Действующий
(02) при регламентных работах включение (выключение) электрорадионавигационных приборов и рыбопоисковых средств производить только с разрешения вахтенного помощника;
(03) при неисправности произвести выключение приборов, доложить на мостик, начальнику службы и действовать по указанию;
(04) уметь вести поиск по рыбопоисковым приборам.
Радиооператоры 1-го и 2-го классов
71. Радиооператоры 1-го и 2-го классов подчиняются начальнику службы; обязаны соблюдать требования международных, национальных, ведомственных документов, регламентирующих порядок радиосвязи, знать принципы работы и правила технической эксплуатации радиоаппаратуры. Их обязанности определяются начальником службы.
Глава VII. Судомеханическая служба
72. Судомеханическая служба обеспечивает эксплуатацию судовых технических средств, находящихся в ее ведении. В службу входят судовые механики, электромеханики, механики рефрижераторных установок, механики по судовым системам, механики по ремонту оборудования, механики по крановому хозяйству, механики-наладчики и машинная команда. В машинную команду: мотористы (машинисты), котельные машинисты, помповые машинисты, слесари, токари, электрогазосварщики, электрики, машинисты рефрижераторных установок и машинисты рыбомучной установки.
73. Главный механик подчиняется капитану и является начальником судомеханической службы.
Главный механик ведает энергетической установкой, вспомогательными механизмами, судовыми системами, электрооборудованием, рефрижераторными установками, технологическим оборудованием, палубными механизмами и устройствами, техническими средствами борьбы за живучесть судна, средствами предотвращения загрязнения моря (своего заведования), средствами автоматизации и внутритрюмной механизации, средствами герметизации и затемнения машинных помещений, помещениями службы.
Указания и распоряжения главного механика по вопросам эксплуатации технических средств обязательны для всех членов экипажа.
74. Главный механик устанавливает режим работы энергетической установки в соответствии с правилами по ее эксплуатации. Никто не имеет права увеличивать установленный предел нагрузки энергетической установки, за исключением команд с мостика о форсировании хода.
75. Главный механик выполняет распоряжения капитана в части использования технических средств службы. Если выполнение распоряжения может вызвать повреждение технических средств, он должен предупредить капитана о возможных последствиях и действовать по его указанию. О таких распоряжениях и предупреждениях должна быть соответствующая запись в машинном журнале.
76. Вывод из действия или изменение режима работы технических средств, вызывающие нарушение режима безопасной эксплуатации судна либо производственного процесса, производятся только с разрешения капитана. Если необходимость таких действий связана с предотвращением выхода из строя или исправлением повреждений, главный механик обязан доложить об этом капитану и действовать по его указанию. В экстренных случаях, исключающих возможность своевременного получения разрешения капитана, главный механик вправе действовать по своему усмотрению, поставив об этом в известность вахтенного помощника.
77. Если действия кого-либо из подчиненных угрожают выходом из строя технических средств, главный механик вправе отстранить его от исполнения обязанностей, доложив об этом капитану.
(01) руководить работой специалистов службы; обеспечивать правильную эксплуатацию технических средств службы и поддержание их в надлежащем техническом состоянии;
(02) обеспечивать постоянную готовность всех технических средств борьбы за живучесть судна;
(03) контролировать соответствие применяемых топлив, смазочных материалов, а также присадок к топливам, маслам, котельной и охлаждающей воде установленным требованиям;
(04) планировать профилактические и ремонтные работы, организацию вахтенного обслуживания технических средств; контролировать своевременное предъявление технических средств к освидетельствованию надзорными органами;
(05) обеспечивать организацию и подготовку всех членов службы к борьбе за живучесть судна; во время судовых тревог непосредственно руководить действиями по борьбе за живучесть в помещениях службы;
(06) осуществлять контроль за своевременным составлением ремонтных ведомостей, снабжением аварийным имуществом, инвентарем, материалами, сменно-запасными частями;
(07) выполнять конвенционные требования по предотвращению загрязнения морской среды;
(08) планировать проведение технической учебы;
(09) контролировать ведение машинного журнала, отчетной документации службы.
