(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 754-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Распоряжение Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 754-р

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2012 годы)".
2. Определить государственным заказчиком-координатором федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2012 годы)" (далее - Программа) Минрегион России, государственными заказчиками - Минсельхоз России, Росстрой, Росздрав, Роспотребнадзор, Рособразование, Росавтодор, Росэнерго, Росрыболовство и Ростуризм.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 52100 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Минрегиону России обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков
Москва
9 июня 2007 г.
N 754-р

Концепция федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2012 годы)"
(утв. распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 754-р)

I. Обоснование соответствия проблем развития Южного федерального округа приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Стратегической целью развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе является повышение благосостояния населения и снижение уровня бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. В рамках реализации данной цели в числе приоритетных направлений социально-экономической политики в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р, определены:
повышение уровня жизни населения;
повышение эффективности деятельности государственных органов власти;
устранение ограничений инфраструктурного и технологического характера.
Текущее положение в Южном федеральном округе характеризуется значительным отставанием от среднероссийского уровня по ключевым показателям и повышенной остротой социально-экономических проблем, что ограничивает реализацию данных задач в общенациональном масштабе.
По основным социально-экономическим показателям Южный федеральный округ занимает последнее место среди федеральных округов. Уровень безработицы в среднем по округу превышает 15 процентов и является самым высоким в России. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в Южном федеральном округе составляет 35 процентов (в России - 20,6 процента). Низкий уровень доходов трудоспособного населения округа обусловлен его занятостью преимущественно в секторах с низким уровнем производительности труда и высокой долей теневой экономики в регионах Южного федерального округа.
Серьезные проблемы связаны с состоянием социальной инфраструктуры и доступом к основным социальным услугам, особенно для сельского населения Северного Кавказа.
Реализация проектов, которые способны обеспечить высокий уровень экономического роста в Южном федеральном округе, в настоящее время ограничивается отсутствием необходимой инфраструктуры (автомобильные дороги, порты, системы водоснабжения и водоотведения, объекты энергетики и газоснабжения).
Объекты жилищно-коммунального хозяйства характеризуются пониженным уровнем надежности и нуждаются в реконструкции, чтобы обеспечивать предоставление качественных услуг предприятиям и населению регионов Южного федерального округа и соответствовать нормам и требованиям к обслуживанию планируемых к реализации на территории округа новых производств.
Таким образом, решение ключевых проблем Южного федерального округа, связанных с повышением благосостояния населения и снижением уровня бедности на основании устойчивого экономического роста, модернизации экономики региона посредством стимулирования приоритетных секторов, обеспечивающих высокую добавленную стоимость, и повышения эффективности деятельности органов государственной власти, согласуется с существующей экономической политикой и приоритетами Российской Федерации в среднесрочной перспективе.

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Эффективное решение существующих проблем возможно только в рамках программно-целевого подхода, так как:
мероприятия федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2012 годы)" (далее - Программа) будут носить межотраслевой и межсубъектный характер и потребуют согласованных действий различных министерств и ведомств;
в рамках Программы предполагается реализация общественно значимых капиталоемких проектов, связанных с задачами развития государственно-частного партнерства и преимущественно направленных на снятие инфраструктурных ограничений для развития бизнеса и социальной сферы. Решение данного вопроса на региональном уровне ограничивается дотационным характером бюджетов большинства регионов (обеспеченность собственными доходами в среднем по Южному федеральному округу составляет около 48 процентов). Привлечение инвестиций для финансирования данных проектов в настоящее время ограничивается как неразвитостью нормативной правовой и организационной базы, так и проблемами обеспечения безопасности ведения бизнеса на территории республик Северного Кавказа;
мероприятия в рамках Программы будут направлены на реализацию федеральных приоритетов на юге России (обеспечение занятости населения, развитие агропромышленного и промышленного комплексов, развитие туристско-рекреационного комплекса);
разработка и реализация мероприятий в рамках решения существующих проблем потребует внедрения принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, что особенно актуально для республик Южного федерального округа.
С 2002 по 2007 год решение задач по развитию субъектов Южного федерального округа осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой "Юг России". За счет средств федерального бюджета с 2002 по 2006 год на реализацию этой программы было направлено 11003,7 млн. рублей.
По итогам реализации федеральной целевой программы "Юг России" за 2002 - 2006 годы введены в эксплуатацию 281 объект и пусковой комплекс, в том числе в 2002 году - 55 объектов и пусковых комплексов, в 2003 году - 78 объектов и пусковых комплексов, в 2004 году - 57 объектов и пусковых комплексов, в 2005 году - 48 объектов и пусковых комплексов, в 2006 году - 43 объекта, среди них:
введено в эксплуатацию 366,8 км водоводов, что решает вопросы обеспечения качественной питьевой водой населения и увеличения мощности и надежности систем водоснабжения;
проложено 115,8 км трубопроводов, построено более 2483 км газопроводов и газораспределительных сетей для обеспечения газом жителей сельской местности;
введено в эксплуатацию и реконструировано 26,8 км канализационных коммуникаций;
введено в эксплуатацию 38 школ, 29 объектов здравоохранения, 8 спортзалов;
введено в эксплуатацию 7,44 км ЛЭП 10 кВ, смонтировано 39 АТС в 24 сельских районах;
введена в эксплуатацию подъездная железная дорога протяженностью 48,4 км к порту Оля в Астраханской области.
Для завершения строительства и ввода в эксплуатацию объектов, связанных с развитием образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и туристско-рекреационного комплекса, срок действия федеральной целевой программы "Юг России" был продлен на 2007 год с объемом финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в размере соответственно 4956,8 млн.рублей и 1995,4 млн.рублей.
До конца 2007 года в результате реализации этой программы планируется обеспечить ввод 5560 школьных ученических мест, 963 коек в медицинских стационарах, 103,6 км газопроводов и 303,8 км водопроводов, а также ряда объектов туристско-рекреационного комплекса в Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Краснодарском и Ставропольском краях.
В целом реализация мероприятий федеральной целевой программы "Юг России" позволила создать базовые условия, необходимые для социально-экономического развития, однако не обеспечила комплексное социально-экономическое развитие Южного федерального округа, формирование сбалансированной экономики. В первую очередь это связано с тем, что в рамках указанной программы:
не был создан механизм привлечения внебюджетных средств для финансирования мероприятий в сфере промышленности, агропромышленного и туристско-рекреационного комплексов, развития инженерной инфраструктуры;
не были созданы условия для роста доходов бюджетов субъектов Южного федерального округа, что обусловило недостаточные объемы финансирования указанной программы за счет средств бюджетов субъектов Южного федерального округа и муниципальных образований.
В 2006 году на территории Южного федерального округа действовало 28 федеральных целевых программ и подпрограмм. Кроме того, вопросы развития юга России решаются в рамках финансирования за счет непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы, Федерального фонда регионального развития, а также инвестиционных средств Российского акционерного общества "ЕЭС России", открытого акционерного общества "Российские железные дороги", открытого акционерного общества "Газпром" и иных источников.
Мероприятия, запланированные для реализации в рамках указанных программ, не обеспечивают в полной мере реализацию ключевых проектов по формированию инфраструктуры, способной создать благоприятные условия для привлечения на территории частных инвестиций.
В связи с этим в дополнение к действующим программам предлагается разработать и реализовать Программу, которая позволит скоординировать усилия на решении острых социальных проблем и обеспечении экономического роста в регионах Южного федерального округа.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Юг России является стратегически важным регионом Российской Федерации, занимает ключевое экономико-географическое положение на пересечении важных международных сухопутных, морских и воздушных путей сообщения, обладает многоотраслевым хозяйственным комплексом и имеет объективные предпосылки для ускоренного (по отношению к другим регионам) экономического роста.
Вместе с тем практически все основные показатели социально-экономического развития юга России, как отмечалось выше, в настоящее время ниже, чем в других регионах страны.
Существенное улучшение социально-экономического положения возможно только при условии значительного увеличения объема инвестиций в основной капитал в южные регионы России.
Отсутствие целенаправленных действий со стороны органов государственной власти по созданию условий для привлечения инвестиций приведет к ухудшению социально-экономической ситуации и увеличению отставания от среднероссийского уровня.
Так, расчет прогнозных показателей развития ситуации в Южном федеральном округе показал, что в условиях сохранения проблемы технологического отставания экономики регионов Южного федерального округа, недостаточного качества транспортной, производственной и социальной инфраструктур экономика регионов Южного федерального округа в период с 2008 по 2012 год не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВРП выше 5 - 5,5 процента в год. Такие темпы находятся ниже уровня, необходимого для преодоления экономического отставания Южного федерального округа от среднероссийских показателей и решения поставленных задач социального развития и повышения качества жизни населения округа.