(Действующий) Приказ Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N 160 "Об утверждении...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
1.7. Комиссии создаются в местных и территориальных органах. В состав комиссий включаются только сотрудники соответствующих органов Минприроды России. Число членов комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.
При невозможности создания комиссий в местных органах из-за отсутствия необходимой численности сотрудников и по другим причинам дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссиями территориальных органов.
В необходимых случаях, при значительном удалении районов от республиканских, краевых, областных административных центров, могут создаваться межрайонные комиссии.
Решения о создании комиссий, в том числе районных, межрайонных, городских, и их персональном составе принимаются территориальными органами и оформляются приказом.

2. Права и обязанности должностных лиц, осуществляющих госземконтроль

2.1. Заместитель министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, на которого возложена организация госземконтроля, начальник подразделения (отдела) по госземконтролю министерства и его заместитель, руководители (заместители) территориальных и местных органов Минприроды России, а также начальники (заместители) подразделений по охране земель указанных органов в соответствии с пунктом 10 Положения имеют право:
а) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;
б) обращаться беспошлинно в суд и арбитражный суд по делам о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства, по вопросам отмены неправомерных решений, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, а также по делам о взыскании штрафов с физических и должностных лиц;
в) приостанавливать работы, ведущиеся с нарушением земельного законодательства или установленного режима использования земель особо охраняемых территорий, а также, если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим государственную экологическую экспертизу либо получившим отрицательное заключение;
г) вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии (выкупе) земельных участков при использовании их способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки, систематическом нарушении установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, рекреационного, оздоровительного назначения, а также в других случаях, предусмотренных земельным законодательством, согласно своей компетенции;
д) составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и передавать их на рассмотрение в соответствующие комиссии для привлечения виновных к административной ответственности или рассматривать дела о нарушениях земельного законодательства самостоятельно в пределах установленных законодательством штрафов, если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда;
е) беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, организации и учреждения, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами, - с учетом установленного режима их посещения;
ж) давать предприятиям, организациям и учреждениям, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;
з) получать от министерств, ведомств и их органов на местах утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда;
и) привлекать в установленном порядке специалистов для проведения обследований земельных угодий, экспертиз, проверок выполнения мероприятий по охране земель;
к) приостанавливать в случаях нарушения природоохранительного законодательства исполнение неправомерных решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения протестов в соответствующих органах (вышестоящем органе исполнительной власти, суде, арбитражном суде);
л) вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов и других работ в случае их приостановки, а также при отсутствии документов, удостоверяющих права на землю.
2.2. Другие должностные лица центрального аппарата, территориальных и местных органов Минприроды России, на которых возложено осуществление госземконтроля, пользуются правами, указанными в подпунктах "д" - "и" пункта 2.1. Инструкции, за исключением права самостоятельного рассмотрения дел о нарушениях земельного законодательства, которое предоставляется в порядке, установленном в п.1.6. Инструкции.

