(Действующий) Свод правил СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги"...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
12.7 При строительстве обходов населенных пунктов их трассы следует прокладывать по возможности с подветренной стороны. В целях обеспечения дальнейшей реконструкции дорог расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов принимают в соответствии с их генеральными планами.
12.8 При необходимости для снижения влияния строящихся автомобильных дорог и сооружений на них на окружающую среду предусматривают строительство защитных сооружений (экраны, ограждения, валы, древесно-кустарниковые насаждения или специальные конструкции земляного полотна, обеспечивающие уменьшение распространения загрязнений), а также дорожные покрытия, обеспечивающие пониженный уровень шума при движении автомобилей.
12.9 При пересечении трассой дороги сложившихся путей миграции животных предусматривают на дорогах категорий I-III строительство специальных сооружений (ограждения, переходы и пропускные сооружения, скотопрогоны и т.п.). Конструкцию и число переходов и пропускных сооружений необходимо принимать на основании данных о путях миграции в зависимости от количества, видовых морфометрических и поведенческих особенностей мигрирующих животных. На дорогах иных категорий допускается применение организационных мероприятий по ограничению режима, скорости и времени движения дорожными знаками и иными средствами регулирования движения.
12.10 При определении мест переходов автодорог через водотоки, выборе конструкций и отверстий искусственных сооружений следует учитывать необходимость обхода мест нагула и нерестилищ рыб, назначения сроков проведения строительных работ с учетом периода массового нереста и выклева рыб, недопущение нарушения гидрологического режима рек, изменения береговой линии, сечения водотоков, активизации русловых процессов.
При строительстве или реконструкции мостовых переходов на рыбохозяйственных водных объектах по согласованию и техническим условиям, полученным в установленном законодательством порядке, в проектах необходимо предусматривать мероприятия по сохранению рыбных запасов.
12.11 На площадях земель, нарушаемых при строительстве автомобильных дорог, плодородный слой почвы снимают и складируют в отведенных местах.
Плодородный почвенный грунт используют для укрепления земляного полотна и дорожных сооружений, а также при рекультивации нарушенных при строительстве земель. Не следует снимать плодородный слой почвы с вечномерзлых грунтов и в иных местах, где его снятие может привести к нарушению устойчивости.
Примечание: К плодородному слою почвы относятся гумуссированные грунты состава от глинистого до супесчаного, удовлетворяющие по физическому и химическому составу требованиям ГОСТ 17.5.1.03.
12.12 Все земельные участки, предоставленные во временное пользование для нужд строительства дороги, по окончании строительства должны быть приведены в состояние, пригодное для дальнейшего использования с учетом технических условий владельцев и пользователей земель. Не используемые после окончания реконструкции дороги участки существующих дорог должны быть приведены в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
12.13 При прокладке трасс дорог по высокопродуктивным пахотным, орошаемым, осушаемым или иным ценным угодьям в целях сокращения площадей отвода земель земляное полотно рекомендуется предусматривать без устройства кювет-резервов и кавальеров.
12.14 При назначении конструктивных решений земляного полотна, водоотводных и водопропускных сооружений, обеспечивают защиту угодий от размыва и заиления, заболачивания, нарушения растительного и дернового покрова, нарушения гидрологического режима водотоков и природного уровня грунтовых вод. Поперечные сечения и продольные уклоны канав допускается принимать по СП 104.13330. Отверстия труб и других водоотводных сооружений должны обеспечивать пропуск летних паводков с подтоплением сельскохозяйственных угодий на сроки, не превышающие установленных в СП 104.13330.
Во избежание эрозии земель вследствие концентрации водных потоков следует предусматривать укрепление русел и выходов из водоотводных сооружений.
12.15 Для автодорог в зоне проведения мелиоративных работ предусматривают увязку строительных решений. При строительстве дорог на заболоченных или обводненных землях изменение их режима вследствие сооружения автомобильной дороги допускается только в увязке с проектами мелиорации соответствующих территорий.
12.16 При сооружении насыпей через болота с поперечным по отношению к трассе дороги движением воды в водонасыщенном горизонте предусматривают мероприятия, исключающие изменение режима болота путем отсыпки насыпи или ее нижней части из дренирующих материалов, устройство вдоль земляного полотна продольных канав, и если это необходимо, искусственных сооружений и т.п.
12.17 На дорогах в пределах водоохранных зон предусматривают организованный сбор воды с поверхности проезжей части с последующей ее очисткой или отводом в места, исключающие загрязнение водных объектов. Качество сбрасываемых очищенных сточных вод в водные объекты должно удовлетворять установленным требованиям.
12.18 При прокладке дорог через населенные пункты предусматривают покрытия дорожных одежд и тип укрепления обочин, исключающие пылеобразование. На остальных участках дорог с переходными и низшими покрытиями предусматривают обработку покрытий обеспыливающими веществами, а при необходимости защитные мероприятия, ограничивающие ширину запыленной зоны.
12.19 Для предотвращения загрязнения полосы отвода автомобильных дорог бытовым мусором при необходимости предусматривают площадки для установки контейнеров для мусора.
При прокладке трассы в хвойных лесах на сухих почвах по согласованию с органами лесного хозяйства следует предусматривать за границами полосы отвода противопожарные минерализованные полосы. Ширина этих полос принимается по правилам пожарной безопасности в лесах.
12.20 Выбор материалов для строительства, ремонта и содержания дороги должен осуществляться с учетом прямого и косвенного влияния на экологическую обстановку в период как строительства, так и эксплуатации дороги.
12.21 Производственные базы, здания и сооружения дорожно-эксплутационной службы и дорожного сервиса, временные базы строительных организаций рекомендуется размещать с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к селитебной территории. Местоположение и условия размещения постоянных и временных предприятий по производству дорожно-строительных материалов принимают по согласованиям в установленном законом порядке.
Территории временных баз строительных организаций должны иметь спланированную поверхность, быть ограждены, иметь специально оборудованные площадки для заправки техники, сбора и уничтожения отходов и мусора, туалеты, системы для сбора и очистки вод.
Размещение временных баз строительных организаций в прибрежных полосах водных объектов допускается только при необходимости непосредственного примыкания площадки предприятия к водоемам по согласованию с органами по регулированию использования и охране вод в соответствии с законодательством.
Временные базы строительных организаций, требующие устройства грузовых причалов или пристаней, следует размещать по течению реки ниже селитебной территории на расстоянии не менее 200 м по согласованию с органами по регулированию использования и охраны вод и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
12.22 Во избежание нарушения путей сообщения местных жителей, увеличения временных затрат на дорогу к местам работы, отдыха и пунктам медицинского обслуживания, расчленения сельскохозяйственных угодий, ухудшения условий движения для сельскохозяйственной техники, гужевого транспорта, велосипедистов, пешеходов, прогона скота предусматривают устройство подъездов к населенным пунктам, пешеходных и велосипедных дорожек, а также сооружений для связи разобщенных территорий. При сооружении новых дорог категорий рассматривают варианты отказа от совмещения их с местными дорогами попутного движения.

