поперечных) колебаний верхней плиты (для рамных фундаментов) или верхней грани фундамента (для массивных и стенчатых фундаментов); расчет следует производить в соответствии с указаниями подразделов 6.1 и 6.2. Расчет амплитуд вертикальных колебаний при отсутствии требований технического задания, как правило, не производится.
7.1.14 При расчетах колебаний значения расчетных динамических нагрузок следует определять на основании 5.2.21 и 7.1.7.
7.1.15 Для массивных и стенчатых фундаментов машин с вращающимися частями с частотой вращения более 1000 об/мин расчет колебаний допускается не производить.
7.1.16 Расчет колебаний опорной плиты агрегируемого оборудования производится как для массивных фундаментов. При этом в массу фундамента следует включать массу оборудования, опорной плиты и массу подстилающего слоя пола непосредственно под плитой и в примыкающей зоне на расстоянии 0,5 м от граней плиты.
В случае необходимости ограничения распространения колебаний от оборудования, смонтированного на железобетонных опорных плитах, в подстилающем слое пола следует устраивать сквозной шов.
7.1.17 При наличии в задании на проектирование фундамента технологических требований, ограничивающих перемещения и деформации фундамента из условий сохранения взаимного положения элементов машины и связанного с ней оборудования для обеспечения нормальной их эксплуатации, толщина нижней плиты фундамента определяется расчетом по деформациям в соответствии с указаниями приложения В. В этом случае эксцентриситет центра тяжести площади подошвы фундамента и линии действия равнодействующей статических нагрузок (см. 5.2.7) не нормируется при следующих дополнительных условиях: величины краевых давлений при внецентренном загружении фундамента не превосходят правой части формулы (1) более чем на 25%; расчет колебаний ведется с учетом эксцентриситета.

7.2 Фундаменты машин с кривошипно-шатунными механизмами

7.2.1 Требования настоящего раздела распространяются на проектирование фундаментов машин с кривошипно-шатунными механизмами, имеющих неуравновешенные силы и моменты, в том числе дизелей, поршневых компрессоров, мотор-компрессоров, лесопильных рам, локомобилей и т.п.
7.2.2 В состав исходных данных для проектирования фундаментов машин, указанных в 7.2.1, кроме материалов, перечисленных в подразделе 5.1, должны входить:
значения равнодействующих неуравновешенных (возмущающих) сил и моментов первой и второй гармоник от всех частей, места приложения сил и плоскости действия моментов;
расстояние от оси главного вала машины до верхней грани фундамента.
7.2.3 Фундаменты машин с кривошипно-шатунными механизмами следует проектировать массивными или стенчатыми, а в отдельных случаях для машин с вертикально расположенными кривошипно-шатунными механизмами допускается также предусматривать устройство рамных фундаментов.
7.2.4 Компрессоры, агрегируемые на заводе-изготовителе при помощи железобетонных опорных плит с электродвигателями или двигателями внутреннего сгорания мощностью до 400 кВт, допускается устанавливать без фундаментов на подстилающий слой пола. Расчет колебаний и крепление железобетонной опорной плиты к подстилающему слою пола должны осуществляться с учетом требований 7.1.4 и 7.1.16.
7.2.5 На фундаменты машин допускается свободно опирать отдельные площадки и стойки, а также вкладные участки перекрытий между смежными фундаментами, не соединенные с конструкциями зданий.
Примечание - Опирание элементов конструкций здания на фундаменты машин допускается в виде исключения при наличии обоснования.
7.2.6 Расчет прочности элементов конструкций фундаментов следует производить с учетом требований 5.2.20 и 5.2.21, причем в формуле (2) следует принимать - нормативную динамическую нагрузку, соответствующую наибольшей амплитуде первой или второй гармоники возмущающих нагрузок машины, устанавливаемой в задании на проектирование.
7.2.7 При определении амплитуд колебаний фундаментов горизонтальных машин расчет допускается ограничивать только вычислением амплитуды колебаний в направлении, параллельном скольжению поршней, и не учитывать влияние вертикальной составляющей возмущающих сил.
При расчете амплитуд колебаний фундаментов вертикальных машин допускается:
расчет амплитуд горизонтальных колебаний ограничить только для направления, перпендикулярного главному валу машины;
расчет амплитуд вертикальных колебаний производить только с учетом влияния вертикальной составляющей возмущающих сил.
Для фундаментов машин с угловым расположением цилиндров расчет амплитуд вынужденных колебаний следует производить с учетом как вертикальной, так и горизонтальной составляющей возмущающих сил и моментов машины для плоскости фундамента, перпендикулярной главному валу машины.
7.2.8 Расчет колебаний фундаментов машин с кривошипно-шатунными механизмами следует производить в соответствии с указаниями подраздела 6.2, причем значения нормативных возмущающих сил первой или второй гармоники следует принимать по заданию на проектирование.
7.2.9 В случае, если из двух гармоник возмущающих сил и моментов одна составляет менее 20% другой и ее частота отличается более чем на 25% от собственной частоты колебаний фундамента, то при расчете амплитуд вынужденных колебаний ее не учитывают; в остальных случаях расчет амплитуд следует производить для каждой из первых двух гармоник возмущающих сил и моментов. При этом расчетные значения амплитуд колебаний фундамента для каждой гармоники не должны превышать предельно допустимых значений, приведенных в таблице 5.
7.2.10 Для второй гармоники возмущающих сил и моментов значения амплитуд горизонтальных и вертикальных колебаний и следует определять по тем же формулам, что и для первой гармоники, заменив в формулах значение угловой частоты вращения машины на .

7.3 Фундаменты кузнечных молотов

7.3.1 В состав исходных данных для проектирования фундаментов кузнечных молотов, кроме материалов, указанных в подразделе 5.1, должны входить: