Действующий
Тем не менее в последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения проблем обеспечения массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на возрождении массового спорта, массовой физической культуры.
Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 - 50 процентов населения, тогда как в Российской Федерации - только около 11 процентов.
Кроме того, о необходимости вмешательства государства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой у широких масс граждан свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Российской Федерации, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. По данным международных организаций, Российская Федерация находится на 143-м месте в мире (наравне с беднейшими государствами Африки и Азии) по показателю ожидаемой продолжительности жизни (67 лет). В то же время в Австралии, Великобритании и других развитых странах, где осуществлялись целевые программы в области физической культуры, показатель ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации целевой программы развития массовой физической культуры и спорта бесспорен.
Несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на незначительный рост количества людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем государственных расходов далеки от оптимальных. Так, средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на 1 человека в год, составила всего 169,5 рубля (данные 2003 года), в то время как, например, в Великобритании она составляет около 60 долларов.
Можно сделать вывод, что сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения, в том числе:
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение;
отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения.
Решить указанные проблемы призвана федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Программа).
Существующие сегодня механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государственных органов. Недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также общественными спортивными организациями в области физической культуры и спорта.
На государственном уровне принимались меры, направленные на обеспечение оптимальных условий для развития физической культуры и спорта. Имеется ряд законов и нормативных правовых актов, принятых на федеральном и региональном уровнях. К сожалению, их реализация не принесла должных результатов.
Сегодня очевидно, что развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации требует комплексного и системного подхода. В этой связи разработка Программы является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Программно-целевой метод решения данной проблемы позволит за десятилетие (2006 - 2015 годы) реализовать конкретные проекты. Можно выделить следующие основные преимущества решения поставленной проблемы программно-целевым методом:
комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках Программы;
распределение полномочий и ответственности. В рамках Программы проводится четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, предусматривается участие в реализации Программы общественных организаций, коммерческих структур и т.д. Данный подход позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. В рамках Программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам реализации Программы.
В целом в Концепции федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - Концепция) предлагается руководствоваться тем, что:
основным направлением работы будет развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан;
финансовые ресурсы будут направляться в первую очередь на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры и организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни;
развитие спорта высших достижений со стороны государства будет осуществляться путем финансирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок, внедрения системы антидопингового контроля, модернизации специализированной инфраструктуры;
будет проводиться постоянное наблюдение за степенью удовлетворенности населения действиями государства в области физической культуры и за изменением количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
В предыдущих разделах Концепции отражены основные негативные тенденции и проблемы в области массового спорта и спорта высших достижений в Российской Федерации. Без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом как путем изменения базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией, еще более усугубится.
невозможность реализации большей частью населения права на занятия физической культурой и спортом, особенно среди малообеспеченных категорий граждан (инвалиды, пожилые люди, дети-сироты и т.д.);
потеря Российской Федерацией передовых позиций в спорте высших достижений и конкурентоспособности в рамках международного спортивного движения;
неэффективная работа по подготовке спортивного резерва для сборной команды страны по различным видам спорта;
недостаточное привлечение детей и молодежи к занятиям физической культурой и спортом, что негативно влияет на здоровье будущих поколений и обороноспособность страны, а также ведет к росту детского и подросткового алкоголизма, наркомании и преступности;
отсутствие у населения возможностей и желания активного (с точки зрения физической нагрузки) проведения свободного времени.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию массового спорта, когда показатели активного участия не будут улучшаться, а развитие спорта высших достижений будет недостаточным. В этом случае массовый спорт останется привилегией малочисленного обеспеченного слоя населения, а для малообеспеченных категорий граждан так и останется недоступной роскошью.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Для принятия решения об источниках финансирования и о направлениях использования средств с целью развития физкультуры и спорта в стране следует рассмотреть различные варианты решения проблемы для выбора из них наиболее оптимального. При определении приоритетов возможно рассмотрение различных вариантов, которые могут быть изменены как на стадии планирования, так и в процессе осуществления мероприятий Программы. Кроме того, могут быть использованы различные комбинации финансового обеспечения Программы в части федеральных, региональных и внебюджетных источников.
В целом анализ текущей ситуации в данной области и поставленных задач показывает, что в качестве критериев разработки различных сценариев развития целесообразно использовать:
потребность в финансировании различных программ и направлений развития физической культуры и спорта;
приоритетность развития инфраструктуры и организации пропаганды физической культуры и занятий спортом как составляющей части здорового образа жизни;
Исходя из предположения, что средства будут расходоваться оптимально и эффективно для достижения поставленных задач, наиболее значимыми показателями становятся объем и динамика финансирования. В этой связи предлагается осуществить планирование динамики доходов, расходов и сделать прогноз таких производных показателей, по которым будет определяться достижение целей Программы, как количество людей, активно занимающихся спортом, процент малообеспеченных категорий граждан, активно занимающихся спортом, и количество медалей в общем командном зачете на Олимпийских играх.
Учитывая указанные параметры, целесообразно рассмотреть следующий вариант реализации Программы. При определении направлений финансирования приоритетными считаются:
развитие спорта в образовательных учреждениях (развитие материально-технической базы и инфраструктуры, улучшение стандартов спортивных сооружений для смещения акцентов с монотонных и однообразных упражнений на игровые виды спорта);