(Действующий) Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Принципы национальной морской политики

К принципам национальной морской политики относятся основные общие положения, которыми руководствуются субъекты национальной морской политики в ходе ее формирования и реализации.
Принципами национальной морской политики являются:
соблюдение общепринятых норм международного права и международных договоров Российской Федерации при осуществлении морской деятельности;
приоритет политико-дипломатических, экономических, информационных и других невоенных средств при разрешении противоречий в Мировом океане и устранении угроз национальной безопасности Российской Федерации с океанских и морских направлений;
обладание необходимым военно-морским потенциалом и его эффективное использование в случае необходимости для силовой поддержки морской деятельности государства;
интегральный подход к морской деятельности в целом и дифференциация ее на отдельных направлениях с учетом изменений их приоритетности в зависимости от геополитической ситуации;
поддержание составляющих морского потенциала Российской Федерации на уровнях, соответствующих национальным интересам России, в том числе обеспечение присутствия российского флота в удаленных районах Мирового океана и российских исследователей на Антарктическом континенте;
взаимодействие и координация усилий в вопросах формирования и реализации национальной морской политики органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и заинтересованных общественных объединений, действующих на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;
объединение усилий и координация научных исследований по проблемам формирования и реализации национальной морской политики;
государственный контроль над судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, государственный портовый контроль, контроль за состоянием и использованием природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
концентрация усилий по строительству и развитию инфраструктуры российского флота на территориях субъектов Российской Федерации, традиционно связанных с мореплаванием, унификация этой инфраструктуры для военных и хозяйственных нужд;
поддержание российского флота в готовности к решению стоящих перед ним задач, а также мобилизационной готовности торгового, рыбопромыслового, научно-исследовательского и других специализированных флотов;
концентрация средств и ресурсов центра и регионов для развития коммуникаций между центральной и приморскими частями России, особенно ее дальневосточными и северными окраинами, в интересах их дальнейшего освоения;
проведение комплексных морских научных исследований в интересах Российской Федерации, развитие систем мониторинга за состоянием морской природной среды и прибрежных территорий;
сохранение и совершенствование системы подготовки кадров, обучения и воспитания молодежи;
эффективная пропаганда целей национальной морской политики.

2. Задачи национальной морской политики

Задачи национальной морской политики формируются в соответствии с содержанием и на основе принципов национальной морской политики и направлены на достижение ее целей.
Формирование и постановку задач национальной морской политики осуществляют в пределах своей компетенции Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Задачи национальной морской политики имеют краткосрочный и долгосрочный характер.
Краткосрочные задачи определяются в зависимости от складывающихся:
геополитических условий и военно-политической обстановки в мире;
социально-экономической ситуации в Российской Федерации и в ее отдельных регионах;
экономической конъюнктуры на мировых рынках морских транспортных услуг, морепродуктов, углеводородных и других ресурсов, добываемых со дна морей и в их недрах;
достижений научно-технического прогресса;
эффективности морской деятельности.
При этом учитываются результаты выполнения федеральной целевой программы "Мировой океан", проводимого на постоянной основе анализа состояния и тенденций развития морской деятельности Российской Федерации и в мире в целом, а также системных исследований по вопросам, касающимся обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере изучения, освоения и использования Мирового океана.
Долгосрочные задачи составляют содержание национальной морской политики на функциональных и региональных направлениях и определены настоящей Морской доктриной.
Решение задач национальной морской политики осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления через организации, находящиеся в их ведении и сфере деятельности, а также действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации заинтересованными общественными объединениями.

III. Содержание национальной морской политики

Российская Федерация реализует последовательную и преемственную национальную морскую политику путем выполнения краткосрочных и долгосрочных задач, согласованных по функциональным и региональным направлениям.

1.Функциональные направления национальной морской политики

Это сферы морской деятельности в соответствии с их функциональным предназначением, такие как: деятельность государства и общества в области морских перевозок, освоения и сохранения ресурсов и пространств Мирового океана, морской науки, военно-морской и в других областях морской деятельности.

Морские перевозки

Для Российской Федерации морские перевозки имеют важнейшее значение как в обеспечении внутригосударственных перевозок, особенно в регионах, где морской транспорт является безальтернативным видом транспорта, так и во внешнеэкономической деятельности. Решающей продолжает оставаться роль морских перевозок для жизнеобеспечения районов Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Национальная морская политика в области морских перевозок заключается в реализации положений Концепции судоходной политики Российской Федерации, основными целями которой являются поддержание флота и прибрежно-портовой инфраструктуры на уровне, гарантирующем экономическую независимость и национальную безопасность государства, сокращение транспортных издержек, увеличение объемов внешнеторговых и транзитных перевозок через территорию страны.
Для этого решаются следующие долгосрочные задачи:
формирование нормативной правовой базы морской деятельности, соответствующей нормам международного права и интересам Российской Федерации;
обеспечение конкурентоспособности морского транспорта, создание условий для привлечения инвестиций и воспроизводства основных фондов;
создание предпосылок для устойчивого пополнения флота, контролируемого российскими судоходным компаниями и зарегистрированного в реестрах судов Российской Федерации;
увеличение доли флота российских судоходных компаний в общем объеме перевозок национальных внешнеторговых и транзитных грузов;
модернизация флота, сокращение среднего возраста судов, контролируемых российскими судоходными компаниями, и строительство новых судов, соответствующих международным стандартам;
отнесение задач строительства флота к числу приоритетных задач государства, создание условий, стимулирующих строительство флота на отечественных предприятиях;
пополнение транспортного флота судами основных классов, в том числе для перевозок контейнерных и специализированных грузов, до уровня, при котором он мог бы полностью обеспечить потребности страны с учетом возможной передачи части судов в состав Военно-Морского Флота в период мобилизации;
оптимальное использование транспортного флота для Северного завоза на основе прогнозирования и учета навигационно-гидрографических, гидрометеорологических и иных условий;
сохранение мирового лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов;
развитие прибрежно-портовой инфраструктуры с учетом существующих и перспективных объемов перевозок, состояния грузовой базы и транзитных грузопотоков, повышение доли участия российских портов в переработке таких грузов;
увеличение экспорта услуг отечественными судоходными компаниями и морскими портами;
развитие смешанных перевозок грузов с участием морского и других видов транспорта на основе современных транспортно-логистических технологий;