(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 7 мая 2008 г. N 681-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
низкие темпы внедрения современных технологий реализации рыбных товаров, сохранение многоступенчатой системы торговых посредников и высокой доли организаций сферы обращения в розничной цене рыбных товаров;
неэффективная корпоративная структура комплекса, ограничивающая возможность маневра производственными ресурсами, отсутствие значительного прогресса в институциональной реинтеграции рыбохозяйственного комплекса (низкие темпы концентрации капитала в форме вертикально или горизонтально интегрированных компаний);
отсутствие системной государственной поддержки научно-исследовательской и рыбопромысловой деятельности, аналогичной той, которая сложилась в зарубежных странах.
Государственная политика развития рыбохозяйственного комплекса в рамках инерционного сценария будет сводиться преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования, что способно принести определенные положительные результаты. Так, приведение объема выделяемых водных биологических ресурсов в соответствие с производственными характеристиками флота может обеспечить рост рентабельности рыбопромысловой деятельности за счет увеличения загрузки наиболее производительных и эффективных судов. Принятие нормативно-правовых актов по прибрежному рыболовству способно создать предпосылки для более полного использования имеющихся водных биологических ресурсов. Можно также рассчитывать на постепенное совершенствование процедур обслуживания рыбопромысловых судов в морских портах в Российской Федерации. Однако без внедрения новых для нашей страны принципов экономической деятельности и механизмов государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса, включая частно-государственное партнерство, без государственной поддержки и стимулирования инновационной и инвестиционной активности указанные прогрессивные изменения не смогут переломить негативные тенденции.
Ожидаемое увеличение спроса на рыбные товары внутри страны столкнется с ограниченным предложением продукции отечественного производства, что обусловит дальнейший рост зависимости от импорта по этому виду продовольственных ресурсов.
Сырьевой характер экспорта неизбежно сохранится при низких темпах модернизации перерабатывающих мощностей, дефиците внутренних финансовых ресурсов, предопределяющих сохранение сложившейся зависимости российских рыбохозяйственных организаций от зарубежных источников кредитов на пополнение оборотных средств, а также от низкой конкурентоспособности морских портов в Российской Федерации с точки зрения режима обслуживания судов, условий ремонта.
Учитывая то, что наблюдается тенденция к ужесточению контроля государств с развитым рыбохозяйственным комплексом за водными биологическими ресурсами своих исключительных экономических зон, распространение этого контроля на открытую часть Мирового океана и недоосвоение водных биологических ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации создадут ситуацию, провоцирующую растущее внешнеэкономическое и внешнеполитическое давление на нашу страну со стороны зарубежных государств.
Отсутствие государственных мер по полному освоению общих допустимых уловов водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации и конвенционных районах Мирового океана российскими рыбохозяйственными организациями создаст приоритетные условия в этой сфере для иностранных государств.
Резкое сокращение количества российских научно-исследовательских и научно-промысловых экспедиций, дефицит современного высокотехнологичного оборудования негативно сказывается на достоверности оценок общих допустимых уловов промысловых видов рыб. В 2012 году всем научно-исследовательским судам основного типа, используемым в настоящее время для выполнения научно-исследовательских работ, исполнится 25 лет. В настоящее время обеспечиваются лишь единичные экспедиции в отдаленные районы промысла. И если не реализовать программу строительства новых научно-исследовательских судов, то после 2013 года российские морские ресурсные исследования будут практически прекращены. Ресурсные исследования играют важную роль в нормативно-правовом и организационном обеспечении промысла. Кроме того, одним из важнейших требований ко всем методикам научных исследований промысловых районов Мирового океана является необходимость непрерывного их проведения. Поэтому сокращение ресурсных исследований может стать причиной снижения эффективности промысловой деятельности российских рыбохозяйственных организаций и дальнейшего ослабления позиций Российской Федерации в ее отношениях с мировыми рыболовными державами.
В полной мере негативные последствия инерционного сценария развития проявятся в 2009 - 2013 годах, то есть инерционное развитие не позволит в дальнейшем не только существенно нарастить производство отечественных рыбных товаров, но и поддержать его на достигнутом уровне вследствие технологической деградации и сокращения производственных мощностей, сужения ресурсной базы рыболовства.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах проблемы

Были проанализированы и сравнивались с инерционным сценарием развития 2 варианта решения проблемы, каждый из которых направлен на развитие рыбохозяйственного комплекса, но отличается по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, объему, динамике и структуре финансирования.
В рамках первого варианта реализуются меры по совершенствованию нормативно-правовых, материальных и организационных механизмов, направленных на устранение проявлений теневой экономической деятельности, неэффективного или варварского использования водных биологических ресурсов.
При оценке этого подхода к преодолению проблем развития рыбохозяйственного комплекса следует исходить из того, что для многих рыбохозяйственных организаций различного рода нарушения являются единственным возможным в условиях кризиса способом обеспечения приемлемого уровня рентабельности.
Если одновременно не предпринять усилия по формированию предпосылок позитивного развития, не обеспечить повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса и системы его регулирования, то успех в сокращении масштабов теневой деятельности сможет лишь проявить реальную глубину кризиса в данном секторе экономики и предопределит в среднесрочной перспективе выход из бизнеса значительного количества рыбохозяйственных организаций, спад объема производства, негативные социально-экономические последствия как для прибрежных регионов, так и для страны в целом.
Институциональными факторами риска при реализации данного подхода к решению проблем развития рыбохозяйственного комплекса являются:
неопределенность в отношении сроков формирования необходимых элементов нормативной правовой базы;
значительное сопротивление неформальных институтов теневой экономики.
Государственная поддержка при первом варианте решения проблем развития отечественного рыбохозяйственного комплекса осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета отдельных инвестиционных проектов, имеющих характер разового мероприятия и отражающих единичные интересы отрасли.
Данный вариант малоэффективен, поскольку принятие решений Правительством Российской Федерации по единичным инвестиционным проектам не позволяет сосредоточить бюджетные средства для комплексного и взаимоувязанного преодоления проблем рыбохозяйственного комплекса.
Риски при реализации этого варианта связаны с длительностью согласования и принятия решений по отдельным проблемам и, соответственно, отсутствием увязки по срокам выполнения мероприятий, что приведет к увеличению затрат и, в конечном итоге, невыполнению мероприятий Программы из-за недостаточного бюджетного финансирования. Следствием данного подхода также будет потеря возможности привлечения достаточного объема внебюджетных средств на развитие рыбохозяйственного комплекса.
При втором варианте решения проблемы развитие отечественного рыбохозяйственного комплекса осуществляется на основе комплексного подхода в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации стратегическими приоритетами развития отрасли.
Основой второго варианта является масштабное обновление материально-технической базы рыбохозяйственного комплекса путем строительства и реконструкции объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов, коренного обновления научного флота, флота, используемого для воспроизводства водных биологических ресурсов, строительства и реконструкции причалов, гидротехнических сооружений рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации, развитие научной базы воспроизводства водных биологических ресурсов путем инвестирования объектов федеральной собственности за счет средств федерального бюджета.
Данные мероприятия государственной поддержки окажут значительное стимулирующее влияние на организацию частного сектора в части обновления рыбодобывающего флота, рыбоперерабатывающего сектора, создадут условия для активизации промысла в открытых районах Мирового океана, а также для наращивания объемов производства продукции, полученной в результате реализации мероприятий по воспроизводству водных биологических ресурсов.
Активизация научных исследований позволит преодолеть критическое отставание российских рыбохозяйственных организаций от зарубежных конкурентов по технологическому уровню.
Принятие ряда нормативных правовых актов по поставке водных биологических ресурсов и продукции из них на территорию Российской Федерации вместе с укреплением материально-технической базы органов государственной власти, осуществляющих охрану водных биологических ресурсов, позволит снизить уровень теневой экономики и повысить эффективность использования водных биологических ресурсов.
Основной риск базового подхода заключается в том, что все мероприятия, не будучи увязанными в единую программу, не дадут должного эффекта и могут привести к несогласованности действий, связанных с развитием отдельных направлений рыбохозяйственного комплекса страны.
Кроме того, Программа базируется на государственной поддержке намеченных к реализации мероприятий, и изменение ее объемов способно в значительной мере повлиять на результативность и эффективность ее реализации.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным является второй вариант, который позволяет при приемлемых затратах обеспечить решение проблемы.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Политика развития рыбохозяйственного комплекса должна быть направлена на внедрение действенных механизмов управления хозяйственной деятельностью, увеличение и повышение эффективности инвестиций, что позволит создать институциональные и материальные предпосылки для существенного улучшения качества рыбных товаров, роста объема и рентабельности их производства.
Программа будет осуществлена за 5-летний период (2009 - 2013 годы).
Программные мероприятия представлены по следующим 8 направлениям, обеспечивающим повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации:
строительство и реконструкция объектов по воспроизводству водных биологических ресурсов;
строительство и реконструкция научно-производственных центров по созданию технологий аква- и марикультуры (в части сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов);
строительство научно-исследовательских судов, судов, используемых для целей воспроизводства водных биологических ресурсов;
строительство судов, используемых для обеспечения государственного контроля за водными биологическими ресурсами и средой их обитания (далее - государственный контроль);
обновление рыбообрабатывающего оборудования в рыбоперерабатывающих организациях;
строительство и модернизация рыбопромысловых судов;
реконструкция портовых сооружений рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации;
научные исследования и разработки в рыбохозяйственной сфере.

6. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы по годам

Цель программы - обеспечение устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса для удовлетворения растущего спроса населения Российской Федерации на рыбные товары при опережающем росте предложения отечественной рыбной продукции с высокой долей добавленной стоимости и максимальном приближении к состоянию продовольственной достаточности.
Для достижения указанной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
увеличение ресурсной базы рыболовства путем искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, повышения эффективности проведения комплексных рыбохозяйственных исследований состояния запасов водных биологических ресурсов в районах промысла, включая исключительные экономические зоны иностранных государств и открытые районы Мирового океана;
повышение эффективности добычи водных биологических ресурсов;
расширение видового состава водных биологических ресурсов и тиражирование технологий культивирования их ценных видов;
увеличение объемов доставки рыбной продукции и сырья на территорию Российской Федерации путем повышения пропускной способности (грузооборота) рыбных терминалов морских портов в Российской Федерации;
удовлетворение растущего спроса населения на рыбную продукцию за счет увеличения объема производства товарной пищевой рыбной продукции.
Показателями Программы являются: