Действующий
II. Цели, предмет и виды деятельности Академии
12. В своей деятельности Академия руководствуется следующими целями:
а) всемерное содействие развитию наук об образовании в Российской Федерации;
б) научное и методическое обеспечение системы образования Российской Федерации;
в) обеспечение научно-методического руководства научными и образовательными организациями в сфере наук об образовании;
г) повышение общественного престижа научной деятельности, статуса и социальной защищенности работников науки и образования.
13. Предметом деятельности и задачами Академии являются:
а) изучение и анализ мировых достижений в сфере наук об образовании с целью их использования в интересах Российской Федерации;
б) обобщение и распространение в Российской Федерации и за рубежом прогрессивного отечественного опыта развития образования и достижений в сфере наук об образовании;
в) участие в разработке, апробации и экспертизе новых образовательных технологий, средств и форм организации обучения и воспитания детей;
г) участие в разработке и реализации государственной образовательной политики, стратегических направлений, целей и программ развития образования, взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в разработке и реализации образовательной политики;
д) повышение психолого-педагогической культуры общества, оказание научно-методической помощи семье, образовательным организациям и органам, осуществляющим управление в сфере образования;
е) подготовка предложений, направленных на развитие материальной и социальной базы психолого-педагогических наук, повышение степени интеграции науки и образования, эффективную реализацию инновационного потенциала фундаментальной науки и укрепление социальной защищенности научных работников;
ж) взаимодействие с Российской академией наук, другими государственными академиями наук, научными обществами, творческими союзами и другими организациями, участвующими в проведении научных исследований.
14. Академия осуществляет следующие основные виды деятельности:
а) участвует в координации и проведении фундаментальных и поисковых научных исследований в сфере наук об образовании, осуществляет научно-методическое обеспечение реализации государственных программ в области образования, научно-консультативное и экспертное обеспечение в сфере наук об образовании и смежных с ними наук;
б) разрабатывает предложения по основным направлениям фундаментальных и поисковых научных исследований в сфере наук об образовании и смежных с ними наук, выделяет наиболее перспективные из направлений, а также рекомендации по возможным видам и формам организации исследований, обеспечивающие эффективное расходование денежных средств при их проведении, с учетом возможного практического применения полученных результатов;
в) участвует в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных программ в сфере науки и технологий, образования, семьи и детства, культуры;
г) участвует в разработке и экспертизе проектов федеральных государственных образовательных стандартов, примерных программ, учебников и учебных пособий, средств обучения общего и дополнительного образования, в том числе по психолого-педагогическим направлениям профессионального образования;
д) проводит педагогическую экспертизу, экспертизу педагогических инноваций;
е) участвует в разработке требований к педагогической продукции, реализованной в том числе на базе информационно-коммуникационных технологий;
ж) обеспечивает научно-методическое сопровождение деятельности подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации образовательных организаций, научных организаций, проводящих исследования в сфере наук об образовании;
з) представляет интересы Академии в международных научных союзах, развивает связи с иностранными и международными научными организациями, участвует в международных научных программах, а также организует взаимодействие российских научных и образовательных организаций с международными научными организациями, в том числе обмен специалистами;
и) осуществляет редакционно-издательскую и полиграфическую деятельность, связанную с опубликованием результатов научных исследований, в том числе в виде монографий, и популяризацией научных достижений в установленной сфере деятельности Академии;
к) организует проведение общественно значимых мероприятий в сфере образования и науки, за исключением мероприятий, указанных в
подпункте "б" пункта 16 настоящего устава.
15. Академия вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы (оказывать услуги), относящиеся к основным видам деятельности Академии, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при выполнении (оказании) одних и тех же работ (услуг) условиях.
16. Академия вправе осуществлять следующие иные виды деятельности, не являющиеся основными и соответствующие целям деятельности Академии:
а) оказание информационных и консультационных услуг в сфере деятельности Академии;
б) организация и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, имеющих научный и культурно-просветительский характер.
17. Академия ежегодно, до 1 июля, представляет в Правительство Российской Федерации:
а) отчеты о научной, научно-организационной и финансово-хозяйственной деятельности;
б) предложения о приоритетных направлениях развития исследований в сфере наук об образовании.
а) быть учредителем и (или) участником коммерческих и некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации соглашения о научно-информационном сотрудничестве с академиями наук и научно-исследовательскими организациями иностранных государств, участвовать в организации и проведении международных научных конгрессов, конференций, симпозиумов и семинаров;
в) разрабатывать и представлять в Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендации об объеме средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на финансирование фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования в сфере наук об образовании, и о направлениях их расходования;
г) создавать научные, экспертные, консультативные и координационные советы, комитеты и комиссии по важнейшим направлениям развития науки и техники в сфере наук об образовании.
19. Академия в пределах своей компетенции увековечивает память выдающихся ученых - членов Академии, учреждает и присуждает медали и премии за выдающиеся научные достижения, в том числе золотые медали и премии имени выдающихся ученых.
Академия учреждает и присуждает российским и иностранным ученым почетные звания, а также молодым ученым и студентам образовательных организаций высшего образования - медали, премии и стипендии.
III. Члены Академии и иностранные члены Академии
20. В состав Академии входят члены Академии и иностранные члены Академии.
Членами Академии являются академики и члены-корреспонденты Академии, избираемые общим собранием Академии. Выборы членов Академии проводятся в пределах численности, устанавливаемой Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания членов Академии.
21. Членами Академии избираются граждане Российской Федерации. Члены Академии избираются пожизненно.
Академиками Академии избираются ученые из числа членов-корреспондентов Академии, обогативших науки об образовании трудами первостепенного научного значения.
Членами-корреспондентами Академии избираются граждане Российской Федерации, обогатившие науки об образовании и (или) социальную практику в области образования выдающимися трудами или значимыми для образовательной системы Российской Федерации практическими результатами и достижениями.
22. Правительством Российской Федерации устанавливается ежемесячная денежная выплата членам Академии, по представлению общего собрания членов Академии устанавливается численность ее членов.
23. Выборы членов Академии назначаются президиумом Академии при наличии вакансий. Наименования научных направлений (специальностей) и количество вакансий по отделениям в отношении каждой специальности устанавливаются президиумом Академии с учетом предложений отделений Академии.
24. Сообщение о проведении выборов членов Академии публикуется в общероссийских средствах массовой информации не менее чем за 3 месяца до их проведения. Изменение наименований научных направлений (специальностей), перераспределение количества вакансий по каждому направлению (специальности) после публикации указанного сообщения не допускаются.
25. Академики Академии, научные организации, образовательные организации, государственные органы, осуществляющие управление в сфере образования и науки, вправе в течение 45 дней со дня опубликования сообщения о проведении выборов членов Академии письменно сообщить президенту Академии с соответствующим обоснованием имена выдвинутых ими кандидатов по научным направлениям (специальностям), указанным в этом сообщении.
26. Перечень документов, представляемых кандидатами в члены Академии, утверждается президиумом Академии.