Утративший силу
11.1.11 Если в проектной документации принято техническое решение, исключающее возможность выполнения требования полного прилегания трубопровода ко дну траншеи по всей его длине (например, предусмотрено использование в качестве основания под трубопроводом специальных прокладок или мешков, заполненных песком и др.), то должны быть указаны допустимые значения пролетов и их предельные отклонения по высоте.
11.1.12 С целью защиты изоляционного покрытия от механических повреждений в процессе и после его укладки, а также во время засыпки трубопровода на участках, где трасса проходит по скальным, каменистым или мерзлым породам и грунтам, должны выполняться операции по подсыпке и присыпке мягкого (просеянного) грунта. Для этих же целей могут быть также использованы защитные покрытия из материалов (твердых или эластичных), не подверженных гниению, а также обертки из синтетических композиций.
11.1.13 Высоты подъема укладываемой плети в "точках подвеса" назначаются с учетом следующих требований:
в местах, где работают технологические машины, эти высоты должны назначаться из условия беспрепятственного прохождения этих машин по трубопроводу (с зазором между их габаритным контуром и строительной полосой или профилем траншеи не менее 0,3 м);
в местах, где такие машины отсутствуют, высоты подъема плети определяются расчетом из условия обеспечения плавной формы изгиба трубопровода.
Высота подъема трубопровода в средней части колонны относительно поверхности строительной полосы (зазор в свету) не должна превышать 1,2-1,5 м, а в местах работы машин - не менее чем 0,9 м.
11.1.14 Для поддержания укладываемой плети на весу при совмещенном способе производства изоляционно-укладочных работ следует применять катковые полотенца и троллейные подвески, оснащенные роликами с полиуретановым покрытием или с пневмошинами. Остановка изоляционно-укладочных работ разрешается при расположении троллейной подвески (каткового полотенца) не ближе 3 м от поперечного сварного соединения.
11.1.15 Минимальное расстояние (зазор) между трубопроводами диаметром до 720 мм включительно и стенками траншеи должно быть 100 мм, а между трубопроводами диаметром от 820 до 1420 мм и стенками траншеи - 150 мм.
Минимальное расстояние между грузами и стенками траншеи на участках, где предусмотрена установка грузов, должно быть 200 мм.
11.1.16 При работе на пересеченной местности и выполнении изоляционно-укладочных работ на грунтах с низкой несущей способностью (даже при сооружении лежневых проездов) для снижения удельных давлений на опорную поверхность следует увеличивать колонну на один-два дополнительных крана-трубоукладчика.
11.1.17 Работы по укладке трубопровода на заболоченных и увлажненных грунтах должны выполняться после разработки траншеи с минимальным технологическим разрывом из-за слабой устойчивости стенок траншеи против оползания.
11.1.18 Для равномерного распределения нагрузок на поверхность строительной полосы в условиях болот следует применять равномерную расстановку кранов-трубоукладчиков.
11.1.19 На заболоченных, обводненных и пониженных участках трассы следует сокращать число остановок изоляционно-укладочной колонны, чтобы исключить просадки гусениц кранов-трубоукладчиков и сползание грунта в траншею.
11.2 Подготовка поверхности трубопровода (очистка) для нанесения изоляции
11.2.1 Изоляция трубопроводов в трассовых условиях производится в случае отсутствия производства изолированных труб, неэффективности поставки труб с заводской изоляцией в соответствии с транспортной схемой на коротких участках и в других обоснованных случаях.
11.2.2 Применяемые для противокоррозионной защиты магистральных трубопроводов изоляционные материалы и покрытия должны соответствовать проекту и обеспечивать выполнение требований
ГОСТ Р 51164 (приложение Б) и
ГОСТ Р 52568.
11.2.3 Нанесение защитных покрытий на трубопроводы в трассовых условиях следует осуществлять механизированным способом, обеспечивая проектную толщину и диэлектрическую сплошность.
11.2.4 Конструкция покрытия (грунтовка, металлизационный подслой, битумно-полимерная мастика, армирующий или оберточный материал) должна быть предусмотрена проектной документацией. Любые замены элементов покрытия, в том числе грунтовок различных производителей должны быть согласованы с проектной организацией.
Очистка наружной поверхности трубопровода
11.2.5 Перед нанесением защитного покрытия в трассовых условиях трубопровод должен быть очищен от снега, наледи, пыли, земли, ржавчины, окалины и копоти, масел.
При температуре воздуха ниже 5°С, а также при наличии влаги на поверхности трубы перед очисткой должна быть произведена сушка изолируемой поверхности трубы с помощью передвижных сушильных печей или установок. После очистки поверхность металла должна оставаться шероховатой и обеспечивать достаточное сцепление защитного покрытия с трубой.
11.2.6 Степень очистки, шероховатость поверхности трубопровода перед нанесением защитного покрытия должна соответствовать требованиям изготовителя покрытия.
11.2.7 Проведение очистных и изоляционных работ во время снегопада, дождя, тумана, пыльной бури и температуре воздуха ниже определенных изготовителем изделия не допускается.
11.3 Механизированное нанесение грунтовки, металлизационного протекторного подслоя, полимерных изоляционных и оберточных (защитных) полимерных лент
11.3.1 Грунтовка должна наноситься на сухую, очищенную поверхность или металлизационный протекторный подслой трубы ровным сплошным слоем без подтеков, сгустков и пузырей; наличие влаги в виде пленки, капель, наледи или изморози, а также копоти и масла недопустимо.