(01) потребовать от командного состава службы письменные рапорты о состоянии их заведований;
(02) принять все технические средства и помещения, находящиеся в ведении службы;
(03) ознакомиться с составом и укомплектованностью службы, состоянием технических средств, наличием запасных частей и другого имущества, топлива, масел, котельной воды, ходе ремонта, имевших место аварийных случаях и их последствиях;
(04) совместно со сдающим дела и в присутствии лиц, в чьем ведении находятся соответствующие технические средства, произвести их осмотр; при необходимости потребовать вскрытия, проверки в действии любого механизма или устройства;
(05) при необходимости потребовать подтверждения технического состояния гребных винтов, кормового дейдвудного уплотнения и руля путем водолазного осмотра или другими способами;
(06) проверить комплектность судовой отчетной и нормативной технической документации;
(07) прием-сдачу зафиксировать в машинном журнале за подписями сдающего и принимающего дела. Вновь назначенный главный механик вступает в должность с момента подписания машинного журнала с записью о приеме-сдаче капитаном судна.
80. В период эксплуатации:
(01) обеспечить подготовку службы к выходу в море, включая состояние технических средств и комплектацию специалистами. За 2 часа до выхода доложить капитану о готовности службы к рейсу, и за 15 минут - о готовности к отходу;
(02) следить за всеми изменениями условий плавания и принимать по службе меры предосторожности;
(03) в сложных условиях плавания (входе и выходе из порта, следовании в узкости, канале, в районе интенсивного судоходства, подходе к берегу и опасным местам, швартовных операциях и т.д.) находиться на посту управления энергетической установкой и руководить машинной вахтой. Если такое плавание длится продолжительное время, он может, с разрешения капитана, временно уйти из машинного отделения, оставив за себя старшего или второго механика;
(04) по вызову вахтенного механика немедленно прибыть на место и находиться там до тех пор, пока этого требует обстановка;
(05) при аварийных ситуациях находиться в машинном отделении на посту управления и руководить действиями службы.
81. При постройке и ремонте судна:
(01) при приемке нового судна обеспечить прием специалистами службы технических средств, документации, сменно-запасных частей, имущества, инструмента и инвентаря по заведованиям, руководствуясь условиями договора (контракта) на постройку, спецификацией, материалами приемной комиссии и документами классификационных обществ и надзорных органов;
(02) после постановки судна в док (подъем на слип) и перед выходом из дока (спуска со слипа) совместно с капитаном и старшим помощником произвести наружный осмотр корпуса, забортных отверстий и арматуры, движителей, дейдвудных уплотнителей, рулевого устройства, устройств коррозийной защиты;
(03) по своей службе принять все меры для обеспечения живучести судна; обеспечить контроль качества работ и соответствие их ремонтным ведомостям, проектам и чертежам; распределить специалистов службы для наблюдения за ремонтом; обеспечить приемку работ от судоремонтного предприятия и специалистов;
(04) лично присутствовать при пробных пусках главной энергетической установки после ремонта, а также обеспечить надлежащий контроль специалистов службы в период обкатки установки.
82. Старший механик является заместителем главного механика. В его ведении находятся главные и вспомогательные двигатели, главные редукторы, валопроводы, движители, котлы, опреснители, системы энергетической установки и общесудовые системы, вспомогательные механизмы, клинкетные двери в машинных отделениях, механическая и гидравлическая части приводов, средства предотвращения загрязнения моря, механическая часть палубных и промысловых механизмов, рулевого и грузового устройств, механические средства бытового назначения, система кондиционирования воздуха (без рефрижераторной части), системы и устройства автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия перечисленного оборудования, материально-техническое снабжение и аварийное имущество машинного отделения, тоннели валопроводов и трубопроводов, румпельное отделение, механические мастерские, станции приема-выдачи топлива, масла, воды, льяльных вод, станции пожаротушения, помещения: машинные, аварийного дизель-генератора, вентиляторов, для производства электрогазосварочных работ и хранения баллонов, сепараторов и обработки сточных вод, опреснителей, насосные, а также противопожарные и грузоподъемные средства в указанных помещениях.
Старший механик является непосредственным начальником всех механиков, за которыми закреплены в заведование вышеперечисленные технические средства.
(01) обеспечивать надежную работу, правильную эксплуатацию и обслуживание технических средств своего заведования, постоянную готовность технических средств обеспечения живучести судна;