Приложение А (справочное) Характеристика уровней удобства движения

Таблица А.1
Уровень удобства движения
z
с
p
Характеристика потока автомобилей
Состояние потока
Эмоциональная загрузка водителя
Удобство работы водителя
Экономическая эффективность работы дороги
А
<0,2
>0,9
<0,1
Автомобили движутся в свободных условиях, взаимодействие между автомобилями отсутствует.
Свободное
Низкая
Удобно
Неэффективная
Б
0,2-0,45
0,7-0,9
0,1-0,3
Автомобили движутся группами, совершается много обгонов.
Частично связанное
Нормальная
Малоудобно
Малоэффективная
В
0,45-0,7
0,55-0,7
0,3-0,7
В потоке еще существуют большие интервалы между автомобилями, обгоны затруднены.
Связанное
Высокая
Неудобно
Эффективная
Г-а
0,7-1
0,4-0,55
0,7-1,0
Сплошной поток автомобилей, движущихся с малыми скоростями.
Насыщенное
Очень высокая
Очень неудобно
Неэффективная
Г-б
1,0
Поток движется с остановками, возникают заторы.
Плотное насыщенное
То же
То же
То же
Примечания
1 Коэффициент загрузки движения Z вычисляется по формуле Z = N / P,
где N - интенсивность движения (существующая или перспективная), легковых авт./ч;
Р - практическая пропускная способность, легковых авт./ч.
2 Коэффициент скорости движения С вычисляют по формуле ,
где - средняя скорость движения при рассматриваемом уровне удобства, км/ч;
- скорость движения в свободных условиях при уровне удобства А, км/ч.
3 Коэффициент насыщения движением р вычисляется по формуле ,
где - средняя плотность движения при рассматриваемом уровне, авт./км; - максимальная плотность движения, авт./км.

