(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 29 октября 2014 г....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Постановление Правительства Челябинской области от 29 октября 2014 г. N 522-П "О государственной программе Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2015 - 2025 годы"

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство Челябинской области постановляет:
Мой комментарий
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2015 - 2025 годы.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 341-П "О государственной программе Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2014 год" (Южноуральская панорама, 16 ноября 2013 г., N 174, спецвыпуск N 40);
Мой комментарий
2) постановление Правительства Челябинской области от 22.04.2014 г. N 178-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 341-П" (Южноуральская панорама, 26 июня 2014 г., N 93, спецвыпуск N 25);
3) постановление Правительства Челябинской области от 13.08.2014 г. N 385-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 341-П" (Южноуральская панорама, 30 сентября 2014 г., N 150, спецвыпуск N 40).
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Челябинской области
С.Л. Комяков
Утверждена
Мой комментарий
постановлением Правительства
Челябинской области
от 29 октября 2014 г. N 522-П

Государственная программа Челябинской области
"Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2015-2025 годы

Паспорт
государственной программы Челябинской области "Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области" на 2015-2025 годы

Ответственный исполнитель государственной программыМой комментарий
-
Министерство образования и науки Челябинской области
Основная цель государственной программы
-
создание в муниципальных образованиях Челябинской области равных возможностей для получения качественного дошкольного образования
Основные задачи государственной программы
-
удовлетворение потребности всех социально-демографических групп и слоев населения Челябинской области в услугах по дошкольному образованию, присмотру и уходу за детьми;модернизация и качественное улучшение содержания, форм и методов организации дошкольного образования в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее именуется - ФГОС ДО);содействие формированию современной и доступной среды в дошкольных образовательных организациях, расположенных на территории Челябинской области;развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования
Целевые индикаторы и показатели государственной программы
-
охват детей 1-7 лет дошкольным образованием;доступность дошкольного образования для детей 3-7 лет;доступность дошкольного образования для детей от 1,5 до 3 лет;доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее именуются - ОВЗ) и детей-инвалидов;удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций, расположенных на территории Челябинской области (далее именуются - ДОО), в возрасте 3-7 лет, охваченных образовательными программами дошкольного образования, соответствующими требованиям ФГОС ДО;удельный вес воспитанников ДОО, получающих платные дополнительные услуги;удельный вес педагогических и руководящих работников ДОО, прошедших в течение последних 3 лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку
Этапы и сроки реализации государственной программы
-
срок реализации государственной программы - 2015-2025 годы. Реализация государственной программы осуществляется в 3 этапа: 1 этап - 2015-2016 годы; 2 этап - 2017-2020 годы; 3 этап - 2021-2025 годы
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы
-
затраты на реализацию государственной программы - 29 778 983,1 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 29 621 460,8 тыс. рублей, из местных бюджетов - 157 522,3 тыс. рублей.Объем бюджетных ассигнований государственной программы по годам:2015 год - 9424087,7 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 9370469,2 тыс. рублей; из местных бюджетов - 53618,5 тыс. рублей;2016 год - 10156838,6 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 10125495,8 тыс. рублей; из местных бюджетов - 31342,8 тыс. рублей;2017 год - 10150851,6 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 10125495,8 тыс. рублей; из местных бюджетов - 25355,8 тыс. рублей;2018 год - 18039,6 тыс. рублей, в том числе: из местных бюджетов - 18039,6 тыс. рублей;2019 год - 14582,0 тыс. рублей, в том числе: из местных бюджетов - 14582,0 тыс. рублей;2020 год - 14583,6 тыс. рублей, в том числе: из местных бюджетов - 14583,6 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации государственной программы
-
реализация мероприятий государственной программы должна обеспечить к 2025 году:охват детей 1-7 лет дошкольным образованием на уровне 97 процентов;доступность дошкольного образования для детей 3-7 лет на уровне 100 процентов;доступность дошкольного образования для детей от 1,5 до 3 лет на уровне 100 процентов;доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов на уровне 100 процентов;увеличение удельного веса численности воспитанников ДОО в возрасте 3-7 лет, охваченных образовательными программами дошкольного образования, соответствующими требованиям ФГОС ДО, до 100 процентов;увеличение удельного веса воспитанников ДОО, получающих платные дополнительные услуги, до 20 процентов;увеличение удельного веса педагогических и руководящих работников ДОО, прошедших в течение последних 3 лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, до 100 процентов

Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Дошкольное образование в Челябинской области обеспечивают 1644 образовательные организации, в которых воспитывается 208,6 тысячи детей 1-7 лет, что составляет 79,1 процента от общей численности детей указанной возрастной группы (в среднем по Российской Федерации - 65,6 процента). Достигнутый уровень доступности дошкольного образования превышает среднероссийские показатели, но при этом не является достаточным для решения стратегических задач государственной политики в сфере образования, определенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и другими нормативными правовыми актами.
Равенство возможностей для получения качественного дошкольного образования предполагает обеспечение его территориальной, возрастной, социальной и экономической доступности для всех социально-демографических групп и слоев населения.
В Челябинской области в очереди на устройство в ДОО зарегистрировано 74,8 тысячи человек, в том числе нуждающихся в получении места в ДОО в 2014-2015 учебном году, но не получивших его к 1 сентября 2014 года, - 27 тысяч детей (актуальная очередь), из них в возрасте 3-7 лет - 2,4 тысячи человек. При этом состояние доступности дошкольного образования характеризуется территориальной и возрастной неравномерностью.
Значения показателей охвата детей 1-7 лет дошкольным образованием в муниципальных образованиях Челябинской области варьируется от 55,7 процента до 98,1 процента. В среднем по Челябинской области охват дошкольным образованием детей от трех до семи лет составляет 96,7 процента, детей от полутора до трех лет - 48 процентов. Срок ожидания в очереди в ДОО в среднем по Челябинской области составляет 2,2 года от даты рождения ребенка, но в различных муниципальных образованиях Челябинской области значение этого показателя также вариабельно. В одних муниципальных образованиях Челябинской области место в ДОО предоставляется в день обращения за получением услуги, в других муниципальных образованиях Челябинской области родители ожидают своей очереди на ее получение от года до четырех лет, из-за чего автоматически ограничивается доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет. Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от двух месяцев до полутора лет обеспечивается лишь в отдельных городах Челябинской области, тогда как в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев, и, следовательно, соответствующие группы в ДОО должны быть во всех муниципальных образованиях Челябинской области. Важно и то, что группы для детей от двух месяцев до полутора лет являются одной из эффективных форм профилактики социального сиротства и поддержки материнства в период его совмещения с получением образования.
Существенными факторами, определяющими масштаб проблемы территориальной доступности дошкольного образования, являются:
рост численности детей дошкольного возраста, продолжающийся с 2001 года. Достижение порогового максимума численности детей дошкольного возраста прогнозируется в 2017 году;
значительный перегруз проектной мощности 862 ДОО (57 процентов от общего числа), которые укомплектованы детьми с превышением нормативов наполняемости групп.
Решение проблемы территориальной доступности дошкольного образования в Челябинской области обеспечивается реализацией:
соглашения Правительства Челябинской области с Министерством образования и науки Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на модернизацию региональных систем дошкольного образования;
государственной программы Челябинской области "Капитальное строительство в Челябинской области на 2014-2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. N 348-П "О государственной программе Челябинской области "Капитальное строительство в Челябинской области на 2014-2017 годы".
Поддерживаемые указанными документами объемы открытия дополнительных мест в ДОО из-за бюджетных ограничений не соответствуют темпам увеличения численности детей (таблица 1).
Таблица 1
Наименование показателя
Единица меры
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
Годовой прирост численности детей 1-7 лет
человек
8645
8490
11451
13373
Открытие дополнительных мест в ДОО
мест
3327
7919
6270
8834
Частный сектор системы дошкольного образования (19 детских садов; 2,5 тысячи детей, что составляет 1,2 процента от общего количества воспитанников ДОО) также не проявляет тенденцию к росту. В результате ситуация с нехваткой мест постоянно усугубляется.
Состояние социальной доступности дошкольного образования в Челябинской области характеризуется недостатком мест в организациях коррекционной и оздоровительной направленности для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В 2014 году в группах коррекционной и оздоровительной направленности содержится 32,3 тысячи детей, что составляет 61 процент от реальной потребности.
Общий дефицит мест в ДОО ограничивает возможности развития коррекционного и инклюзивного образования в целом ряде территорий Челябинской области, так как в перечень необходимых условий приема в ДОО ребенка с особыми образовательными потребностями входит не только доступная среда, но и пониженный норматив комплектования групп детьми. Одна из основных проблем, требующих комплексного решения, - несоответствие медицинских кабинетов коррекционных образовательных организаций лицензионным требованиям осуществления медицинской деятельности.
