Действующий
- направлять своих представителей для работы в составе Комиссии при высшем ИОГВ субъекта Российской Федерации, а также для участия в совещаниях, семинарах, конференциях, выставках и иных форумах, относящихся к компетенции Комиссии.
Местные Комиссии формируется из представителей местных (территориальных или отраслевых) ИОГВ (или их структурных подразделений) в социальной сфере, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики, а также в сфере градостроительства и архитектуры, имущественного комплекса и земельного хозяйства, благоустройства, представителей муниципальных образований, местных подразделений общественных объединений инвалидов.
Руководит работой местной Комиссии руководитель (высшее должностной лицо) местного (территориального) ИОГВ; заместители председателя: заместитель руководителя местного (территориального) ИОГВ, курирующий социальную сферу, а также заместитель, курирующий вопросы строительства и благоустройства на местном уровне.
Организационно-техническое обеспечение деятельности местной Комиссии осуществляет местный орган социальной защиты населения.
С учетом вышеизложенного, исполнение описанных задач и функций по решению высшего ИОГВ субъекта или местного ИОГВ (территориального образования субъекта Российской Федерации) может быть возложено на действующие территориальные советы по делам инвалидов.
Практическая деятельность по организации паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории с целью принятия решений по адаптации приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других МГН - предмет деятельности территориальных органов социальной защиты населения (ОСЗН).
- организация формирования реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории с целью их паспортизации и адаптации (обеспечения доступности) с учетом потребностей инвалидов и других МГН;
- подготовка предложений по порядку паспортизации объектов социальной инфраструктуры и определению приоритетов в этой деятельности - для рассмотрения и утверждения их на местной Комиссии;
- организационное обеспечение оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг на основных этапах: анкетирования, обследования, подготовки экспертного заключения о состоянии доступности и проектов решений по адаптации объектов, получения необходимых дополнительных сведений и технических решений по обустройству и финансовому обеспечению работ, по оформлению паспортов доступности объектов и корректировки реестра объектов и услуг;
- подготовка и обоснование проектов управленческих решений - проектов адресных программ (планов) по адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг на подведомственной территории -- и представление их на рассмотрение местной Комиссией, а затем организация согласования и утверждения в установленном порядке;
- организация контроля исполнения управленческих решений, исполнения адресных программ (планов) на подведомственной территории;
- представление отчетных, статистических и аналитических материалов по результатам паспортизации и адаптации объектов и услуг в вышестоящие организации - в соответствии с установленным в субъекте Российской Федерации (или единым на федеральном уровне) порядком;
- организация взаимодействия с различными участниками процесса паспортизации и адаптации объектов и услуг (органами власти, учреждениями и организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе общественными объединениями инвалидов);
- документационное обеспечение деятельности по паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и услуг; организация обмена информацией между участниками этой системы, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы;
- организация формирования и обновления карт доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг на подведомственной территории и представления соответствующей информации для формирования и обновления "Карты доступности субъекта Российской Федерации";
- оказание информационной, методической, консультативной помощи участникам процесса паспортизации и адаптации объектов и услуг для инвалидов и других МГН, в том числе организация информационно-разъяснительной работы для граждан (инвалидов и членов их семей), для общественных объединений инвалидов;
- изучение и распространение передового опыта деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, в том числе путем участия в совещаниях, конференциях, выставках, иных форумах и проектах по предмету ведения;
- разработка и представление в вышестоящие структуры предложений по совершенствованию деятельности на подведомственной территории по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Для проведения обследования объектов социальной инфраструктуры, исполнения экспертных функций по определению состояния доступности и необходимости адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг с учетом потребностей инвалидов формируется рабочая группа.
Рабочая группа может создаваться по решению местной Комиссии (Координационного совета по делам инвалидов). Руководителем ее, как правило, назначается представитель (член) Комиссии (Координационного совета). Это может быть руководитель структурного подразделения органа социальной защиты населения (специалист ОСЗН, в чьи обязанности включены вопросы координации работ по созданию доступной среды жизнедеятельности).
Рабочая группа состоит из основных (постоянных) членов и привлекаемых (временных) к деятельности рабочей группы по согласованию.
Постоянными членами рабочей группы являются сотрудники местного ОСЗН и учреждения социального обслуживания (не менее двух человек).
