Действующий
Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 12 мая 2012 г. N 21К (854))
1.1. Общие требования к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденные Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (далее - Общие требования), разработаны в соответствии с положениями
Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
1.2. Целью Общих требований является унификация подходов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - контрольно-счетные органы) к разработке стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля, обеспечивающих соответствие разрабатываемых стандартов законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов Российской Федерации и международным стандартам в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности.
1.3. Задачей Общих требований является определение требований к структуре и содержанию стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
1.4. Общие требования распространяются на стандарты внешнего государственного финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утверждаемые контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
1.5. При утверждении стандартов внешнего муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий муниципальных образований контрольно-счетные органы муниципальных образований вправе применять настоящие Общие требования.
1.6. Контрольно-счетные органы при утверждении стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля вправе использовать стандарты Счетной палаты Российской Федерации.
1.7. Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля не могут противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов Российской Федерации, иным нормативным правовым актам.
При подготовке стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля учитываются стандарты ИНТОСАИ и другие международные стандарты в области государственного контроля, аудита и финансовой отчетности.
2. Назначение стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля
2.1. Стандарты внешнего государственного финансового контроля контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (далее - стандарты контрольно-счетных органов) - это нормативные документы, утверждаемые контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), определяющие обязательные принципы, характеристики, правила и процедуры планирования, организации и осуществления полномочий в сфере внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.
2.2. Контрольно-счетные органы разрабатывают стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля исходя из основных принципов контроля и общих требований, утвержденных Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, с учетом региональных (муниципальных) особенностей.
2.3. Стандарты контрольно-счетных органов регламентируют профессиональную деятельность инспекторов (аудиторов) и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования существующих и предупреждения потенциальных конфликтов между сотрудниками контрольно-счетных органов и их руководством, между контрольно-счетным органом и иными контролирующими органами, между контрольно-счетным органом и объектом проверки, между контрольно-счетным органом и организациями, защищающими общественные интересы, а также между инспекторами (аудиторами).
2.4. Применение стандартов контрольно-счетных органов, разработанных в соответствии с Общими требованиями, призвано обеспечить соблюдение основных принципов внешнего финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
3. Общие требования к структуре стандарта внешнего государственного и муниципального финансового контроля
Структура стандарта контрольно-счетного органа должна соответствовать Общим требованиям.
Стандарт должен иметь следующую структуру:
в) регламентирующие параметры - ссылки на российские и (или) международные стандарты, использованные при разработке данного стандарта;
г) общие положения - обоснование необходимости стандарта, определение его основных терминов и понятий, сферы применения, описание объекта стандартизации;
д) цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением;
е) взаимосвязь с другими стандартами - ссылки на соответствующие положения других стандартов;
ж) определение основных принципов и методик - описание подходов контрольно-счетного органа, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом;
з) перечень документов, которые сотрудник контрольно счетного органа должен составить согласно требованиям стандарта;
и) перечень нормативных актов, которыми сотрудник контрольно счетного органа должен руководствоваться при выполнении требований стандарта (при необходимости);
к) приложения (при необходимости).
4. Общие требования к содержанию стандартов внешнего государственного и муниципального финансового контроля
Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля должны отвечать следующим основным требованиям:
целесообразности - соответствовать поставленным целям их разработки;
четкости и ясности - обеспечивать однозначность понимания изложенных в них положений;
логической стройности - обеспечивать последовательность и целостность изложения их положений, исключать внутренние противоречия;
полноты (существенности) - достаточно полно охватывать регламентируемый ими предмет;
преемственности и непротиворечивости - обеспечивать взаимосвязь и согласованность с ранее принятыми нормативными (методическими) документами контрольно-счетных органов, не допускать дублирование их положений;
подконтрольности выполнения - содержать положения, обеспечивающие возможность объективного контроля выполнения их положений;
единства терминологической базы - обеспечивать одинаковую трактовку применяемых в них терминов.
Стандарты контрольно-счетного органа не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.
Стандарты контрольно-счетного органа должны устанавливать правила, регулирующие следующие вопросы: планирования контрольной и экспертно-аналитической деятельности; сбора доказательств при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; документирования; отчетности; управления контрольной деятельностью; обеспечения контроля качества контрольной деятельности и др.
Стандарты контрольно-счетного органа рекомендуется подразделить на две группы:
стандарты организации деятельности контрольно-счетного органа и
стандарты финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетным органом.
Стандарты организации деятельности контрольно-счетного органа (далее - СОД КСО) должны определять принципы, характеристики, правила и процедуры организации и осуществления в контрольно-счетном органе методологического обеспечения, планирования работы, подготовки отчетов, взаимодействия с другими контрольными органами, других видов деятельности.
Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля, осуществляемого контрольно-счетным органом (далее - СФК КСО), должны определять принципы, характеристики, правила и процедуры осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетного органа.
4.1. Стандарты организации деятельности контрольно-счетного органа (СОД КСО)
4.1.1. СОД КСО по организации методологического обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетного органа
Целью стандарта является установление общих принципов, правил и процедур методологического обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетного органа (далее - методологическое обеспечение).
Методологическое обеспечение состоит в формировании и совершенствовании системы взаимоувязанных стандартов и методических документов контрольно-счетного органа, регулирующих осуществление его контрольной и экспертно-аналитической деятельности в целях содействия качественному выполнению задач контрольно-счетного органа, повышению уровня эффективности его деятельности.
Задачами методологического обеспечения являются:
обеспечение стандартами и методическими документами процесса и процедур осуществления всех видов и форм контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетного органа;
поддержание в актуальном состоянии, соответствующем законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации, стандартов и методических документов контрольно-счетного органа;