Приложение Б (обязательное) Дорожно-климатическое районирование

2925 × 1726 пикс.     Открыть в новом окне
Примечания
1 При соответствующем обосновании общее дорожно-климатическое районирование территории России может уточняться в рамках отдельных субъектов Федерации
2 Кубань и западную часть Северного Кавказа следует относить к III дорожно-климатической зоне.
3 При проектировании участков дорог в приграничных зонах при обосновании данными о грунтово-гидрологических и почвенных условиях, а также исходя из практики эксплуатации дорог в районе допускается принимать проектные решения как для смежной (северной или южной) зоны.
4 В горных районах дорожно-климатические зоны следует определять с учетом высотного расположения объектов проектирования, принимая во внимание природные условия на данной высоте.
5 Разделение на подзоны следует учитывать при определении расчетной влажности при расчетах на прочность и морозоустойчивость дорожных одежд, выполняемых по специальным нормативным документам.
Таблица Б.1
Зона и подзона
Примерные географические границы
I
Севернее линии Нивский - Сосновка - Новый Бор - Щельябож - Сыня - Суеватпуль - Белоярский - Ларьяк - Усть-Озерное - Ярцево - Канск - Выезжий Лог - Усть-Золотая - Сарыч - Сеп - Новоселово - Артыбаш - Иню - государственная граница - Симоново - Биробиджан - Болонь - Многовершинный. Включает зоны тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов
Севернее линии Нарьян-Мар - Салехард - Курейка - Трубка Удачная - Верхоянск - Дружина - Горный Мыс - Марково
Восточнее линии устье р. Нижняя Тунгуска - Ербогачен, Ленск - Бодайбо - Богдарин и севернее линии Могоча - Сковородино - Зея - Охотск - Палатка - Слаутсткое. Ограничена с севера подзоной
От южной границы вечной мерзлоты до южной границы подзоны
II
От границы зоны I до линии Тула - Нижний Новгород - Ижевск - Томск - Канск. На Дальнем Востоке от границы зоны I до государственной границы. Включает зону лесов с избыточным увлажнением грунтов
С севера и востока ограничена зоной I, с запада - подзоной , с юга - линией Рославль - Клин - Рыбинск - Березники - Ивдель
С севера ограничена подзоной ; с запада - подзоной , с юга - зоной III, с востока и юга - границей зоны I
С севера ограничена государственной границей, с запада - границей с подзоной , с юга - линией Рославль - Клин - Рыбинск, с востока - линией Псков - Смоленск - Орел
С севера ограничена подзоной , с запада - подзоной , с юга - границей с зоной III, с востока - линией Смоленск - Орел - Воронеж
III
От южной границы зоны II до линии Белгород - Самара - Магнитогорск - Омск - Бийск - Туран. Включает лесостепную зону со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы
Ограничена с севера зоной II, с запада - подзоной , с юга - зоной IV, с востока - зоной I
С севера ограничена зоной II, с запада - подзоной , с юга - зоной IV, с востока - линией Смоленск - Орел - Воронеж
IV
От границы зоны III до линии Буйнакск - Кизляр - Волгоград и далее в сторону границы с Казахстаном в широтном направлении. Включает степную зону с недостаточным увлажнением грунтов
V
К юго-западу и югу от границы зоны IV и включает пустынную и пустынно-степную зоны с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов

Приложение В (обязательное) Классификация типов местности и грунтов

Таблица В.1 - Типы местности по характеру и степени увлажнения
Тип местности
Признаки и зависимости от дорожно-климатических зон
I
II
III
IV
V
1-й
Поверхностный сток обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи грунтов; мощность деятельного слоя более 2,5 м при непросадочных грунтах влажностью менее 0,7 Поверхностный сток обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы слабо- и среднеподзолистые или дерново-подзолистые без признаков заболачиванияПоверхностный сток обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы серые, лесные слабоподзолистые, в северной части зоны - темно-серые лесные и черноземы оподзоленные и выщелочныеПоверхностный сток обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы - черноземы тучные или мощные, в южной части зоны - южные черноземы, темно-каштановые и каштановые почвыГрунтовые воды не влияют на увлажнение; почвы в северной части бурые, в южной - светлобурые и сероземы
2-й
Поверхностный сток не обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы тундровые с резко выраженными признаками заболачивания; мощность сезоннооттаивающего слоя от 1,0 до 2,5 м при наличии глинистых просадочных грунтов влажностью более 0,8 Поверхностный сток не обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы средне- и сильноподзолистые и полуболотные с признаками заболачиванияПоверхностный сток не обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы подзолистые или полуболотные с признаками оглеения, в южной части - лугово-черноземные солонцы и солодиПоверхностный сток не обеспечен; грунтовые воды не влияют на увлажнение верхней толщи; почвы - сильносолонцеватые черноземы, каштановые, солонцы и солодиГрунтовые воды не влияют на увлажнение; почвы - солонцы, такыры, солончаковые солонцы и реже солончаковатые солонцы и реже солончаки
3-й
Грунтовые или длительно (более 30 сут) стоящие поверхностные воды оказывают влияние на увлажнение верхней толщи грунтов; почвы тунжровые и болотные; торфяники; мощность сезоннооттаивающего слоя до 1 м при наличии глинистых сильнопросадочных грунтов, содержащих в пределах двойной мощности сезонного оттаивания линзы льда толщиной более 10 смГрунтовые воды или длительно (более 30 сут) стоящие поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи; почвы торфяно-болотные или полуболотныеТо же, что для зоны IIГрунтовые воды или длительно (более 30 сут) стоящие поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи; почвы болотные или полуболотные, солончаки и солончаковатые солонцыГрунтовые воды или длительно (более 30 сут) стоящие поверхностные воды влияют на увлажнение верхней толщи; почвы - солончаки и солончаковатые солонцы; постоянно орошаемые территории
Примечания: