Действующий
Постановление Правительства Челябинской области от 19 ноября 2014 г. N 594-П "О государственной программе Челябинской области "Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 годы"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Челябинской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области" Правительство Челябинской области постановляет:
государственную программу Челябинской области "Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 годы".
1. Утвердить прилагаемую Государственная программа Челябинской области
"Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области
на 2015-2017 годы"
Паспорт
государственной программы Челябинской области "Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области
на 2015-2017 годы"
Ответственный исполнитель государственной программы | - | Министерство экономического развития Челябинской области (далее именуется - Минэкономразвития области) |
Соисполнители государственной программы | - | Министерство культуры Челябинской области;Министерство образования и науки Челябинской области;Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области;Министерство сельского хозяйства Челябинской области;Главное управление молодежной политики Челябинской области;Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области;Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области";государственное бюджетное учреждение "Инновационный бизнес-инкубатор";областное государственное бюджетное учреждение культуры "Центр развития туризма Челябинской области";областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный музей изобразительных искусств";областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный центр народного творчества";общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области (по согласованию);органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (по согласованию);общественные координационные советы по развитию малого и среднего предпринимательства органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (по согласованию);Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Челябинской области;Фонд содействию кредитования малого предпринимательства Челябинской области (по согласованию) |
Основная цель государственной программыМой комментарий | - | создание благоприятного предпринимательского климата, развитие механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие развитию прогрессивных форм ведения бизнеса и цивилизованной конкурентной среды |
Основные задачи государственной программы | - | выравнивание условий для развития малого и среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах Челябинской области;содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на товарные рынки, популяризация региональных торговых марок;развитие эффективной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;расширение перечня форм финансовой поддержки;развитие кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства;содействие развитию механизмов саморегулирования предпринимательской деятельности;развитие системы социального партнерства и повышение социальной ответственности бизнеса, уровня деловой культуры и качества обслуживания населения за счет развития передовых технологий ведения бизнеса |
Целевыеиндикаторы и показатели государственной программы | - | предоставление в 2015 году не менее 30 субсидий местным бюджетам на содействие развитию малого и среднего предпринимательства, единиц;предоставление в 2015 году не менее 140 субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов, единиц;создание в 2015 году субъектами малого и среднего предпринимательства - получателями поддержки, не менее 380 новых рабочих мест, единиц;заключение ежегодно не менее 300 кредитных договоров (договоров лизинга, договоров о предоставлении банковской гарантии) субъектами малого предпринимательства под поручительство Фонда содействию кредитования малого предпринимательства Челябинской области, единиц |
Этапы и срокиреализациигосударственной программы | - | 2015-2017 годы.Государственная программа реализуется в два этапа,в том числе:I этап - 2015 год;II этап - 2016-2017 годы |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы | - | общий объем бюджетных ассигнований государственной программы - 203 796,0 тыс. рублей, в том числе:2015 год - 182 800,0 тыс. рублей;2016 год - 10 498,0 тыс. рублей;2017 год - 10 498,0 тыс. рублей,из них средства областного бюджета - 67 196,0 тыс. рублей, в том числе:2015 год - 48 200,0 тыс. рублей;2016 год - 9 498,0 тыс. рублей;2017 год - 9 498,0 тыс. рублей,средства федерального бюджета - 136 600,0 тыс. рублей, в том числе:2015 год - 134 600 тыс. рублей;2016 год - 1 000 тыс. рублей;2017 год - 1 000 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | предоставление 30 субсидий местным бюджетам на содействие развитию малого и среднего предпринимательства;предоставление 140 субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов, единиц;создание 380 новых рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства - получателями поддержки, единиц;заключение 900 кредитных договоров (договоров лизинга, договоров о предоставлении банковской гарантии) субъектами малого предпринимательства под поручительство Фонда содействию кредитования малого предпринимательства Челябинской области, единиц |
По итогам 2013 года общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 124,3 тысячи единиц, в том числе: 38,6 тысячи малых предприятий - юридических лиц, 84,3 тысячи индивидуальных предпринимателей, 1 тысяча крестьянских (фермерских) хозяйств, 360 средних предприятий - юридических лиц.
Если говорить о структуре предприятий, то 33,1 процента средних предприятий - юридических лиц действуют в сфере торговли, 30,8 процента - в обрабатывающих производствах, 15,6 процента приходится на предприятия строительства, транспорта и связи.
Малые предприятия - юридические лица, осуществляющие вид деятельности "Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", составляют более 43 процентов от всех малых предприятий - юридических лиц. Предприятия с основными видами деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" составляют в суммарном выражении 11,5 процента малых предприятий, "Строительство" - 11,2 процента.
Основной задачей развития предпринимательства в Челябинской области является обеспечение занятости населения. По оценке на 1 января 2014 года среднесписочная численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составила 563,7 тысячи человек (33,8 процента от общей численности занятых в экономике Челябинской области).
Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. На условиях вторичной занятости на малых и средних предприятиях работают более 20 тысяч человек.
В среднем на одном малом предприятии - юридическом лице работают 6 человек, на среднем предприятии - юридическом лице - 99 человек. Наиболее крупными по числу работающих стали:
на малых предприятиях - организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (14 человек в расчете на одно предприятие), обрабатывающие производства (11 человек);
на средних - предприятия в сфере добычи полезных ископаемых (186 человек в расчете на одно предприятие), сельского и лесного хозяйства (151 человек), обрабатывающие производства (136 человек) и строительные предприятия (120 человек).
Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий - юридических лиц имела тенденцию к росту. По сравнению с 2012 годом заработная плата работников таких предприятий увеличилась на 8,8 процента и составила 14,1 тысячу рублей. На средних предприятиях заработная плата увеличилась не значительно (2,6 процента) и составила на 1 января 2014 года 20 тысяч рублей.
Оборот малых предприятий - юридических лиц составил в 2013 году 483,1 млрд. рублей. Наибольший вклад в формирование оборота малых организаций вносят предприятия сферы торговли, обрабатывающие производства и организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом.
Что касается оборота средних предприятий - юридических лиц, то в 2013 году он составил 87,4 млрд. рублей. Организации оптовой и розничной торговли занимают первое место в обороте средних предприятий - 44 процента, на втором месте - обрабатывающие производства (33,9 процента), далее следуют предприятия строительства (7,3 процента).
С каждым годом растет вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Челябинской области. Более трети оборота организаций в Челябинской области составляет оборот предприятий малого и среднего бизнеса.
Качественное развитие потребительского рынка, включая торговлю и услуги населению, общественное питание, способствует созданию благоприятных условий для продвижения продукции различных отраслей, что оказывает позитивное влияние на экономику в целом.
Существенный вклад потребительского рынка в развитие малого и среднего предпринимательства в регионе объясняется его преобладающей долей в структуре: более 45 процентов от числа малых и средних предприятий - юридических лиц приходится на организации сферы торговли, ресторанного и гостиничного бизнеса.
Эта сфера отличается также высоким уровнем занятых в экономике области, предоставляя рабочие места значительной части населения трудоспособного возраста, в том числе перешедшим в статус безработных в результате спада производства, закрытия предприятий и по другим причинам. Зачастую самореализация предприимчивых граждан, молодежи в бизнесе начинается именно с торговли, что свидетельствует о ее значительной роли в обеспечении самозанятости населения. Доля занятых в сфере потребительского рынка среди малых и средних предприятий - юридических лиц превышает 28 процентов. По данным муниципальных образований, за последние три года создано 9,8 тысячи новых рабочих мест в сфере потребительского рынка, в том числе 3,1 тысячи - в 2013 году.
Потребительский рынок - динамично развивающаяся отрасль экономики. По данным муниципальных образований, только в 2013 году создано более 750 новых предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Положительная динамика его развития в последние годы обусловлена ростом денежных доходов населения и заработной платы работников. Так в 2013 году оборот розничной торговли увеличился по сравнению с 2012 годом на 4,1 процента в сопоставимых ценах (в 2012 году по сравнению с 2011 годом - на 6 процентов) и составил 506,4 млрд. рублей. В структуре формирования оборота розничной торговли растет роль торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), - в 2013 году их доля составила 95,7 процента (в 2012 году - 92,7 процента, в 2011 году - 93,1 процента).
Последние годы характеризовался ростом объем платных услуг населению. В 2013 году он увеличился по сравнению с 2012 годом на 2,7 процента (в 2012 году прирост составлял 0,2 процента к уровню 2011 года) и составил 120,7 млрд. рублей. Структура платных услуг достаточно устойчива и на 75,1 процента сформирована за счет услуг населению "обязательного" характера (жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые услуги, услуги связи).
В общественном питании в 2011-2012 годах показатели свидетельствовали о снижении оборота в сравнении с предыдущими годами. Однако в 2013 году предприятия общественного питания показали положительную динамику - 107,8 процента к уровню 2012 года с оборотом 20,3 млрд. рублей.
Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере потребительского рынка способствует "здоровой" конкуренции в данной отрасли, стабилизации уровня цен, не позволяя крупным "игрокам" (торговым сетям) диктовать свои условия на рынке.