(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 7 мая 2008 г. N 681-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В целях комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота портовое хозяйство в настоящее время объединяет 16 терминалов, 7 из которых имеют глубоководные причалы, способные обрабатывать крупнотоннажные суда. Общая протяженность причального фронта рыбных терминалов в морских портах в Российской Федерации составляет более 20 км (глубина воды у причалов - до 12 м).
Основная масса гидротехнических сооружений терминалов (причалы, молы и т.п.) построены в 50 - 60-х годах прошлого века и имеют значительную изношенность или находятся в аварийном состоянии, что не позволяет увеличить пропускную способность причалов и грузооборот терминалов, обеспечить безопасную эксплуатацию причалов, применение современного погрузо-разгрузочного оборудования.
Данные обстоятельства способствуют переориентации поставок продукции российских рыбохозяйственных организаций в морские порты зарубежных стран.
Среди негативных явлений, присущих рыбохозяйственному комплексу, особняком стоит проблема, связанная с незаконным промыслом водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, без кардинального решения которой говорить об экономическом оздоровлении отрасли в ближайшей перспективе сложно.
Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры по предотвращению браконьерства, масштабы его не снижаются, что наносит ощутимый вред деловой и политической репутации Российской Федерации на мировом уровне и противоречит экономическим интересам страны.
Наше государство несет огромные потери как финансовые - от недополучения налогов и сборов в бюджеты всех уровней, сокрытия валютной выручки, так и связанные с сокращением или почти полным уничтожением наиболее ценных запасов водных биологических ресурсов.
По оценкам экспертов, ежегодно Российская Федерация теряет за счет незаконного вылова и вывоза рыбной продукции за рубеж до 1 млрд. долларов США.
Недостаточная оснащенность современных судов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны водных биологических ресурсов, не позволяет эффективно противостоять браконьерству.
Кризисные тенденции в развитии рыбохозяйственного комплекса приобрели свойства самоподдерживающегося процесса и предопределяют в перспективе возникновение следующих факторов:
рост упущенной выгоды;
обострение социально-экономической ситуации в прибрежных регионах страны;
увеличение импорта на внутреннем рынке рыбных товаров с высокой добавленной стоимостью и актуализация угрозы продовольственной недостаточности;
сужение внутренних рынков для судостроения и судоремонта, а также ряда отраслей, производящих продукцию материально-технического снабжения и снаряжения рыбопромыслового флота.
Необходимость преодоления проблем, связанных с развитием рыбохозяйственного комплекса, отражена в поручениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в решениях Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.
Основы формирования и реализации единой государственной политики в области развития рыбохозяйственного комплекса на долгосрочный период определены Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г., и Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. N 1265-р.
Сводным докладом о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 - 2010 годы основными направлениями деятельности в части рыбохозяйственного комплекса определены:
развитие материально-технической базы, включая развитие береговых рыбоперерабатывающих организаций;
приведение стандартов качества продукции в соответствие с международной практикой;
развитие инфраструктуры в морских портах в Российской Федерации и снижение административных барьеров при ввозе и вывозе рыбного сырья и продукции из указанного порта;
развитие промысла в районах Мирового океана и в исключительных экономических зонах иностранных государств, включая развитие аквакультуры;
реконструкция и модернизация рыбоводных заводов.
По результатам рассмотрения вопросов развития рыбохозяйственного комплекса Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации дано поручение о разработке и принятии Концепции федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах" (далее - Программа).
Программа направлена на повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, реализацию комплексного и системного подхода к решению проблем в соответствии со стратегическими приоритетами развития рыбохозяйственного комплекса.

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Целесообразность решения проблемы развития рыбохозяйственного комплекса программно-целевым методом определяется следующими факторами:
масштабность и государственная значимость проблемы;
ресурсоемкость решения проблемы;
федеральное значение проблемы, что определяется наличием актуальных социально-экономических задач, относящихся к компетенции органов государственной власти федерального уровня, решение которых прямо или косвенно связано с эффективным развитием рыбохозяйственного комплекса (обеспечение продовольственной безопасности страны, рост благосостояния и снижение дифференциации населения по уровню жизни, выравнивание уровней экономического развития субъектов Российской Федерации, подъем экономики стратегически значимых приграничных регионов, эффективное включение страны в мировую торговлю);
нахождение основной части водных биологических ресурсов в федеральной собственности;
определенные органами государственной власти федерального уровня условия функционирования рыбохозяйственного комплекса, в том числе:
режим доступа к водным биологическим ресурсам (режим квотирования, режим контроля за рыбопромысловой деятельностью);
режим обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах в Российской Федерации;
режим налогообложения и налогового администрирования;
режим регулирования внешнеторговой деятельности;
режим экономической и политической поддержки российских производителей рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынке;
тарифы на услуги инфраструктурных отраслей (прежде всего портового хозяйства, железнодорожного транспорта);
необходимость системного подхода к решению проблемы и согласования отдельных направлений политики в сфере рыболовства по содержанию, технологиям реализации и по времени осуществления;
потребность в комплексной взаимоувязке мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса.
Результаты прогнозно-аналитических исследований позволяют сделать выводы о неприемлемости принятия инерционного сценария развития отрасли (без реализации Программы).
Реализация мероприятий по развитию рыбохозяйственного комплекса с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизма их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей, позволяющих оценить эффективность реализации этих мероприятий.

3. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода

В 90-х годах прошлого столетия имело место негативное для организаций рыбохозяйственного комплекса изменение экономических условий его функционирования.
В ходе приватизации организаций рыбохозяйственного комплекса превалировали конъюнктурные мотивы, что привело к деконцентрации производства и формированию множества мелких хозяйствующих субъектов. Это отрицательно сказалось на эффективности управления производственными ресурсами, конкурентоспособности и финансовом положении рыбохозяйственных организаций.
Определяющими факторами стали сокращение государственной бюджетной поддержки и низкие темпы совершенствования нормативно-правовой базы.
Значительный урон развитию отрасли нанесло резкое сокращение научно-исследовательского флота, обеспечивающего поиск и прогнозирование промысловых скоплений водных биологических ресурсов.
Не претерпела существенных изменений система обслуживания судов в морских портах в Российской Федерации, которая предопределяет значительный рост издержек рыбопромысловых организаций.
Сокращение внутреннего спроса и формирование дополнительных барьеров доступа на внутренний рынок обусловили вынужденный экспорт рыбных товаров. Так, конкурентные позиции российских экспортеров на внешних рынках оказались слабыми, что значительно снижает эффективность внешнеторговых операций.
Опережающий рост цен на горючее и другие ресурсы текущего производственного потребления обусловили рост издержек организаций, занятых промыслом и переработкой водных биологических ресурсов. Монопольное положение торговых посредников привело к снижению доли доходов производителей в цене конечной продукции.
Как следствие, средний по отрасли показатель рентабельности упал до критического минимума (в 2000 - 2006  годах он составил 1,7 процента).
Острый дефицит внутренних финансовых ресурсов ставит организации рыбохозяйственного комплекса в неблагоприятные условия на рынке кредитных ресурсов, при которых кредитование с расплатой выловленной рыбой превращается, во-первых, в форму переориентации товарных потоков на внешний рынок, во-вторых, в канал изъятия финансовых ресурсов. Таким образом, по мере углубления финансового кризиса объективно снижается эластичность поставок продукции отечественными производителями. О значимости возникших барьеров свидетельствует динамичный рост объема импорта, удовлетворяющего растущий внутренний спрос даже на те виды рыбных товаров, которые производит и Российская Федерация.