(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 7 мая 2008 г. N 681-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 32439,3 млн.рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Росрыболовству обеспечить разработку проекта Программы и Минэкономразвития России представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Российской Федерации
В. Зубков
Москва
7 мая 2008 г.
N 681-р

Концепция
федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах"
(утв. распоряжением Правительства РФ от 7 мая 2008 г. N 681-р)

1. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Освоение пространств и ресурсов Мирового океана - одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути.
Пространственные и геофизические особенности нашей страны, ее роль в глобальных и региональных отношениях делают Российскую Федерацию ведущей морской державой.
Данное положение Российской Федерации объясняется также наличием значительного потенциала в виде запасов водных биологических ресурсов, что является естественным конкурентным преимуществом в глобальной экономике и представляет собой не только основу для развития экономики и социальной сферы, но и гарантию нормальной жизнедеятельности будущих поколений.
Состояние и тенденции развития рыбного хозяйства в мире в настоящее время характеризуются усилением соперничества среди стран, осуществляющих промысел водных биологических ресурсов, за право их использования.
Рыбное хозяйство в Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим в себя широкий спектр видов деятельности - от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом.
При этом рыбохозяйственный комплекс является не только поставщиком продукции для сельского хозяйства, медицинской, космической, химической, кожевенной, меховой и обувной промышленности, торговли и других секторов экономики, но и потребителем продукции судостроения и машиностроения, услуг радиосвязи, космической, электронной и химической промышленности, сферы транспорта, обеспечивая занятость около 3 млн. человек в смежных отраслях экономики.
Многие страны рассматривают рыбное хозяйство как компонент стратегического значения, обеспечивающего безопасность, поскольку рыболовство способствует заселенности отдельных прибрежных регионов и их социально-экономическому развитию.
В этой связи большинством государств, имеющих береговую линию большой протяженности, проводится протекционистская политика по отношению к рыболовству и обеспечивается создание таких правовых и экономических условий, которые бы позволяли рыбному хозяйству эффективно функционировать и быть защищенным от внешней конкуренции.
До 80-х годов прошлого столетия рыболовство было одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики нашей страны. По объему добычи рыбы СССР был лидером мирового рыболовства. Однако с начала 90-х годов в результате воздействия целого ряда политических, общеэкономических и внутриотраслевых причин в рыбохозяйственном комплексе сложилась кризисная ситуация.
К 2006 году сократились по сравнению с 1991 годом в 2,2 раза добыча водных биологических ресурсов и в 1,2 раза производство пищевой рыбной продукции, что привело к тому, что среднедушевое потребление рыбных продуктов в Российской Федерации сократилось по сравнению с 80-ми годами прошлого века почти в 2 раза и составляет 12,6 кг при рекомендуемом Российской академией медицинских наук объеме потребления 23,7 кг.
При этом среднедушевое потребление рыбных продуктов ведущих мировых рыболовных держав характеризуется следующими показателями: Япония - 64,7 кг, США - 22,6 кг, Китай - 25,7 кг, Норвегия - 47,4 кг.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в настоящее время потенциал страны используется недостаточно эффективно.
Российский рыбопромысловый флот на сегодняшний день насчитывает более 3000 судов различного назначения: добывающие, обрабатывающие, транспортные, научно-исследовательские и другие. Флот обеспечивает около 90 процентов общего объема вылова водных биологических ресурсов. На судах сосредоточено более 75 процентов производственных мощностей отрасли по выпуску пищевой рыбной продукции.
Сложившийся к настоящему времени типовой состав и эксплуатационно-экономические параметры рыбопромысловых судов не обеспечивают их эффективную работу, особенно за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. Физический износ рыбопромыслового флота составляет 68 процентов и подходит к критическим отметкам.
Около 33 процентов внутреннего потребления рыбных товаров обеспечивается за счет импорта, существенная часть которого является фактически реэкспортом водных биологических ресурсов, выловленных российскими рыбопромысловыми судами и поставленных зарубежным компаниям в виде сырья. Тем самым увеличиваются трансграничные издержки, связанные с обеспечением страны рыбной продукцией. При сохранении преимущественно сырьевого характера экспорта рыбных товаров рентабельность внешней торговли снижается.
Несмотря на сохранение общей обеспеченности водными биологическими ресурсами, наблюдается обострение проблем, связанных с воспроизводством водных биологических ресурсов, промысел которых характеризуется наиболее высокой рентабельностью. Под угрозой исчезновения находятся осетровые виды рыб.
При этом государственная политика заключается в пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов ценными промысловыми видами водных биологических ресурсов. За счет искусственного воспроизводства обеспечивается более 90 процентов запасов осетровых видов рыб бассейнов Каспийского и Азовского морей и около 60 процентов запасов тихоокеанских лососей.
Основными проблемами отечественного берегового рыбоперерабатывающего сектора являются исчерпание потенциальных возможностей материально-технической базы и отсутствие достаточного количества сырья для дальнейшего производства отечественной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Инвестиции в основной капитал в последние годы не превышают 18 процентов уровня 1990 года. Физический износ основных производственных фондов приближается к 60 процентам.
Уровень использования береговых объектов рыбоперерабатывающего производства в целом по стране остается низким. Так, производственные мощности задействованы по консервному производству на 44,8 процента, кулинарному производству - на 42,1 процента, коптильному производству - на 23,4 процента, морозильному производству - на 26 процентов.
В целях комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота портовое хозяйство в настоящее время объединяет 16 терминалов, 7 из которых имеют глубоководные причалы, способные обрабатывать крупнотоннажные суда. Общая протяженность причального фронта рыбных терминалов в морских портах в Российской Федерации составляет более 20 км (глубина воды у причалов - до 12 м).
Основная масса гидротехнических сооружений терминалов (причалы, молы и т.п.) построены в 50 - 60-х годах прошлого века и имеют значительную изношенность или находятся в аварийном состоянии, что не позволяет увеличить пропускную способность причалов и грузооборот терминалов, обеспечить безопасную эксплуатацию причалов, применение современного погрузо-разгрузочного оборудования.
Данные обстоятельства способствуют переориентации поставок продукции российских рыбохозяйственных организаций в морские порты зарубежных стран.
Среди негативных явлений, присущих рыбохозяйственному комплексу, особняком стоит проблема, связанная с незаконным промыслом водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, без кардинального решения которой говорить об экономическом оздоровлении отрасли в ближайшей перспективе сложно.
Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры по предотвращению браконьерства, масштабы его не снижаются, что наносит ощутимый вред деловой и политической репутации Российской Федерации на мировом уровне и противоречит экономическим интересам страны.
Наше государство несет огромные потери как финансовые - от недополучения налогов и сборов в бюджеты всех уровней, сокрытия валютной выручки, так и связанные с сокращением или почти полным уничтожением наиболее ценных запасов водных биологических ресурсов.
По оценкам экспертов, ежегодно Российская Федерация теряет за счет незаконного вылова и вывоза рыбной продукции за рубеж до 1 млрд. долларов США.
Недостаточная оснащенность современных судов, осуществляющих государственный контроль в сфере охраны водных биологических ресурсов, не позволяет эффективно противостоять браконьерству.
Кризисные тенденции в развитии рыбохозяйственного комплекса приобрели свойства самоподдерживающегося процесса и предопределяют в перспективе возникновение следующих факторов:
рост упущенной выгоды;
обострение социально-экономической ситуации в прибрежных регионах страны;
увеличение импорта на внутреннем рынке рыбных товаров с высокой добавленной стоимостью и актуализация угрозы продовольственной недостаточности;
сужение внутренних рынков для судостроения и судоремонта, а также ряда отраслей, производящих продукцию материально-технического снабжения и снаряжения рыбопромыслового флота.
Необходимость преодоления проблем, связанных с развитием рыбохозяйственного комплекса, отражена в поручениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, в решениях Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.
Основы формирования и реализации единой государственной политики в области развития рыбохозяйственного комплекса на долгосрочный период определены Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 27 июля 2001 г., и Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. N 1265-р.
Сводным докладом о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 - 2010 годы основными направлениями деятельности в части рыбохозяйственного комплекса определены:
развитие материально-технической базы, включая развитие береговых рыбоперерабатывающих организаций;
приведение стандартов качества продукции в соответствие с международной практикой;
развитие инфраструктуры в морских портах в Российской Федерации и снижение административных барьеров при ввозе и вывозе рыбного сырья и продукции из указанного порта;
развитие промысла в районах Мирового океана и в исключительных экономических зонах иностранных государств, включая развитие аквакультуры;
реконструкция и модернизация рыбоводных заводов.
По результатам рассмотрения вопросов развития рыбохозяйственного комплекса Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации дано поручение о разработке и принятии Концепции федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах" (далее - Программа).