- в отдельных случаях (при наличии особых организационных проблем доступности обследуемого объекта) могут приглашаться представители вышестоящей организации, в чьем ведении находится объект;
- в случае решения проблемного вопроса по обустройству объекта (с целью объективизации технических характеристик объекта, определения возможностей и конкретных рекомендаций по его обустройству), в состав рабочей группы могут привлекаться специалисты со стороны организатора проектных и ремонтно-строительных работ (например, службы заказчика, отдела строительства местной администрации, службы строительного надзора и экспертизы).
Ряд практических работ по исполнению функций ОСЗН и решаемых ими задач в части паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры (с целью их адаптации с учетом потребностей инвалидов) может быть передано подведомственным учреждениям социального обслуживания населения.
Для профессионального обеспечения деятельности по исполнению посреднических функций - непосредственного оказания социальной поддержки инвалидам и другим МГН по созданию условий для беспрепятственного получения социальных услуг и решения иных вопросов создания для них доступной среды жизнедеятельности (с целью содействия их реабилитации и максимально полноценной интеграции в общество) - эти функции должны быть возложены на специалистов социально-реабилитационных учреждений и подразделений учреждений социального обслуживания населения. В структуре этих учреждений предлагается сформировать (структурно или функционально) деятельность Службы поддержки адаптивной среды (СПАС) - по трем направлениям:
1) содействие в адаптации ближайшего окружения (жилого помещения, учебного и рабочего места) под нужды инвалида;
2) содействие в адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечении доступности услуг инвалидам на обслуживаемой территории;
3) содействие в комплексном решении вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и адаптации (включая индивидуальный подбор и обучение пользованию ТСР).
Среди основных видов деятельности службы СПАС по указанным направлениям необходимо выделить следующие.
- выявление и учет проблем инвалидов в обустройстве ближайшего окружения и их потребностей в адаптации бытовой обстановки, учебного и рабочего места (в том числе на дому) - путем опроса инвалидов, обследования их в соответствующей обстановке с экспертной оценкой,
- определение порядка и возможных конкретных технических и организационных решений по обустройству ближайшей обстановки с учетом выявленных потребностей,
- реализация решений по обустройству и адаптации ближайшей обстановки через организацию исполнения конкретных решений путем взаимодействия с ответственными органами власти и организациями в соответствии с их предметом ведения и сферой ответственности,
- подготовка проектов сложных, требующих коллегиального обсуждения, решений для рассмотрения на местной Комиссии, в том числе путем включения решений в проекты адресных программ (планов) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг,
- контроль исполнения решений по адаптации на индивидуальном уровне, а также подготовка сводной первичной информации по исполнению адресных программ (планов) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг.
По второму направлению - содействие в адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечении доступности услуг инвалидам на обслуживаемой территории:
- участие в формировании и обновлении реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг, определении приоритетных объектов и услуг с точки зрения потребностей инвалидов;
- участие в паспортизации объектов и услуг: в сборе, обработке, анализе и оценке информации о состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры и оказываемых ими услуг - путем анкетирования, обследования, экспертной оценки уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов;
- участие в подготовке проектов решений по адаптации приоритетных объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг - по результатам оценки состояния их доступности для различных категорий инвалидов;
- обобщение информации по результатам паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг на обслуживаемой территории, а также проектов решений по их адаптации обеспечению доступности с учетом потребностей инвалидов; представление в ОСЗН для разработки управленческих решений и их рассмотрения на местной Комиссии и последующего утверждения в установленном порядке;
- участие в разработке (по поручению ОСЗН) проектов адресных программ (планов) адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг для инвалидов и других МГН на обслуживаемой территории, в исполнении указанных программ (планов) с учетом компетенции, а также в оценке результатов их исполнения;
- исполнение требований документооборота в системе паспортизации и адаптации объектов социальной инфраструктуры и услуг, в том числе путем размещения и обновления информации в автоматизированной информационной системе;
- содействие в организации и непосредственное участие (по поручению ОСЗН) в контроле исполнения решений по адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечению доступности услуг, а также в сборе и обработке первичной информации по исполнению соответствующих адресных программ (планов); подготовка сводной информации для ОСЗН с целью ее представления на заседании местной Комиссии;