Действующий
Определение Конституционного суда РФ от 12 марта 1998 г. N 32-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса высших должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Э.М.Аметистова, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Т.Г.Морщаковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса, установил:
частей 1-4 статьи 4, части 6 статьи 13, части 3 статьи 20 и части 3 статьи 21 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации". Оспариваемые нормы устанавливают, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Законом, что действующие в Российской Федерации суды, кроме конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации, относятся к федеральным судам, что судьи федеральных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации и что установление полномочий, порядка образования и деятельности всех федеральных судов осуществляется федеральным конституционным законом.
1. 17 ноября 1997 года в Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос высших должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации о проверке конституционности положений
По мнению заявителей, названные положения препятствуют субъектам Российской Федерации самостоятельно образовывать собственные суды для осуществления судебной власти и этим нарушают принцип разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации. Кроме того, заявители утверждают, что положение статьи 11 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которому разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, не допускает их разграничения федеральными законами и, следовательно, исключает установление судебной системы в Российской Федерации Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации".
Таким образом, непосредственно Конституция Российской Федерации предусматривает существование единой судебной системы Российской Федерации. При этом Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (статьи 126 и 127 Конституции Российской Федерации) рассматриваются как судебные органы, высшие по отношению к другим судебным инстанциям, осуществляющим судопроизводство соответственно по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров, и возлагает на эти высшие в иерархии федеральных судов органы полномочия по осуществлению - в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью всех судов общей и арбитражной юрисдикции без каких-либо исключений.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации не содержит положений, которые обосновывали бы создание вместо федеральных судов, осуществляющих гражданское, административное и уголовное судопроизводство в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах (статьи 118, 126 и 127 Конституции Российской Федерации), иных судов, не относящихся к судебной системе Российской Федерации. Такая правовая позиция была выражена Конституционным Судом Российской Федерации и в постановлении от 1 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области, в котором указано, что Конституция Российской Федерации устанавливает единую судебную систему и что ею не предусмотрены в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Федерации. Данное постановление сохраняет юридическую силу.
Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" являются воспроизведенными законодателем положениями Конституции Российской Федерации. Таким образом, заявители, по существу, ставят вопрос не о конституционности закона, а о проверке положений самой Конституции Российской Федерации. Это подтверждается содержащимися в запросе доводами о противоречии воспроизводящих конституционные положения норм, касающихся устройства судебной системы, конституционному же принципу разделения властей. Однако оценка соответствия одних конституционных положений другим, по смыслу статьи 125 Конституции Российской Федерации, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
4. Как следует из приведенных конституционных предписаний, оспариваемые положения
Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", так как Конституционный Суд Российской Федерации проверяет соответствие законов только Конституции Российской Федерации, и все другие акты, включая конституции республик в составе Российской Федерации, также подлежат проверке на соответствие Конституции Российской Федерации.
5. Довод заявителей о том, что в отличие от Конституции Российской Федерации конституции республик в составе Российской Федерации предусматривают судебную систему республик, в которую включаются Верховные Суды республик и районные (городские) суды, не может быть признан Конституционным Судом Российской Федерации имеющим юридическое значение для проверки конституционности оспариваемых положений
Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" положений об иных судах субъектов Российской Федерации, кроме конституционных (уставных) судов и мировых судей, по существу, ставят вопрос об изменении и дополнении названного Закона.
6. Заявители, возражая против отсутствия в
Между тем в соответствии с частью второй статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права. Следовательно, к его ведению не относится и определение целесообразности какого-либо иного устройства судебной системы, нежели предусмотренное в оспариваемом Законе. В рамках, установленных Конституцией Российской Федерации, это является прерогативой законодателя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1, 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" как не являющегося допустимым в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также ввиду неподведомственности поставленных в нем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации.
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений