Утративший силу
математических моделей возникновения и распространения вспышек опасных инфекционных заболеваний человека в местах дислокаций воинских частей в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
диагностических препаратов, тест-систем, укладок, приборов, систем дистанционного определения, автоматической сигнализации и специфической индикации для осуществления экстренной индикации и идентификации патогенов, в том числе неэндемичных для Российской Федерации, а также экопатогенов, вызывающих повреждение оборудования, вооружения, военной техники и материалов;
новых лечебно-профилактических препаратов против сапа, мелиоидоза, вирусных геморрагических лихорадок, энцефалитов, парентеральных гепатитов и других инфекций человека, в том числе экзотических для Российской Федерации, технологий производства этих препаратов, а также схем лечения больных, пораженных патогенами;
высокоэффективных дезинфицирующих средств со сниженными коррозийными свойствами для осуществления обеззараживания оборудования, вооружения, военной техники и местности от патогенов и экопатогенов, а также технологий производства этих средств;
усовершенствованных и новых средств отбора и анализа проб грунта, воды и воздуха на наличие патогенов и экопатогенов.
Одновременно Министерство обороны Российской Федерации готовит предложения по созданию производственных мощностей для организации серийного выпуска средств защиты личного состава войск от патогенов, а также средств защиты оборудования, вооружения, военной техники и материалов от экопатогенов.
Все работы по Программе проводятся в мирных целях с учетом всех аспектов транспарентности (открытости) для граждан Российской Федерации и мировой общественности.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Глубокая проработка финансово-экономических и организационных мер проведена на основе развернутого тематического перечня заданий заказчиков Программы по всем ее проблемам. Объемы ассигнований по каждому заданию оценены исходя из сложившихся затрат на содержание конкретных лабораторий и временных коллективов научно-исследовательских институтов, привлекаемых к выполнению Программы.
Ввиду того, что Программа выполняется для обеспечения потребностей Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, ее финансирование будет вестись в основном за счет средств федерального бюджета. При этом министерствам - государственным заказчикам Программы для ее выполнения в 1999-2005 годах потребуется 1217 млн. рублей из федерального бюджета.
Из внебюджетных источников организации - исполнители работ по Программе, входящие в Российское акционерное общество "Биопрепарат", намерены привлечь не менее 153 млн. рублей на создание современной производственной базы для выпуска средств защиты от патогенов и экопатогенов.
Источниками финансирования программных проектов могут быть инвестиционные кредиты, а также целевые кредиты отечественных и зарубежных банков и кредитных организаций, предоставленные под государственные гарантии в рамках Бюджета развития Российской Федерации на соответствующий год.
Всего на Программу в 1999-2005 годах планируется истратить 1370 млн. рублей (приложение N 1), в том числе:
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (проекты), включая работы по созданию новых технологий, - 887 млн. рублей из средств федерального бюджета (приложения N 2, 3, 4);
на проекты по реконструкции, модернизации, техническому перевооружению производственной базы организаций - исполнителей работ по Программе (проекты капитального строительства) - 483 млн. рублей, в том числе 330 млн. рублей из средств федерального бюджета (приложение N 5).
На первом этапе выполнения Программы (1999-2001 годы) на научные исследования и разработки потребуется выделить из федерального бюджета 439,1 млн. рублей, на втором этапе (2002-2005 годы) - 447,9 млн. рублей.
На фундаментальные, поисковые и прикладные научно-исследовательские работы (проекты), выполняемые по заказам министерств - государственных заказчиков в научно-исследовательских институтах и организациях Российской академии наук, планируется выделить 161 млн. рублей, в том числе по заказам Министерства здравоохранения Российской Федерации - 140 млн.рублей, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - 21 млн.рублей.
На проекты, выполняемые по заказам министерств - государственных заказчиков в научно-исследовательских институтах и организациях, входящих в Российское акционерное общество "Биопрепарат", планируется выделить 253 млн.рублей, в том числе по заказам Министерства здравоохранения Российской Федерации - 110 млн.рублей, Министерства обороны Российской Федерации - 129 млн.рублей и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - 14 млн.рублей.
Затраты бюджетных средств на капитальное строительство на первом этапе выполнения Программы предусматриваются в объеме 181 млн.рублей, на втором этапе - 149 млн.рублей. Министерством, осуществляющим управление реализацией проектов капитального строительства объектов, отобранных по согласованию с министерствами - государственными заказчиками Программы, а также контроль за целевым использованием указанных средств, является Министерство экономики Российской Федерации - государственный заказчик-координатор.
В соответствии с порядком финансирования объектов строительства для федеральных государственных нужд:
бюджетное финансирование инвестиционных проектов по реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и строительству объектов федеральной собственности, предусмотренных в приложении N 5, осуществляется на безвозвратной основе при наличии экономического обоснования и необходимой проектно-сметной документации;
выделение бюджетных средств на выполнение предусмотренных в приложении N 5 инвестиционных проектов по реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и строительству объектов негосударственных коммерческих организаций осуществляется только при условии обеспечения участия Российской Федерации либо увеличения доли собственности Российской Федерации в уставных капиталах таких организаций путем увеличения размера их уставных капиталов и передачи в федеральную собственность по номинальной стоимости дополнительных пакетов акций (паев) на сумму предоставленных средств, а также при наличии экономического обоснования и необходимой проектно-сметной документации.
Целевые показатели и объемы бюджетного финансирования программных мероприятий подлежат уточнению государственными заказчиками Программы при формировании проектов федерального бюджета с учетом привлечения финансовых средств из внебюджетных источников организациями - исполнителями работ по Программе.
Распределение бюджетных средств, выделяемых Министерством финансов Российской Федерации на реализацию Программы, осуществляется в соответствии с рекомендациями ее государственного заказчика-координатора - Министерства экономики Российской Федерации.