3. Организация государственного контроля за использованием и охраной земель

3.1. Работа по госземконтролю местных органов осуществляется в соответствии с годовым планом (соответствующим разделом Плана работы по государственному экологическому контролю), утверждаемым руководством территориальных органов Минприроды России не позднее 20 января текущего года.
3.2. В плане в соответствии с компетенцией органов Минприроды России предусматриваются проверки за:
а) выполнением мероприятий, предусмотренных директивными документами, федеральными и региональными программами, проектными материалами, по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию и загрязнение земель, а также по охране почв и рациональному использованию земельных ресурсов;
б) соблюдением установленных специальных режимов использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, деградированных и загрязненных земель;
в) выполнением работ по рекультивации нарушенных земель;
г) снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
д) соблюдением установленных норм и правил, обеспечивающих предотвращение загрязнения почв вредными химическими и радиоактивными веществами, сточными водами, а также захламление земель производственными, бытовыми и другими отходами;
в) достоверностью сведений, используемых при ведении государственного земельного кадастра, осуществлении мониторинга земель и проведении землеустройства;
ж) соблюдением природоохранных требований при проведении земельной реформы и отводе земель;
з) проведением работ по мелиорации земель, а также использованием осушенных и орошаемых угодий.
3.3. В плане работ по осуществлению госземконтроля необходимо предусматривать:
а) проверки отдельных юридических, должностных и физических лиц по конкретным вопросам (горнодобывающее предприятие - по вопросу рекультивации земель и т.д.);
б) общие проверки сельскохозяйственных и других предприятий по всем основным вопросам соблюдения земельного законодательства (проведение мероприятий по охране почв, предупреждение и ликвидация последствий негативных процессов, осуществление проектов по использованию и охране земель, соблюдение установленных специальных режимов использования земель, рекультивация нарушенных земель и др.);
в) целевые проверки, которые охватывают группу предприятий по отдельным направлениям использования и охраны земель (с соблюдении сельскохозяйственными предприятиями экологических требований при использовании мелиорированных земель, о соблюдении требований по рекультивации земель геологоразведочными организациями и др.);
г) проверки использования и охраны земель в составе комплексных проверок соблюдения природоохранительного законодательства и экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
3.4. Территориальным органам при планировании своей работы целесообразно предусматривать организацию и проведение проверок юридических, должностных и физических лиц по отдельным вопросам, общих проверок в целом по одному или нескольким административным районам, целевых проверок по группе районов или по всей территории субъекта Российской Федерации, проверок работы местных органов по осуществлению госземконтроля.
3.5. Для проведения общих и целевых проверок разрабатываются специальные памятки и, при необходимости, в установленном порядке (по взаимной договоренности или распоряжению администрации) привлекаются специалисты комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, санитарного и архитектурно-строительного надзора, сельскохозяйственных, водохозяйственных, лесохозяйственных, правоохранительных органов, научно-исследовательских, проектно-изыскательских и других учреждений, средств массовой информации, экологических и других общественных организаций.
3.6. Выявление нарушений земельного законодательства осуществляется в результате:
а) плановых проверок;
б) проверок по жалобам и сведениям, поступившим от организаций и граждан;
в) участия в комиссиях по приемке рекультивированных, улучшенных, мелиорированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных, гидротехнических и других объектов, сооружаемых в целях охраны земель;
г) мониторинга земель, рассмотрения и анализа материалов государственного земельного кадастра, почвенных обследований, аэрокосмических съемок и других исследовательских работ, проводимых природоохранными, сельскохозяйственными, санитарно-эпидемиологическими, водохозяйственными, геологоразведочными, лесохозяйственными, землеустроительными органами, а также научными и проектными организациями;
д) проведения экологической экспертизы (согласования) проектных материалов;
е) рассмотрения материалов по отводу земель.

4. Оформление документов при выявлении нарушений земельного законодательства

4.1. Должностные лица органов Минприроды России в соответствии со своей компетенцией, определенной в п. 7 Положения, при выявлении нарушений земельного законодательства дают обязательные для исполнения Предписания по их устранению (приложение 4) либо составляют протокол (приложение 5), являющийся основанием для привлечения виновных лиц к ответственности (п. 10 "д", "ж" Положения).
После составления протокола, при необходимости, может выдаваться Требование (приложение 6) о приостановке работ, ведущихся с нарушением земельного законодательства (п. 10 "в" Положения). В случае продолжения этих работ в финансово-кредитные органы направляется предписание о прекращении финансирования (кредитования) нарушителей земельного законодательства (приложение 7).
4.2. Должностные лица органов Минприроды России при выявлении нарушений, рассмотрение которых не входит в их компетенцию, могут составлять протоколы и передавать их на рассмотрение в соответствующие органы осуществляющие госземконтроль, для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
В случаях, когда рассмотрение дела о нарушении земельного законодательства входит в компетенцию двух или нескольких государственных органов, осуществляющих госземконтроль, составление протокола и последующее привлечение виновных лиц к ответственности производится органом, первым выявившим нарушение в использовании и охране земель, или по договоренности этих органов, исключающей двойное наложение штрафа.
4.3. Оформление протокола осуществляется в соответствии со ст.235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и нарушителем земельного законодательства, а также, при необходимости, свидетелями и потерпевшими лицами. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола об этом в протоколе делается соответствующая запись.