11.3.2 При изоляции небольших участков трубопровода с применением средств малой механизации грунтовку допускается наносить вручную при помощи валиков, кисти или иным способом, обеспечивающим необходимую толщину и равномерность распределения по поверхности трубы.
При малых объемах работ полимерные ленты и обертки допускается наносить с использованием ручных приспособлений.
11.3.3 Липкие полимерные и полимерно-битумные ленты и обертки следует наносить на трубопровод по свеженанесенной (невысохшей) грунтовке. Рулоны лент и оберток перед применением должны иметь ровные торцы, а ширина полотна материалов должна быть одинаковой и изменяться в допустимых пределах.
11.3.4 Нанесение липких полимерных или полимерно-битумных лент с мастичным слоем на трубопровод следует производить спиральной намоткой без гофр, морщин и складок с нахлестом последующего витка не менее 3 см при однослойной изоляции, а при двухслойной - 50% ширины полотна плюс не менее 3 см. Нахлест концов рулонного материала должен быть не менее 10 см.
Изоляционная лента и обертка должны наноситься с натяжением, с устанавливаемым для каждого материала усилием, регулируемым с помощью тормозного устройства шпули изоляционной машины.
11.3.5 При температуре окружающего воздуха ниже 10°С рулоны ленты и обертки перед нанесением на трубопровод должны быть выдержаны не менее 48 ч в теплом помещении при температуре не ниже 15°С (но не выше 45°С). При температуре окружающего воздуха ниже 10°С поверхность изолируемого трубопровода должна быть нагрета до температуры не ниже 15°С (но не выше 50°С) в соответствии с требованиями технологического регламента.
В зимнее время рулоны ленты и обертки при проведении изоляционных работ должны постоянно находиться в обогреваемом помещении (типа КУНГ) при температуре не ниже 20°С.
11.3.6 Участок трубопровода с нанесенной изоляцией должен быть уложен в траншею, присыпан грунтом или засыпан полностью. До укладки и засыпки изолированного трубопровода должна быть проведена проверка сплошности изоляции искровым дефектоскопом.
11.3.7 В скальных, щебенистых, сухих комковатых глинистых и суглинистых грунтах изолированный трубопровод следует укладывать на подсыпку из мягкого грунта толщиной не менее 10 см и присыпать таким же грунтом на 20 см с обязательной подбивкой пазух. При соответствующем обосновании вместо подсыпки можно использовать скальные листы или другие способы защиты от механических повреждений.
11.3.8 Укладка изолированного трубопровода в траншею и засыпка его грунтом должны вестись способом, исключающим повреждение защитного покрытия.
11.4 Механизированное нанесение грунтовки, битумных мастик армирующего и оберточного материала
11.4.1 Изоляционная машина должна быть отрегулирована с учетом вязкости битумно-полимерной мастики и температуры окружающего воздуха.
11.4.2 Битумно-полимерные мастики должны поставляться в легко удаляемой (освобождаемой) упаковке или таре. В трассовых условиях битумно-полимерную мастику следует расплавлять в битумно-плавильных котлах типа КАПЭ.
Корректировка выбора битумно-полимерной мастики с учетом конкретных климатических условий, времени производства работ, рабочей температуры трубопровода должна согласовываться с проектной организацией.
11.4.3 Битумно-полимерная мастика должна быть нанесена по загрунтованной поверхности трубы по всему периметру ровным слоем заданной толщины без пропусков за один проход изоляционной машины.
11.4.4 Нанесение рулонных материалов на трубопровод должно производиться по слою свеженанесенной мастики без перекосов, морщин, обвисаний и воздушных пузырей. Конец полотнища рулонного материала должен быть закреплен липкой лентой или слоем мастики, температура которой должна быть не ниже 160°С.
11.4.5 Нанесение армирующего материала (стеклосетки, стеклоткани, нетканых синтетических материалов) следует производить спиральной намоткой без гофр, морщин и складок с нахлестом последующего витка на предыдущий не менее 3 см. Нахлест концов рулонного материала должен быть не менее 10 см.
11.4.6 Толщину битумно-полимерной мастики по всему периметру трубы, ее сплошность, степень погружения армирующего материала в мастичный слой регулируют путем изменения температуры мастики на выходе из экструдера изоляционной машины в зависимости от температуры окружающего воздуха.
11.4.7 При засыпке изолированного участка трубопровода грунтом в зимнее время следует предпринять все меры по исключению повреждения изоляционного покрытия; грунт должен быть измельчен до состояния комков величиной не более 5 см в поперечнике.
11.5 Защита надземных трубопроводов от атмосферной коррозии
11.5.1 Металлические поверхности надземных участков трубопроводов, металлоконструкций и оборудования объектов трубопроводов (далее надземных трубопроводов) должны быть защищены от коррозии путем нанесения атмосферостойкого лакокрасочного, металлизационного или комбинированного металлизационно-лакокрасочного покрытия.
При применении для защиты от атмосферной коррозии металлизационных покрытий на основе алюминия и цинка, в зависимости от технологии нанесения покрытия и применяемых материалов, характеристики металлизационных покрытий должны соответствовать требованиям ГОСТ 9.304,
ГОСТ 9.315,
ГОСТ 28302,
СП 28.13330. Допускается применение комбинированных покрытий (металлизационных покрытий с последующим окрашиванием).
11.5.2 Выбор ЛКП должен производиться на стадии проектирования, исходя из условий эксплуатации и коррозионной агрессивности атмосферы.
11.5.3 В ППР подрядчик должен разработать раздел, касающийся антикоррозионной защиты надземных трубопроводов, а также технологические карты с учетом технической документации поставщика ЛКМ.