6. Механизм реализации Программы

Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство экономики Российской Федерации, государственными заказчиками по отдельным проектам Программы - Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации.
К участию в Программе привлекаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специализированные научные и научно-производственные организации и промышленные предприятия различных форм собственности.
Механизм реализации Программы определяется Министерством экономики Российской Федерации. При этом все проекты в рамках Программы реализуются на конкурсной основе и в соответствии с Типовым положением о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов, утвержденным приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 1997 года N 94/130/74н.
Государственные заказчики Программы открывают финансирование проектов Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с объемами бюджетного финансирования, предусмотренными на реализацию Программы на соответствующий год, после заключения государственных контрактов (договоров) с исполнителями проектов Программы.
По мероприятиям, предусматривающим финансирование проектов Программы с использованием внебюджетных источников, государственные заказчики Программы подписывают с предприятиями и организациями соответствующие соглашения (договоры) о намерениях.
Проекты капитального строительства должны пройти государственную экологическую экспертизу.

7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

Текущее управление, координацию работ и контроль за реализацией программных мероприятий осуществляет дирекция Программы, создаваемая в качестве некоммерческой организации государственными заказчиками Программы. Дирекция Программы возглавляется первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации - главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Дирекция Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
При необходимости дирекция Программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Контроль за ходом реализации Программы ведется на основе периодической отчетности исполнителей программных мероприятий, государственной статистической отчетности, проверки выполнения договоров, контрактов, соглашений. При этом основное внимание уделяется выполнению заданий государственных заказчиков Программы, контролю за соблюдением сроков выполнения государственных договоров (контрактов), за целевым и эффективным использованием выделяемых средств, за эффективностью и качеством продукции, полученной в ходе выполнения проектов и других программных мероприятий.
Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении проектов и программных мероприятий в соответствии с порядком, установленным государственными заказчиками.
Дирекция Программы проводит анализ, обобщение информации о ходе выполнения программных мероприятий и ежеквартально направляет в Министерство экономики Российской Федерации статистическую и справочно-аналитическую информацию.
Ежегодно, до 15 февраля, государственные заказчики направляют в Министерство экономики Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
Для обеспечения научного руководства Программой Министерство экономики Российской Федерации совместно с другими государственными заказчиками Программы создает при дирекции Программы экспертный научный совет с привлечением внештатных экспертов, работа которых оплачивается на договорной основе дирекцией Программы.
Положения о дирекции Программы и экспертном научном совете при ней утверждаются государственным заказчиком - координатором Программы по согласованию с другими государственными заказчиками Программы.

8. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации Программы

Программные мероприятия имеют большое социальное, оборонное и экономическое значение. Реализация Программы позволит:
повысить эффективность работы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за счет внедрения в практику здравоохранения и ветеринарии новых высокоэффективных средств диагностики, профилактики и лечения инфекционных болезней человека и животных, вызванных патогенами;
организовать на базе реконструированных и модернизированных предприятий и опытно-производственных подразделений научно-исследовательских институтов биотехнологического профиля серийный выпуск для государственных нужд высокоэффективных средств защиты населения, личного состава войск и среды обитания от патогенов и экопатогенов, обеспечив к 2005 году прирост мощностей по выпуску диагностикумов на 20 млн. анализов, вакцинных препаратов - более чем на 80 млн. доз, других жизненно важных препаратов - на 1 млрд. доз, средств индивидуальной защиты - на 5 тыс. комплектов;
эффективно вести на территории Российской Федерации мониторинг патогенов и экопатогенов с использованием новых и усовершенствованных приборов индикации, обеспечивающих быстрый отбор и подготовку проб в условиях чрезвычайных ситуаций;
своевременно принимать профилактические и экстренные меры защиты от патогенов при их случайном или умышленном завозе на территорию страны;
разработать биогеотехнологические системы защиты физических объектов среды обитания от экопатогенов и продуктов их жизнедеятельности, создать высокоэффективные дезинфицирующие средства и биоциды с широким спектром действия против патогенов и экопатогенов, удобные для использования при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
повысить устойчивость системы сохранения продовольственных ресурсов в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Дополнительный выпуск вновь разработанных и освоенных в производстве рекомбинантных, комплексных и терапевтических вакцин, других иммунобиологических препаратов против ранее неуправляемых инфекций, разработка новых схем лечения больных опасными инфекционными заболеваниями за счет применения в них новых антимикробных и противовирусных средств, а также использования этих средств в сочетании с иммуномодуляторами даст возможность снизить заболеваемость и смертность от патогенов, а это, в свою очередь, позволит сократить на 500-700 млн. рублей в год экономический ущерб, наносимый экономике страны инфекционными заболеваниями. Реализация проектов Программы по диагностике, профилактике и лечению болезней сельскохозяйственных животных позволит повысить эффективность противоэпизоотических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и уменьшит экономический ущерб, наносимый животноводству опасными патогенами, не менее чем на 25 процентов.