Неравенство доступа к коррекционному образованию определяется еще и территориальной спецификой. В целом ряде средних и крупных городов Челябинской области ДОО оказывают коррекционную помощь по всем видам нарушений развития, но в большинстве сел и малых городов Челябинской области коррекционное образование не осуществляется. Основная проблема - отсутствие специалистов-дефектологов. Подготовка данной категории специалистов осуществляется в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет" в объеме, достаточном для покрытия потребности в кадрах, но привлечение их в сельскую местность и малые города Челябинской области требует принятия специальных мер со стороны органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области. Затраты на коррекцию развития ребенка в период дошкольного детства высокоэффективны и являются одним из самых значительных резервов повышения результативности общего образования.
Состояние экономической доступности дошкольного образования в Челябинской области поддерживается в нормативных и рекомендательных рамках, заданных федеральными нормативными правовыми актами и поручениями Правительства Российской Федерации. Устанавливаемые органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области размеры платы родителей за присмотр и уход за детьми в муниципальных ДОО не превышают 20 процентов от стоимости содержания ребенка в муниципальных ДОО.
Проблема доступности дошкольного образования тесно связана с проблемами его качества и соответствия требованиям ФГОС ДО, который был утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Внедрение ФГОС ДО в практику работы требует принятия дополнительных мер, связанных с материально-техническим, технологическим, методическим обеспечением образовательного процесса, созданием доступной и развивающей среды.
Ключевая роль в процессах модернизации дошкольного образования, перехода к обеспечению его соответствия требованиям ФГОС ДО отводится кадрам, обучению, повышению профессиональной компетенции педагогов, работающих в организациях системы дошкольного образования. Современные подходы к организации работы с кадрами включают новые, еще не опробованные на практике управленческие механизмы, такие как профессиональный стандарт педагога, эффективный контракт. В соответствии с комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец от 28 мая 2014 г. N 3241п-П8, основными направлениями повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций являются:
внедрение профессионального стандарта педагога;
модернизация педагогического образования;
обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников;
повышение социального статуса и престижа профессии педагога.
Все эти направления необходимо реализовывать в Челябинской области, максимально используя возможности региональных организаций профессионального и дополнительного образования.
Определяющее значение для решения проблемы доступности дошкольного образования имеет предстоящая смена фазы демографического цикла в возрастной группе детского населения 1-7 лет. В период с 2017 до 2031 года прогнозируется снижение численности детей дошкольного возраста, после чего ожидается новый подъем демографической волны.
Суммарная проектная мощность сети зданий ДОО составляет 189,8 тысячи мест. При этом сверх установленных норм в них содержится 24,3 тысячи детей, еще 8,7 тысячи детей получают дошкольное образование в дошкольных отделениях 135 общеобразовательных организаций, которые в среднесрочной перспективе будут использованы для размещения школьных классов в связи с подъемом демографической волны в возрастном диапазоне 8-18 лет.
Таким образом, при общем снижении численности детей 1-7 лет к 2031 году до 205,5 тысячи открытие дополнительных мест, запланированное в мероприятиях настоящей государственной программы, является экономически оправданным, так как не влечет за собой необходимости перепрофилирования зданий новых ДОО даже в отдаленной перспективе при условии локализации нового строительства и реконструкции зданий ДОО на территориях Челябинской области с максимальным дефицитом мест в ДОО. 100-процентную доступность дошкольного образования для детей 3-7 лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" необходимо обеспечить к 2016 году. Решение проблемы дефицита мест в ДОО для детей 1,5-3 лет, детей с ОВЗ и детей-инвалидов целесообразно максимально совместить со сменой фазы демографического цикла и уменьшением общей численности детей 1-7 лет к 2031 году. Развитию частного сектора системы дошкольного образования необходимо уделять внимание на всех этапах ликвидации дефицита мест в ДОО.
В целом масштабность и неоднородность проблемы неравенства доступа к качественному дошкольному образованию, ее социальная направленность, затратный характер и зависимость от демографических процессов требуют объединения и координации усилий органов государственной власти и местного самоуправления в решении стратегических задач развития системы дошкольного образования.

Раздел II. Основные цели и задачи государственной программы