Действующий
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 27 марта 2006 г. N 174/1121-4 "О Методических рекомендациях по организации деятельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе"
В связи с внесением изменений в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", с учетом опыта деятельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за формированием и расходованием средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, проведению проверок представленных кандидатами сведений о доходах и об имуществе в период федеральных и региональных избирательных кампаний, руководствуясь статьей 21 вышеуказанного Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
Методические рекомендации по организации деятельности избирательных комиссий и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 сентября 2002 года N 158/1396-3, утвердив их в новой редакции (прилагается).
1. Внести изменения в
Методические рекомендации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации для использования в работе.
2. Направить Методические рекомендации
по организации деятельности избирательных комиссий* и созданных при них контрольно-ревизионных служб по контролю за избирательными фондами кандидатов, избирательных объединений, достоверностью представленных сведений о доходах и об имуществе
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 27 марта 2006 г. N 174/1121-4)
В соответствии со статьями 59 и 60 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации контроль за формированием и расходованием средств избирательных фондов, организацию проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках осуществляют избирательные комиссии и созданные при них контрольно-ревизионные службы (далее - КРС). Эффективность работы избирательных комиссий и КРС по указанным направлениям зависит от совершенства законодательной базы, качественности организационной подготовки выборов и выполнения всех мероприятий, связанных с проверкой сведений, представляемых кандидатами, избирательными объединениями, контролем за избирательными фондами.
Избирательное законодательство субъекта Российской Федерации, основываясь на нормах Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с учетом изменений, внесенных в него Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации") должно предусматривать следующее.
- кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, обязаны создавать избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании и открывать специальный избирательный счет в филиалах Сбербанка России; избирательный фонд создается кандидатом - в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для регистрации этой избирательной комиссией, избирательным объединением - в период после регистрации его уполномоченных представителей по финансовым вопросам соответствующей избирательной комиссией;
- при проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пяти тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится; в этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах;
- законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что на выборах органов местного самоуправления сельских поселений перечисление средств избирательного фонда на специальный избирательный счет необязательно в случае, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают трех тысяч рублей;
- кандидат вправе, а в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, обязан, избирательное объединение обязано назначить уполномоченного представителя (уполномоченных представителей) по финансовым вопросам; регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется избирательными комиссиями в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;
- порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов на региональных и местных выборах определяет избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с главным управлением (национальным банком) Центрального банка Российской Федерации в субъекте Российской Федерации;
- гражданин перечисляет пожертвование в избирательный фонд через кредитную организацию или отделение связи;
- юридические лица вносят пожертвования в избирательный фонд только в безналичном порядке; при этом в платежном документе наряду с другими обязательными реквизитами платежа делают общую отметку об отсутствии ограничений по источникам формирования избирательного фонда, установленных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона;
- ограничения на внесение пожертвований в избирательные# фонд юридическими лицами, учрежденными государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); организациями, учрежденными юридическими лицами, указанными в пунктах "д" и "и" части 6 статьи 58 Федерального закона; организациями, имеющими в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) юридических лиц, указанных в пунктах "д" и "и" части 6 статьи 58 Федерального закона, превышающую (превышающий) 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);
- сроки возврата пожертвований либо их перечисления в доход соответствующего бюджета устанавливаются законом субъекта Российской Федерации;
- запрет на расходование с целью достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды; причем законом должно быть предусмотрено право использовать только те денежные средства избирательного фонда, которые поступили в избирательный фонд в установленном законом порядке и были перечислены отправителями на специальный избирательный счет до дня голосования;
- возможность материальной поддержки кандидата, избирательного объединения, направленной на достижение определенного результата на выборах, при условии ее обязательной компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда;
- право использования избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, для целей своей избирательной кампании без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимого и движимого имущества (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящегося в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов;
- избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения единовременно и в полном объеме; избирательный залог считается внесенным в случае представления кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа с отметкой филиала Сбербанка России о перечислении избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии, а при отсутствии на территории, где проводятся выборы, филиала Сберегательного банка Российской Федерации - с отметкой другой кредитной организации, которую определяет организующая выборы избирательная комиссия; повторное внесение избирательного залога допускается только в случае повторного представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов;
- законом субъекта Российской Федерации размер избирательного залога может быть уменьшен до суммы, составляющей менее 15 процентов, но не менее 10 от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
- если кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, после представления в избирательную комиссию подписных листов и иных документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, перечислит на ее специальный счет избирательный залог и (или) представит в соответствующую избирательную комиссию копию платежного документа с отметкой кредитной организации о перечислении избирательного залога на ее специальный счет, избирательная комиссия возвращает избирательный залог кандидату, избирательному объединению и (или) отказывает в приеме указанной копии платежного документа. Если кандидат, избирательное объединение после поступления избирательного залога на указанный счет и (или) представления в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа с отметкой кредитной организации о перечислении избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии представит подписные листы, избирательная комиссия отказывает в приеме подписных листов. В случае одновременного представления кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, и копии платежного документа с отметкой кредитной организации о перечислении избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии избирательная комиссия отказывает в приеме подписных листов;
- основаниями возврата избирательного залога в избирательный фонд среди прочих обстоятельств являются:
- поступление на специальный счет в качестве избирательного залога средств без представления в избирательную комиссию копии соответствующего платежного документа с отметкой филиала Сбербанка России;
- внесение избирательного залога за счет средств, поступивших в избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных законом;
- основаниями отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов среди прочих обстоятельств являются:
- внесение кандидатом, избирательным объединением избирательного залога в меньшем размере, чем это установлено законом,
- внесение избирательного залога за счет средств, поступивших в избирательный фонд с нарушением требований, предусмотренных законом;
- отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов;
- изготовление всех агитационных материалов производится не ранее оплаты указанных расходов за счет средств соответствующего избирательного фонда;
- законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что кандидатом, избирательным объединением одновременно с представлением документов для регистрации представляется первый финансовый отчет; порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливает соответствующая избирательная комиссия;
- вместе с итоговым финансовым отчетом кандидата, избирательного объединения представляются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд и расходование этих средств; перечень этих документов определяет комиссия, организующая выборы;
- законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет;
- с целью соблюдения гласности в вопросах финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательная комиссия периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения об избирательных фондах; объем подлежащих опубликованию сведений устанавливается законом субъекта Российской Федерации;
В части организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, доходах и их источниках:
- избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие государственные органы с представлением о проверке сведений об имуществе кандидата, (каждого кандидата из списка кандидатов), его доходах и их источниках;
- соответствующие государственные органы осуществляют проверку сведений об имуществе и доходах и представляют в избирательную комиссию данные о результатах проверки в течение 20 дней, а если представление избирательной комиссии поступило за 10 и менее дней до дня голосования, эти органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией;
- избирательная комиссия доводит до избирателей сведения, представленные кандидатами при их выдвижении, направляет в средства массовой информации данные о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных кандидатами, размещает их вместе с другими материалами на информационных стендах в помещениях участковых избирательных комиссий.